Два года назад (3 ноября 1998 г.) газета «Хакасия» опубликовала интервью с автором этой статьи - оно вышло под заголовком «Эра свободной, дикой охоты. Это какая эра?». Речь шла о нарушениях федерального законодательства, об ущемлении прав и законных интересов организаций и граждан в сфере охоты, допущенных республиканским охотуправлением (начальник С.Машуков). Там содержался и вывод: если не остановить этот произвол, охотхозяйственная деятельность в Хакасии будет парализована, охота - зарегулирована, наступит эра запретов и ограничений, которая неизбежно перейдет в эру свободной, дикой охоты.
ПРОГНОЗ СБЫЛСЯ
Охотуправление, чаще других органов упоминавшееся в той статье, не опровергло изложенные в ней факты. Следовательно, они являются достоверными, а выступление газеты - обоснованным.
В ходе проверки фактов, изложенных в публикации, 16.02.99 г. прокуратурой был внесен протест на распоряжение Совета Министров Республики Хакасия от 13.04.94 г., которое позволяло охотуправлению многие годы незаконно совмещать контрольные и хозяйственные функции. Иными словами, разрешало выдавать путевки и торговать животным миром на свободных, ни за кем не закрепленных угодьях (в так называемом государственном резервном фонде). Следовательно, охотуправление всегда было кровно заинтересовано в расширении площадей таких угодий. Протест прокурора был правительством удовлетворен. Однако, по имеющимся у нас сведениям, никто не потребовал от охотуправления возврата денег за незаконно проданные путевки.
К сожалению, можно констатировать, что прогноз, сделанный в газете «Хакасия» два года назад, сбылся - причем на все сто процентов. И вот что мы имеем в настоящее время...
У Хакасского республиканского общества охотников, его структурных подразделений в районах изъяты все охотничьи угодья, а также аннулирована долгосрочная лицензия на право пользования животным миром. Такое решение было принято по представлению охотуправления правительством Республики Хакасия 16.12.99 г. в связи с якобы имевшими место нарушениями обществом природоохранного законодательства и условий пользования животным миром, указанных в долгосрочной лицензии. Поэтому сейчас 1 млн. 724 тыс. га охотничьих угодий, ранее принадлежавших общественным организациям, а фактически - местным охотникам в Алтайском, Аскизском, Боградском, Бейском, Таштыпском, Орджоникидзевском, Ширинском и Усть-Абаканском административных районах, являются свободными, то есть ни за кем не закрепленными территориями.
Республиканская прокуратура 22.02.2000 г. опротестовала это правительственное решение как незаконно принятое и необоснованное. Однако Правительство предложило обратиться за разрешением спора в судебные органы. В настоящее время соответствующий иск заявлен обществом охотников и уже находится на рассмотрении арбитражного суда Республики Хакасия. Безусловно, какое-то решение судом будет принято. То есть суд либо восстановит нарушенные права и законные интересы общественных объединений и их членов-охотников, либо откажет в иске. Поживем - увидим.
«ОБЕЗЛИЧКА» УГОДИЙ
Теперь же, устранив главного конкурента, охотуправление дополнительно получило в свою юрисдикцию огромную территорию, на которой монопольно и безраздельно властвует. Фактически на данной территории, ранее обслуживаемой 35 штатными работниками обществ охотников и 9 тысячами членов этих организаций, теперь нет практически никого. Если не считать по одному работнику охотуправления на каждый район. После изъятия угодий в них полностью были прекращены любые, даже простейшие, воспроизводственные, биотехнические и охотхозяйственные работы, а также надлежащая охрана животного мира. Иными словами, был свернут весь комплекс мер по ежегодной заготовке кормов, устройству солонцов, кормовых полей, выкладке подкормки, сокращению численности волка и многие другие мероприятия, на которые затрачивались тысячи рублей общественных (а не бюджетных) средств и безвозмездный труд охотников республики.
Вместе с тем, использование животного мира на этой и других территориях резервного фонда посредством охоты осуществляется в полном объеме по платным именным разовым лицензиям, выдаваемым охотуправлением. Такие действия специально уполномоченного органа не основаны на Законе и должны быть немедленно пресечены прокуратурой республики. Ведь Федеральный закон «О животном мире» не допускает использования животного мира на любой территории, где не проводится система мер по сохранению и воспроизводству объектов животного мира, а также мер по сохранению среды их обитания, относя эти меры к обязательным условиям пользования животным миром. Об этом прямо говорится в ч.4 ст.35 названного Закона. Осуществление же мер по воспроизводству животного мира не входит в функции специально уполномоченных органов, так как в силу ст.13 названного Закона эти органы должны осуществлять контроль за воспроизводством, а также состоянием и использованием объектов животного мира, обеспечением их охраны, а также контроль за состоянием и качеством среды их обитания.
