По данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, в 2006 г. в угодьях республики насчитывалось 48,1 тыс. особей лисицы, а размер изъятия составил 58,6% или 28185 особей. Много это или мало? Много, если считать, что в 1982 г. численность этого вида оценивалась в 25 тыс. особей.
Например, до распада СССР численность лисицы и других пушных видов регулировалась ценами «черного рынка». Потребитель платил за шкурку лисицы или енотовидной собаки от 100 до 250 советских рублей. Эта цена была выше среднемесячной заработной платы инженера, а поэтому добывать пушные виды охотнику было очень выгодно. Одним точным выстрелом, например, по лисице, он мог заработать месячную зарплату. По этой причине численность лисицы и енотовидной собаки не превышала пороговых значений, которые бы способствовали распространению бешенства. Например, по лисице эта плотность выше 2-х особей на 1000 га охотничьих угодий.
Ниже на основании литературных данных приводятся некоторые сведения о хищнической деятельности лисицы.
По сообщению доктора биологических наук Я.С. Русанова (1968г.), в Беловежской пуще лисица уничтожает 25% оленят. На истребление оленят лисицей указывают и прямые наблюдения Ф. Дарлинга (1956г.).
Лисица оказывает значительное влияние и на численность европейской косули. Например, в Норвегии зарегистрирована гибель от этого хищника 48% косулят, которые были помечены радиопередатчиками. В некоторых районах Швеции и Дании их смертность от лисицы колеблется в пределах 34–75% (А.А. Данилкин, 2006 г.).
Роль лисицы в истреблении зайца-беляка нельзя рассматривать относительно вида в целом в отрыве от географического ландшафта, от года и сезона. Крайние колебания встречаемости беляка в питании лисицы весьма значительны — от 0,5% до 75,1%, с кратностью в 150 раз (П.Б. Юргенсон, 1968г.). Встречаемость беляка в питании лисицы связана не только с обилием этого вида, но и с условиями добывания его для лисицы. Кроме того, поедание ею беляка связано также с состоянием обилия других основных кормов и, в первую очередь, мышевидных грызунов. Не случайно роль беляка в питании лисы возрастает в многоснежный период, в период образования наста и сильного промерзания почвы, когда мышкование бывает исключено. Оценивая роль лисицы в уровне плотности зайца-беляка, надо обязательно учитывать и соотношение их численностей, о чем говорилось выше.
Уникальный случай на охоте наблюдал охотник из Беларуси А. Курач. Во время охоты на зайца возле него пробегала лиса, которую он добыл. Каково же было его удивление, когда он подошел к своему трофею. Возле добытого самца лежало пять зайчат зайца-русака, которых он, по-видимому, переносил в зубах. Этот факт Курач подтвердил снимком, опубликованным А.В. Пискуновым в журнале «Охота и рыбалка» (№ 6, 2007 г.).
Еще один пример. Ученые Германии в горах Высокий Рен (Гессен) исследовали влияние хищников на размножение тетерева. Оказалось, что из 50 гнезд 28% разорены врановыми птицами, по 18% — кабанами и лисицами, 10% — куницами, 2% — неопределенными хищниками, возможно, енотами, 24% остались нетронутыми (А. В. Пискунов, 2007 г.).
Причин роста численности лисицы много, но главная из них — несовершенное законодательство, которое не стимулирует их добычу, а лишь ставит те или иные барьеры для этого. Нужно максимально упростить порядок добычи нежелательных видов, убрать все бюрократические препоны, которые тормозят их изъятие, и утвердить эффективные мероприятия, чтобы добывать охотнику эти виды было выгодно.
Какая необходимость охотнику снимать шкуру с летней лисицы или енотовидной собаки, а тем более со щенков? В Республике Беларусь значительное количество лисиц добывалось обеспеченными охотниками из нарезного оружия. Чтобы компенсировать выстрел, они лишь отрезали часть хвоста, который и предъявляли для оплаты. Ведь сделать это намного проще, чем снять шкуру. При этом государство не гарантирует охотнику, что тот обязательно получит причитающееся ему вознаграждение.
Доктор биологических наук В.Е. Сидорович предлагает регулировать численность волка на логовах, собирая волчат, сохраняя ядро семьи, которое состоит из самца и самки, ежегодно производящих потомство. Но практический опыт ведения охотничьего хозяйства показывает, «…что истребление даже значительного числа прибылых не приводит к заметному изменению численности, пока не будет затронуто ядро популяции, обеспечивающее ее прирост» (Д.И. Бибиков, 1985). С этих позиций и рассматриваются те или иные предложения по регулированию численности нежелательных видов.
В отношении нежелательных видов это должно выглядеть примерно так.
Всем должностным лицам охотничьего хозяйства надо разрешить применять при исполнении служебных обязанностей табельное оружие для уничтожения нежелательных видов животных, в том числе в запрещенные сроки и в запрещенных для охоты местах без специального разрешения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
Охотникам разрешается добыча диких животных нежелательных видов при любом законном нахождении в охотничьих угодьях с целью охоты.
Для поиска и добычи волков, лисиц и енотовидных собак охотникам разрешить использование механизированных транспортных средств (автомобилей, снегоходов, вертолетов и т.п.).
Для охоты на волка и лисицу из засады, на вабу с разрешения арендаторов охотничьих угодий разрешить применение специальных осветительных приборов, о чем делается соответствующая отметка в охотничьей путевке или разрешении на уничтожение нежелательных видов животных.
Штатным работникам охотничьих хозяйств, разрешить для добычи лисицы и енотовидной собаки применение петель, которые могут устанавливаться лишь при входе в убежище указанных видов зверей. В охотничьих угодьях, где охота разрешена, петли могут устанавливаться в сроки, кроме периода охоты на пушных зверей, а на запретных для охоты территориях — круглый год.
Материальное стимулирование охотников может быть: централизованным (проведение республиканских конкурсов), областным (поощрение бесплатными разрешениями на добычу копытных в зависимости от количества набранных баллов), местным (натуральные и денежные поощрения, выдаваемые администрациями районов, руководителями хозяйств).
В борьбе с нежелательными видами следует использовать и ресурсы Государственной инспекции по охране животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, которая почти всю работу по охране угодий свела к поимке нарушителей существующего природоохранного законодательства.
В связи с этим борьба с нежелательными видами — это одна из функций инспекции, которую она по непонятным причинам не выполняет. В настоящий момент эта госструктура существенно могла бы помочь в сокращении численности хищников, так как достаточно оснащена, круглый год контролирует охотничьи угодья и имеет достаточно квалифицированные кадры.
Комментарии (0)