Кировский садок

Поводом к написанию этой заметки послужило “Фото номера” Сергея Фокина (РОГ №-16, 2001), на котором изображен охотник после удачной утренней зорьки. Там же рядом со стрелком стоит садок для подсадной утки. О нем мне и хотелось упомянуть в этой заметке.

Раньше я тоже пользовался плетеным садком, пока кто-то из кировских умельцев (может быть, он откликнется после этой публикации) не изобрел другой, более удобный с моей (да и не только с моей) точки зрения. А суть в том, что кировский садок по аналогии с рыбацким ящиком для подледного лова рыбы, служащим одновременно и вместилищем для удочек и сиденьем, выполняет те же функции, только вместо удочек туда помещают подсадную утку. Сходного типа садок был ранее упомянут Я.С. Русановым в его книге “Водоплавающая дичь” (1987). Он там изображен в виде деревянного ящика. Наш же, кировский, изготавливают из проволоки, фанеры и материи. Причем диаметр проволоки должен определяться весом сидящего на садке охотника, то есть примерно 5-6 мм. Из такой проволоки делают каркас садка.

Каркас обтягивают какой-либо не очень плотной материей, например мешковиной. Если же плотной (в частности, плащпалаточным материалом), то в нем нужно сделать отверстия, чтобы сидящей там утке легче дышалось. Крышка, которой одновременно пользуются и как сидением, а также дно садка делают из фанеры: для крышки - потолще, для дна - потоньше. Причем дно должно располагаться на 5-6 см выше нижнего обода садка, чтобы ни материя, ни фанера не гнили от соприкосновения с сырой землей. На верхнем ободе делают проушины для ремня, на котором и носят садок.

Кировский садок несколько тяжелее плетеной корзины, но несравненно удобнее тем, что служит одновременно и сидением. Не требуется что-то искать и приспосабливать под сидение в скрадке. Высадил утку, занес садок в скрадок - и все, ты на месте.

Ценен садок такого типа и при так называемом экспедиционном способе охоты. Раньше я нередко делал так: отсидев утреннюю зорьку, забирал подсадную в садок и шел лесной дорогой вдоль речки Гнилухи, которую кряковые селезни использовали как дневочную стацию. В некоторых местах, где есть подходящий прогал, высаживал подсадную на разлив Гнилухи и садился за каким-либо укрытием на садок. Если подсадная срабатывала, то услышавшие ее селезни непременно подлетали или, чаще, подплывали к ней. На это обычно уходило минут 15-20. После выстрела (удачного или нет) забирал подсадную и шел дальше, к следующему прогалу. Так за утро экспедиционным методом удавалось добывать несколько селезней,

После первого же знакомства с кировским садком для подсадной утки я оценил его достоинства, заказал изготовить такой же себе и теперь на охоту беру только его. Многие другие охотники-кировчане стали пользоваться садком такого типа. Так что популярность его среди местных охотников растет.

г. Киров