Браконьеры поневоле

Hе без интереса читал и перечитывал корреспонденции на так называемую нравственную тему, опубликованные в последних номерах нашей охотничьей газеты. Взяться за него «вынудила» публикация Анатолия Клепцова о браконьерстве. Хотя, конечно, все это не так уж и ново, но, думаю, говорить об этом стоит. Безусловно, прав А. Клепцов в том, что «есть множество причин, когда человека можно причислять к категории браконьеров». И зачастую это получается невольно, когда Охотник даже не помышлял о браконьерстве. Сошлюсь на примеры.

Вот А. Клепцов пишет: «...в собственном огороде шлепнул зайца...». Если «шлепнул» осознанно — вот как подвалило! — тогда, конечно, — браконьерство. Если косые одолели хозяина участка: грызут яблони — спасу нет! Что делать?.. Решил попугать, заодно и отстрелить одного, другого... Как тут считать? Да, забыл подчеркнуть: у охотника не было разрешения на добычу зайцев. Скажете: есть немало способов «отучить» косых от огорода. Может быть. Но охотник о них не знает. А зайцы стволы начали подгрызать... Может, охотник подумает, что лучше штраф заплатить, чем терпеть «разбойников»...

Но это «легкий» факт. Можно обойтись без выстрелов. А вот что рассказал мне знакомый охотник.

Два товарища охотились за зайцами. Во время гона один из них встал на узкой лесной дороге под сосной. С нетерпением ждал, что вот-вот должен показаться заяц... Вдруг сверху на него прыгнула... рысь. Ружье выпало из рук. Но он воспользовался ножом. Хищницу прикончил. Охотник отделался царапинами. А могло быть и хуже. Однако рысь-то взял без лицензий. Кто он — браконьер?

Другой подобный случай. Шел охотник по лесной тропинке. И встретился с медведем. Хищник сразу встал на лапы и давай наступать. Охотник начал пятиться. Пятился, пятился — уперся спиной в дерево. И машинально в упор выстрелил в зверя. И... потерял сознание. Когда очнулся, видит: на нем лежит медведь. Пригляделся — зверь неживой. Едва выбрался из-под него. Домой вернулся седым.

Скажете: это оборона — не браконьерство. Все верно.

Еще один спорный факт. Поставил охотник капкан на норку. На пруду. Без лицензии. Ясно — браконьерство. А если норка стала нападать на кроликов у того же охотника? Сначала загубила несколько маток, потом более десятка крольчат. Он поставил капкан в крольчатник, и норка попалась. Браконьерство?..

Конечно, кто-то может сказать: надо было обезопасить крольчатник от хищницы. Спорить не приходится. Охотник предпринимал меры, но... Вот таков результат.

А теперь факты явного браконьерства.

— Ты понимаешь, встретил на днях охотника, — рассказывал мне как-то знакомый охотник. — Лучше бы не встречался с ним. Настроение он мне испортил. Я его спросил: как отдыхается? Он в отпуске был. А он скривился:

— А-а-а ... Одно разочарование. Ничего в лесу нет. Ходил несколько часов — хоть бы кто вспорхнул...

— Так никого и не взял?

— Да было дело. Только в другом лесу. Случайно набрел на глухариный выводок. Убил глухарку и двух глухарят... Сидели, глупые на деревьях!..

— Я, конечно, возмутился:

— Глухарку-то зачем?!

— А он: — А никто не узнает...

Плюнул я ему под ноги, и разошлись мы с ним.

Этот же знакомый охотник рассказывал, как другой ему хвастался: дескать, мешок рябчиков за раз набил. Может, и при всех необходимых документах. Но ведь мешок! Похоже на разбой.

Нечто подобное я слышал от другого охотника.

У них была хорошая компания. Годы охотились. Надеялись друг на друга. Понимали с полуслова и мысли не держали о браконьерстве.

Однажды к ним напросился товарищ. Взяли с собой на глухарей. И он показал себя: зашел в самую середину тока и отстрелял четырех мошников. Все охотники взяли лишь по одному, как всегда. Когда увидели «товарища» со связкой глухарей, сказали, что больше его с собой не возьмут. И вообще запретили появляться на этом току.

Ну что ж, хороший пример. На охоте нужно вести себя разумно.

Не удержусь еще от одного разумного примера.

Один охотник на просеке бывшей электролинии увидел лося. На рогах напутаны провода. Они не отпускали великана. Чего скрывать: по-разному могли бы поступить разные охотники. А этот известил товарищей, посоветовались. Позвонили в охотинспекцию. Им порекомендовали: если не удастся освободить лося, можно отстрелять, а мясо сдать в кооперацию.

Приехали охотники к лосю. Он стоял совсем обессиленный. На рогах куча проводов. Одно ухо отрезало проводом. Лось... плакал. Походили охотники возле животного, подосадовали... А как помочь бедняге, не знали. Пробовали подойти к лосю поближе, он становился агрессивным... Пришлось отстрелять

Ну, кажется, хватит примеров. Конечно, охота, сами знаем, дело не шуточное. Всякое бывает. Главное — по возможности быть разумным, не терять человеческое лицо. Как? А это уж в ком что заложено. Человечность или пакость — они проявляются не только на охоте...