Осенью 1765 г. Екатерина II собрала за чашкой чая ближайшее окружение. Обсуждалось катастрофическое положение государства. Почти половина золотых и серебряных денег оказались за границей, так как ввоз товаров намного превысил вывоз. Европейские страны отказывали в кредитах. В итоге кризис в сельском хозяйстве - главной отрасли экономики России.
...Первым взял слово Сиверс - начальник Новгородской губернии, в которую входили Олонецкая, Тверская, Псковская и Великолукская провинции.
- Мы, пятнадцать человек, соединились добровольным согласием в обществе, в котором вознамерились совокупным трудом стараться об исправлении отечественного земледелия и домостройства.
Так возникло в России первое научное общество - Вольное экономическое общество с девизом «Пчелы, в улей мед приносящие». Это общество просуществовало 150 лет. В разное время в нем состояли известные люди: М.И.Кутузов-Голенищев, Н.Н.Миклухо-Маклай, Г.Р.Державин, Л.Н.Толстой, В.В.Стасов, А.М.Бутлеров, А.Н.Бекетов, В.И.Вернадский, Д.И.Менделеев, В.В.Докучаев и др.
А уже в январе 1766 г. Андрей Тимофеевич Болотов (1738-1833) - один из выдающихся людей в нашей истории - на книжном базаре в Москве купил книгу «Труды Вольного экономического общества». На 180 странице книги была анкета из 65 (!) вопросов. Общество просило читателей присылать сведения о видах высеваемых культур, способах обработки земли и применяемых севооборотах. Интересовалось сельскохозяйственными орудиями, климатом, земельными богатствами, лесами, реками, рыбной ловлей. Отдельная группа вопросов касалась урожайности, доходности помещичьих крестьянских хозяйств, а также торговли, цен, транспорта, дорог, быта, жилых и подсобных построек, занятий жителей, промыслов.
Вернувшись домой в деревню, Андрей поспешил к жене.
- Ах, голубка моя, гляди-ка, что привез! - и протянул ей «Труды». - Теперь всякому, кто в сельской экономии имеет понятие и сколько-нибудь умеет писать, не трудно ответить на все вопросы и тем самым послужить Отечеству.
Болотов не только ответил на вопросы анкеты, но и послал рисунки изобретенных им земледельческих орудий.
Общество опубликовало его ответ в следующих «Трудах», предлагало ему продолжить сотрудничество, а вскоре избрало Болотова в свои ряды.
Этот фрагмент истории показывает то время, когда высокие государственные и общественные умы понимали ценность подробнейшей информации из первых рук, искали и поддерживали социально-активных людей, желающих послужить Отечеству. Не в этом ли разгадка мощного поступательного развития России до 1917 г., которое вело ее к тому, чтобы в 1930-1940-х годах стать самой процветающей страной в мире?
Ни о каком выявлении социально-активных людей, желающих послужить Отечеству, ни о какой объективной информации при подготовке и принятии решений, ни о каком поиске оптимальных путей развития после 1917 г. в стране речи не шло и не идет.
На вопрос «Что делать?», пожалуй, детальнее всех ответил А.И.Солженицын в книге «Россия в обвале» (1998). Несколько предложений из нее мы процитируем: «Все мы - и есть Россия. Мы ее такою сделали, нам ее - и вытягивать». И наказ: «Действуй там, где живешь, где работаешь!»
А.И.Солженицын очень большие надежды возлагает на внеполитическое , внепартийное, вненациональное местное самоуправление и самоорганизацию людей: «И жизненно важно, низойдет ли эта децентрализация власти до малых городов и районов? - то было бы оживлением подлинным».
«Каждые возникающие на месте очажок, звено, самодвижность - культурная, образовательная, воспитательная, профессиональная, краеведческая, экологическая, землеустроительная, хоть садово-огородная (добавим от себя и первичные коллективы охотников) - они все и есть деятельные зачатки местного самоуправления, даже будущие составные части его структуры. Им - и соединяться в общих усилиях, и начинать направлять местную жизнь, разумно, спасательно, а не в тупик, как загоняет нас многое начальство и столько Указов».
