За плотвой по перволедью

Традиционно объектами охоты рыболовов по перволедью являются окунь, щука, судак и подлещик

Во многом это связано не только с активностью рыбы после становления льда, когда реально поймать крупный экземпляр, но и с тем, что крупную рыбу сейчас легче обнаружить. Поэтому не многие рыболовы нацеливаются на ловлю плотвы. Сейчас ловля плотвы чем-то сродни ловле ерша в феврале, когда приезжаешь на рыбалку, а клева нет, то есть, если найти крупного окуня не удается, а щука клевать не желает, рыболов обращается к плотве. Не знаю, правилен ли такой подход, но считаю, что достаточно интересно сейчас ловить плотву целенаправленно, особенно на водоемах, бедных крупным хищником. Сейчас плотва полна сил, поклевки четкие, а сопротивление пойманной рыбы приносит удовольствие. Да и повяленная, пойманная зимой плотва выше всяких похвал.

В зависимости от условий, то есть от величины водоема, от его проточности и глубины, ловля плотвы сильно отличается и в каждых условиях приходится приспосабливаться и выбирать оптимальную технику и тактику.

По перволедью, да и среди зимы, плотву в больших водоемах типа водохранилищ обычно ищут на глубине, начиная приблизительно с четырех метров. Как правило, такие глубины находятся на бровках русел. И это не всегда правильно. Плотва занимает верхние бровки русел гораздо позднее, то есть с середины зимы и до наступления последнего льда. Сейчас намного вероятнее найти приличную плотву на глубине от одного до трех метров, вне зависимости от максимальной глубины водоема. Она, как и окунь, пока предпочитает придерживаться прибрежной подводной растительности, забираясь в самую ее гущу. И только плотва, которая перемещается из глубин «большой воды» в заливы и впадающие в водоем реки, придерживается больших глубин. Поскольку во многих водохранилищах Подмосковья сейчас наблюдается, с одной стороны, активизация местной плотвы, которая стоит под берегом, и в то же время в заливы и устья зашла плотва с поливов «большой воды», то и тактику ловли можно разделить на два варианта.

Сегодня мы рассмотрим вариант ловли местной рыбы, которая придерживается небольших глубин. Плотва около берега отличается высокой активностью, она постоянно перемещается на определенной акватории, но периодически концентрируется, хотя всего на несколько часов, на каком-то участке. Поскольку рыба находится в постоянном движении и не привязана к определенному месту стоянки, она плохо реагирует на любую прикормку, включая и мелкого мотыля. Попытки удержать плотву на месте с помощью мотыля, как правило, приводят к тому, что плотва следует своей дорогой, а на прикормке концентрируется мелкий окунь. Активная плотва также мало внимания обращает на приманку на крючке, будь то мотыль, опарыш, репейник или тесто, поэтому целесообразно воспользоваться безнасадочными мормышками. Для этого с собой нужно иметь набор приманок, в который входят мормышки, «нимфы» и «чертики». Такой набор совершенно необходим, хотя и в минимальном ассортименте, то есть две-три безмотыльные мормышки, пара «нимф» и пара «чертиков», поскольку привередливость плотвы нередко способствует достижению предела терпения рыболова. Каждый год удивляешься, насколько прошлогодние выводы и находки становятся неактуальны в новом сезоне.

Искать плотву, например, на Истринском водохранилище надежнее начинать на расположенных непосредственно у берега поливах, то есть площадях с практически одинаковой глубиной. Наиболее перспективны глубины полтора-два метра с мощной растительностью. На Сенеже такие места расположены, например, вдоль второй (дальней) дамбы, но уже на глубине два-четыре метра, среди подводной растительности.

Во время ловли плотвы с относительно небольшой глубины в водоемах без течения есть несколько тонкостей. Здесь стоит рассмотреть два случая. Первый, который наиболее характерен для ловли на водоемах типа московских водохранилищ, характеризуется активным перемещением рыбы и рыболова. Здесь я бы посоветовал начинать учиться ловить плотву на безмотыльные приманки, прежде всего, мормышки, которых сегодня создано достаточно много. Размер мормышки большого значения не имеет, поскольку плотва рыба активная, и размер, а точнее, масса мормышки определяется исключительно глубиной и диаметром лески. Наиболее «рабочие» формы мормышек – «уральская» и «муравей». Наиболее универсальны мормышки с крючком №16, черного или фиолетового цвета, с бисером на крючке желтого и фиолетового цвета.