Все эти и многие другие работы, согласно ч.2 ст.40 названного Закона, осуществляются исключительно пользователями животным миром. То есть юридическими лицами, к которым относится, в частности, республиканское Общество охотников и рыболовов со своими структурными подразделениями в районах. Иными словами, закрепление охотничьих угодий за организациями и предоставление им права пользования животным миром в конкретных границах позволяет ликвидировать «обезличку» угодий и является одним из условий пользования животным миром, установленных Федеральным законом. Это условие, в силу ст.38 названного Закона, должно содержаться в долгосрочной лицензии на пользование животным миром.
Таким образом, осуществлять один из видов пользования животным миром (охоту) в фактически ничейных, бесхозных угодьях без выполнения всех условий, предписанных Законом, который обладает наибольшей юридической силой, не дозволяется.
ЛИПОВЫЕ ЛИЦЕНЗИИ
Тот факт, что на территории государственного резервного фонда (другое название - угодья общественного пользования) осуществляется охота, то есть один из видов пользования животным миром (ст.34 Закона), доказывают многочисленные распоряжения правительства Республики Хакасия, проекты которых готовит охотуправление, а также собственные приказы этого ведомства. Они так прямо и называются: «Об открытии весенней охоты в Республике Хакасия в 1999 г.» (распоряжение от 21.04.99 г. N№ 109-р, приказ от 22.04.99 г. N№ 18) или «Об открытии осенне-зимнего сезона охоты в Республике Хакасия Nв 1999-2000 гг.» (распоряжение от 06.10.99 г.N№ 195-р, приказ от 06.07.99 г. N№ 33).
В именных разовых лицензиях, выдаваемых охотуправлением, указано, что разрешается именно охота (например, на пернатую дичь), и называется конкретный административный район республики.
Выдавая такие лицензии, охотуправление также действует неправомерно. В силу ч.10 ст.37 Федерального закона «О животном мире» именные разовые лицензии гражданам на использование объектов животного мира действительно выдаются специально уполномоченными органами. Однако эта норма Закона содержит существенную оговорку - в соответствии с установленным порядком.
Согласно ст.5 названного Закона порядок предоставления лицензий на использование объектов животного мира отнесен к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации. Спросите у чиновников охотуправления: кем утверждена форма именной разовой лицензии, где установленный порядок их предоставления, которым они руководствуются, выдавая гражданам фактически липовые бланки лицензий на уток, глухарей, куликов, зайцев, белок, лисиц? Уверен, что вразумительно ответить на ваш вопрос они не смогут. Потому что только сейчас (02.08.2000 г.) Минсельхозпрод России издал приказ N№ 693 «Об утверждении Положения о порядке выдачи именных разовых лицензий на добычу объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты» и еще только направил его на государственную регистрацию в Минюст России (см. еженедельник «Экономика и жизнь» N№ 35, сентябрь 2000 г., стр.8).
Осуществляя нормотворчество, охотуправление часто маскирует охоту на территории резервного фонда под другое название - регулирование численности. Так, в приказе N№ 18 от 22.04.99 г. прямо указано: открыть охоту на бурого медведя, на самцов глухарей на токах, на вальдшнепа на тяге на территории государственного охотничьего резервного фонда в целях регулирования численности. Подобные перлы имеются и в подготовленном охотуправлением распоряжении правительства РХ от 21.04.99 г. N№ 109-р.
МАСКИРОВКА ОХОТЫ
Регулирование численности придумано охотуправлением так, для красного словца, с целью маскировки самой охоты. Однако такое регулирование не имеет под собой ни биологических, ни законных оснований. Вместе с тем, выдавая на территории резервного фонда именные лицензии с целью якобы регулирования численности, охотуправление взимает с охотников плату как за охоту. Однако плата за регулирование численности в Российской Федерации не установлена, поэтому деньги собирались противозаконно.
Помимо прочего, охотуправление не перечисляет собранные с граждан деньги в региональный и федеральный бюджеты. Поэтому прокуратура 18.06.99 г. внесла в охотуправление представление об устранении нарушений действующего законодательства. Следовало бы проверить, как оно выполняется в настоящее время.
Хочу через газету обратиться к депутатам высшего законодательного органа республики - Верховного Совета. Помогите вашим землякам - хакасским охотникам, обратитесь в Конституционный Суд России с запросом о конституционности нормы ч.1 ст.35 Федерального закона «О животном мире», так как она наделяет полномочиями по установлению платежей за пользование животным миром (федеральный налог - ст. 19 Закона РФ «Об основах налоговой системы РФ») органы исполнительной власти, что явно противоречит положениям российской Конституции (ст.57), Налоговому кодексу РФ (ст.1, 3, 17) и постановлениям Конституционного Суда от 18.02.97 г., от 11.11.97 г.
P.S. 11.09.2000 года Арбитражный суд Республики Хакасия, рассмотрев иск РОиР к Правительству Республики Хакасия принял решение: исковые требования Общества охотников удовлетворить и признать недействительными пункты 1 и 2 Постановления Правительства Республики Хакасия N№188 от 16.12.99 года.
Комментарии (0)