Со своей стороны, в статье «Как хозяйствовать в согласии с Природой?» («РОГ» N№ 2, 1999) мы выделили шесть фундаментных блоков, на которые надо опираться при поиске оптимальных - именно оптимальных - решений, касающихся как Природы, так и обустройства России: открытое обсуждение, объективность информации, единство Природы, эколого-социально-экономическая уникальность административных территорий, включая сельские округа, место и условия жизни людей, правило «экологичное - экономично».
В этой статье мы впервые в России сделали ряд предложений, в том числе указали на главное звено в природоведении - административные районы, в которых в наихудших условиях проживает 80 миллионов человек, обосновали приоритетное право собственности местных жителей на природные ресурсы и необходимость перехода на комплексное природопользование. Без этого перехода мы не научимся жить и хозяйствовать в согласии и сотрудничестве с единой Природой.
В этом направлении лежит наиболее краткий путь и выигрыш России в нравственно-духовном и физическом здоровье людей, в ее мировом престиже, в экономике.
Вклад охотников России в ее обустройство может и должен быть гораздо существеннее, чем есть, хотя бы потому, что они:
1) тесно соприкасаются с Природой;
2) мобильны и могут стать передатчиками толковой информации;
3) имеют оперативную демократическую газету «РОГ» с сильной редакцией. (Эту газету сейчас выписывают даже не в каждом районном обществе, а надо - в каждый первичный коллектив.)
С этих позиций мы начинаем серию статей о волках и налаживании грамотной работы с ними прежде всего на районном уровне.
Близкие к теме разговора статьи были нами опубликованы в журнале «Охота и охотничье хозяйство» (N№ 2, 1984; N№ 3, 1986). Суть их сводилась к тому, чтобы в районах закартировать участки обитания волчьих семей и завести на каждую семью паспорт-папку, куда бы заносилась вся информация о волках с конкретной территории.
С тех пор в работе с волками ничего не изменилось. Никаких картирований, паспортов и объективных информаций. Мракобесию всегда и всё и так ясно.
Наша работа по сбору информации о волках проводится с 1974 г. в западной части Тверской области на территории порядка 2000 кв. км.
Плотность волков в этой части за годы наблюдений колебалась в пределах 10-30 особей на 1000 кв. км. В местах нашей работы полностью, а чаще частично, располагались участки обитания 12 волчьих семей.
Мы будем излагать материал, собранный на участках обитания шести семей, находившихся под наблюдением от 5 до 19 лет (общее 66 лет).
По трем из них наши данные за 1988-1996 гг. дополнены наблюдениями от 40 работников Центрально-лесного заповедника.
По всем шести семьям было зарегистрировано 736 встреч со свежими следами волков или в среднем по 11 на семью ежегодно. Этот факт показывает, что информация о волках собирается по крупицам, поскольку этот зверь относительно редкий.
Все крупные хищники из-за малочисленности и трофейной ценности очень уязвимы перед человеком. Ранее 11 из них были занесены в Красную книгу СССР. По данным отдела охотничьего регулирования ЦНИЛ, численность крупных хищников в России за период с 1991 по 1995 г. оценивалась так: бурый медведь - 13100-110000, волк - 27000-41000, рысь - 35000-31000, росомаха (1986-1990) - 26000-29000 особей.
Сбор и анализ информации о волках удобнее вести, основываясь на их годовом цикле. Мы его выделяли с 1 мая по 30 апреля. В наших условиях наибольшая информация по следам собирается с 1 декабря по 1 марта (табл. !).
Чтобы лучше понимать в полевых условиях следы волков и анализировать в районе поступающую о них информацию, мы разделили таблицу на две части.
Фундаментальные исследования волков были начаты американцами в 1940 г. с последующим их углублением и распространением в других странах. Более 30 лет преимущественно в США и Канаде для научных целей волков метят радиоошейниками с индивидуальными сигналами, которые регистрируются с самолетов, автомашин или с рук соответственно на расстоянии до 30, 6-10 км.
