Все правильно сделал...

Поймать меньше всех – это беда или достижение?

Можно ли заносить в актив «полный ноль»? По-моему – можно, если знаешь, что все правильно сделал. Не думаешь, а именно знаешь.

КАК НИ САДИТЕСЬ – ВСЕ РАВНО БУДУ ПЕРВЫМ!

«Поймать больше всех» доставляет истинное удовольствие, когда клюет хорошо. Когда не клюет или клюет плохо – «больше всех» от «меньше всех» может отличаться на килограмм-другой – стоит ли игра свеч? А даже если и стоила бы – однозначно не стоит ради такого сомнительного достижения отказываться от возможности поймать много, когда начнет клевать. Иными словами: взялся за хэви-джиг – не разменивайся на ультралайт...

Расклад следующий. Август, Балтийское море, территориальные воды Литовской республики, удаление от берега – 4–7 км, глубина под лодкой – 20–30 метров, объект ловли – треска. Погода – прекрасная, клев – отвратительный. В лодке 3 человека. Итог по рыбе: 1 небольшая треска у меня и по 5–6 таких же рыбок – у каждого из моих спутников. Есть повод для огорчения? Вовсе нет – я все правильно сделал.

...По возвращении на берег наш товарищ, который на той рыбалке не был, поначалу объяснил мою неудачу тем, что в лодке я не там сидел. По его мнению, от расположения рыболова в лодке при ловле в отвес зависит очень многое, а именно – рыба кушает приманки тех, кто сидит первыми по дрейфу, а тому, чья приманка доходит до рыбы последней, достаются жалкие остатки. С такой логикой трудно было бы спорить, если бы все приманки весили бы одинаково. Но, к счастью, есть надежный способ успеть к рыбе первым независимо от того, где сидишь – на корме ли, на носу или посередине. Просто нужно повесить самую тяжелую приманку – и не просто самую тяжелю, а такую тяжелую, чтобы окружающим она показалась абсурдно тяжелой. На той рыбалке я ловил на 7-унцовый пилькер против 2-3-унцовых – у моих спутников. Так что я все правильно сделал – именно моя приманка попадала под нос рыбы первой, ну а то, что рыба в этот день вяло клевала – это уже ее проблемы. Пытаться под них подстроиться – может, и признак мастерства, да уж больно скучное занятие – по сравнению с настоящей рыбалкой, разумеется.

Напомню про старика Сантьяго из знаменитой повести Хемингуэя (да не заржавеют гениальные высказывания от многочисленных повторений!): «...У него они всегда уходили в воду прямее, чем у других рыбаков <...>. Другие рыбаки позволяли своим снастям плыть по течению...». Так что (далее – там же): «...когда счастье придет, я буду к нему готов». А счастье приходит не так редко, как может показаться, если каждый раз насиловать себя попытками адаптировать вес приманки под прихоти рыбы...

ИЗ ЖИЗНИ АБСУРДНО ТЯЖЕЛОГО ДЖИГА. Водоем «Х», глубина маленькая, погода тихая. Основной рабочий вес – 6 граммов. Для плохого клева – 3 грамма. Абсолютный максимум – 10 граммов (больше – просто глупость получается). Интенсивность клева средняя (поклевки судака через каждые 5–7 забросов). Скучно – не хватает праздника. И тут на арену под дружный хохот зрителей выходит «чебурашка» с отметкой «23». Заброс – рыба, заглот максимальный. Второй заброс – вторая рыба. Смех зрителей стихает. Третий заброс – третья рыба. Четвертый заброс – сход. Пятый заброс – рыба. Шестой и седьмой забросы – пустые поклевки, и у зрителей появляется слабая надежда. Восьмой заброс – рыба. Девятый заброс – рыба. Зрители постепенно расходятся «по неотложным делам» – шоу продолжается.

 

 

ТЯЖЕЛЫМ ДЖИГОМ – ПО СПОРТИВНОМУ АЗАРТУ

 

 

На соревнованиях обычно задача номер один для всех – «уйти от нуля» – т. е. поймать рыбу любой ценой, хотя бы одну, хотя бы самую чахленькую. Чтобы гарантированно поймать рыбу при плохом клеве (а на соревнованиях он всегда плохой) – джиг должен быть максимально легким, а сама ловля – максимально тяжелой. Вместо джига может выступать маленькая вертушка или воблерок класса «минноу» вдоль зарослей травы или еще какая-нибудь забавная приманочка – если хорошо понимать, что и для чего делается, хоть какого окунька или щуренка, да выдернешь. Но если не хочется заниматься самоистязанием или жаль тратить драгоценные мгновения единения с природой на выцеживание мелочи – можно заниматься любимым делом с большими шансами ничего не поймать. Даже на соревнованиях.