Очень важное значение для генерации нужной игры имеет кивок. Поклевка плотвы на безмотыльную мормышку очень быстрая, короткая и «мягкая». Иногда довольно точно говорят, что поклевка плотвы «вороватая». Поэтому кивок должен быть очень чувствительным, поскольку поклевка в большинстве случаев выражается лишь во вздрагивании кончика кивка, и если в этот момент не сделать подсечку, то рыбы на крючке не будет. Хотя, нужно отметить и то, что во время хорошего клева поклевка явно выражена в виде четкого изгиба или подъема кивка. Чтобы придать мормышке требуемую частоту колебаний, кивок должен быть достаточно упругим. Пока широко признано то, что лучшим кивком для безмотыльной мормышки является пластинка в виде усеченного конуса из часовой пружины. Причем пластинка должна быть конусной не только по ширине, но и по толщине, то есть на кончике кивка его толщина буквально сводится на нет. На кончике припаивается очень маленькое и легкое колечко из тончайшей проволоки для пропускания лески. Кончик кивка я окрашиваю в черный цвет водостойким фломастером. Угол изгиба кивка вверх под весом мормышки, как я считаю, должен быть приблизительно 10 градусов. Некоторые рыболовы успешно ловят и с более мягкими кивками, но это уже дело привычки. Как я уже упоминал, поклевка обычно выражается в малейшем изменении колебаний кивка.

Если на известном вам «плотвином» месте поклевок в течение получаса нет, имеет смысл сменить мормышку на «нимфу». Сейчас, опять же, конструкций «нимф» достаточно много, но я бы остановился на классическом варианте. Классическая нимфа представляет из себя мормышку в форме «капельки» с одетыми на цевье крючка кембриками. Первый кембрик свободно движется по цевью, а второй не позволяет первому свалиться с крючка, являясь ограничителем движения. При «правильной» игре большое колечко кембрика «бегает» по цевью, причем с очень большой частотой, которая намного выше, чем частота движения тела самой мормышки.

Наиболее универсальны кембрики лимонного и желтого цвета.

Если и при использовании «нимфы» не удается добиться поклевки, то стоит попробовать «чертика». Выбрать лучше самого маленького по размеру «чертика» черного, фиолетового или темно-зеленого цвета.

Техника игры при ловле плотвы заключается в том, что рыболов медленно поднимает приманку и при этом придает ей очень мелкие и частые колебания. После того как появится хотя бы намек на поклевку, нужно быстро, но не размашисто, подсечь. Если рыба не попадется, то следует сделать такую же проводку и при поклевке выдержать очень короткую паузу перед подсечкой. Если поклевки при проводке приманки прекратились, то часто выручает следующий прием. Приманку приподнимают на ту высоту, на которой наблюдались поклевки, и начинают ее энергично и часто трясти на одном месте. После этого делают обычную проводку, как правило, такой прием приносит успех. Если вы ловите на относительно крупную свинцовую мормышку, то ей нужно придавать более энергичные движения. Более быстро поднимать (приблизительно 1–2 см в секунду) и также часто трясти, но амплитуда колебаний при этом должна оставаться небольшой. Периодически приманку можно останавливать, трясти на месте и изменять частоту колебаний. Вообще, при ловле нужно стремиться каждую проводку делать немного отличной от предыдущей. Очень часто результат приносит равномерная проводка мормышки, нимфы или «чертика» вверх без колебаний. Но надо заметить, что такой прием чаще применяется во время ловли на «чертика». «Чертик» эффективно периодически класть на дно и делать более высокую проводку. Хотя это бывает довольно неудобно, но эффективно использовать тандем из нижнего «чертика» и верхней «нимфы». Неудобно только лишь из-за частых зацепов мормышки за нижний край лунки.

В следующий раз рассмотрим ловлю на больших, но мелководных водоемах без течения.