Меченые волки находились под наблюдением от нескольких месяцев до семи лет. По нашим прикидкам, были помечены несколько сот волков, а общие затраты на научные исследования по этим хищникам исчисляются несколькими сотнями миллионов долларов США. Поскольку в сходных условиях поведение волков одинаково во всем мире, то игнорировать результаты зарубежных исследований совсем неумно.
Вклад СССР и России в общий поток исследований по волку при почти нулевом финансировании удается поддерживать благодаря энтузиазму и любознательности наших зоологов, охотоведов и охотников.
В работе с волками надо различать понятия «стая» и «семья». Стаей принято называть двух и более зверей, находящихся вместе. Семья волков, по нашей трактовке, это все особи, живущие преимущественно на участке обитания матерых или матерых с прибылыми и изредка собирающиеся вместе с ними в одну стаю. В известных нам случаях причиной объединения членов семьи в одну стаю являлось какое-то осложнение в жизни матерых с прибылыми (отстрел одного из родителей, люди забрали волчат из гнезда, медведь завладел добычей волков). Такие объединения происходили в течение 1-2 суток при интенсивном вое хищников.
При благоприятной погоде стаи слышат друг друга за 9 км.
Стаи из четырех и более особей - обычно это матерые с прибылыми - образуют наиболее устойчивую группировку. Примерно третья часть таких стай имеет в своем составе волков других возрастов. Встречаются стаи и непривычного состава (3-5%) с двумя-тремя беременными самками.
Эти стаи создают территориальную структуру популяций, оказывают влияние на поведение и распределение по угодьям всех волков. Отношение стай к чужакам и между стаями в норме настороженно-враждебное. Однако слабые стаи могут принять чужаков в свой состав.
Каждая стая охотится на своей территории, охраняя ее с помощью воя, запахового и визуального мечения. Запаховое и визуальное (поскребы) мечение оставляет только родительская пара, а поднимает высоко ногу и мочится вбок главный самец. Около 80-90% поскребов также делает он, остальные - самка. Они метят территорию и тогда, когда находятся только вдвоем или в одиночку.
Наиболее интенсивно занимается мечением образовавшаяся новая пара волков. Заняв свободную территорию, вклиниваясь в межстайные пространства или зацепившись за отдаленный участок территории какой-либо семьи, эти пары усиленно заявляют о себе.
Президент Международной рабочей группы по волку американец Д.Мич и один из лучших знатоков поведения животных Л.В.Крушинский, характеризуя этого зверя, подчеркивали его общественный инстинкт. Из таблицы видно, что только 11% волков регистрировались в одиночку. Что это за волки?
Это может быть любой из членов семьи, отошедший от стаи на часы, дни, изредка - на месяцы. Другие одиночки - особи, расселяющиеся и ищущие территорию и партнера. Их отличает незнание местности, передвижение и нахождение в межстайных и периферийных территориях волчьих семей. Заход в глубь чужой территории, подход к чужой добыче для них может оказаться гибельным. Это очень подвижная и трудно поддающаяся слежению часть популяции волков. Расселяющиеся волки регистрировались от места мечения на расстоянии от нескольких десятков до сотен километров. Один самец был убит за 917 км.
Пары волков. Это могут быть матерые, оставшиеся без щенков в этом году или новые пары. Если они не метят, то скорее всего это второстепенные члены семьи, занимающей эту территорию.
Тройки. Чаще это второстепенные члены семьи в возрасте от 6-7 месяцев до 3,5 лет. Тройки неустойчивы, расходятся на 2 и 1, затем могут опять объединиться.
Подсчет волков в стае в начале снежного периода несложен. Сложнее, когда высота снега заставляет зверей идти след в след. В таких условиях количество волков определяется по числу лежек, при их атаке на жертву или в местах разброда. При неуверенности в точном подсчете записывается то количество, которое удалось установить, со словами «не менее».
Вся работа по сбору информации в районе строится на добровольной основе. Координацию для учета и анализа поступающей информации поручают человеку, интересующемуся волками.
И последнее. У читателей «РОГ» разные интересы, и многим наша статья не понадобится. Постарайтесь передать ее тем людям, которым она будет полезна. Распространение знаний в России идет недопустимо медленно. Надо хоть как-то исправлять эту ситуацию.
Комментарии (0)