...Сентябрь 2004 года, соревнования в Дубне. Как всегда – «две недели назад рыба отлично ловилась, а теперь...». Кто-то простукивает джигом любимую «точку», кто-то бежит по берегу и «простреливает» все подряд, одновременно изучая рельеф, кто-то пытается выловить окунечка или щуренка, булькающего у границы травы. После недолгого путешествия по берегу с попутным беглым изучением реки, в одном месте мы втроем делаем длительную (до финиша) остановку. Чем это место сегодня лучше других? Исключительно наличием стаи леща на дне. Небольшой – метров 10–15 длиной и в 1–3 «ступеньки» шириной. Сам лещ не нужен, нужна щука, которая здесь же – где-то под лещом (любое животное всегда рядом с едой – закон Природы). Начнет кушать – мы ее сразу же и поймаем. Не начнет – не судьба сегодня. Активаторы щучьего клева запрещены правилами соревнований – остается просто ждать, простукивая дно джигом, настолько тяжелым, чтобы без напряжения чувствовать все аномалии в поведении лещовой стаи. Уходить нет смысла– клев отвратительнейший (см. результаты соревнований – РОГ № 40/2004). Уменьшать вес груза нет желания – можно не заметить едва уловимые изменения в окружающем мире и пропустить короткий щучий выход, ежели таковому суждено случиться. Щука здесь, вопрос только в том, проявит она активность или нет. Проявит – и кто-то из нас троих чемпион, может быть – вся тройка наша. Нет – все трое будем с нулями (так оно в итоге и вышло). Но я спокоен и доволен собой – сегодня я сделал все правильно. И мои ребята тоже уверены, что сделали все правильно. Правда, их скорее убедил обмен SMS-сообщениями с находящимся в отъезде товарищем, хорошо знающем реку, который подтвердил, что в этом месте щука частенько ловится. А меня вот больше убедили лещи, которых нет ни в одном учебнике спиннинговой ловли...

ПРЕДВИДЯ ВОЗМОЖНЫЕ ВОЗМУЩЕНИЯ ИХТИОФИЛОВ. Спешу сообщить, что в процессе нашего единения с природой ни один лещ забагрен не был. Маленькая тактическая подробность: 2/3 забросов велось строго вдоль верхней и нижней границ зоны циркуляции «мирной» рыбы, 1/3 – непосредственно через нее.

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРТ В РОЛИ ЧАЙНИКА

 

 

Дабы мой очередной «мини годовой отчет» не сочли агитацией за советскую власть (то бишь тяжелый джиг), закончу эпизодом, в котором вес приманки не играл вообще никакой роли. Равно как ее размер, цвет, запах, да и сам факт ловли.

Итак, самая лучшая рыбалка минувшего года сложилась для меня следующим образом: весь день провел на реке, но сделал всего 4 заброса и не поймал ни одной рыбы. Зато попил водки и посидел за беседой в хорошей компании. Но это была не та ситуация, когда «водка мешает рыбалке» – просто в тот день рыбалки не было. Чтобы это выяснить, мне понадобилось сделать те самые 4 заброса и еще несколько телефонных звонков (маленькое дополнение – к перечисленному необходимо присовокупить некоторый опыт ловли на данном водоеме в данное время года в предыдущие несколько лет). И стало ясно, что лучше не напрягаться, а спокойно пить водку.

Теперь в деталях. 4 мая 2004 года, левый берег Немана (Калининградская область). На Калининградском заливе в этот день (как в предыдущие и последующие) судак клюет «как из пулемета». Именно на Калининградском заливе мы и базировались – на даче у Владимира Прокаева, переоборудованной в «центральный офис» Калининградского рыболовного клуба. Однако в этот день мы вчетвером (двое местных и двое московских гостей) отправляемся на Неман в район поселка Ясное (130 км в один конец). То, что это не самый лучший вариант по рыбалке, известно заранее. Однако, несмотря ни на что, все равно едем на Неман. Каждый из нас преследует свои личные интересы, а именно: Константин Кузьмин, успевший за предыдущие дни пресытиться рыбалкой на заливе, хочет в рамках одной недельной поездки в Калининград охватить как можно больше водоемов; Георгий Ковалюх – отметить свой день рождения на берегу любимой реки; меня же прельстила перспектива увидеть свою «вторую родину» – Литву на противоположном берегу, а заодно решить пару оперативных вопросов в зоне покрытия литовского сотового оператора «Omnitel». Лишь Андрей Балышев целиком и полностью руководствуется интересами общественными и едет туда, «куда хочет народ».

...Глупое это занятие – ехать на рыбалку туда, где сейчас не клюет. Тем не менее, плохое знание водоема может помочь в такой ситуации – человек не знает, что клевать не должно, верит, что сейчас поймает, и вера его материализуется в улов. Так называемый «эффект чайника». Так вот, «чайником» на этой рыбалке оказался... первый национальный эксперт по спиннингу Константин Кузьмин! Со второго или третьего заброса он поймал судака килограмма на 3 и наивно поверил, что дедушка Неман в этот день одарит его рыбой. Для Кузьмина это была первая весна на Немане, для меня же – пятая или шестая. По опыту прошлых лет я знал, что через 2 недели судак здесь будет клевать «как из пулемета» (чуть раньше него начнет жерех). А сейчас клюет лещ на донки – его время. Так на этой реке заведено. И если есть какие-то отклонения от этой схемы – происходить они должны в каких-то других местах. Но не здесь и сейчас! Еще до того, как Кузьмин поймал своего судака, я успел связаться по телефону с группой сильных спиннингистов из Клайпеды, регулярно патрулирующих противоположный берег реки и владеющих оперативной информацией о клеве рыбы. Информация была неутешительной: весна на Немане шла без серьезных отклонений от привычного графика. Это значит – спиннинг можно и не собирать. Однако успех коллеги вселил и в меня крупицу оптимизма: я, понадеявшись на чудо, все-таки сделал те самые 4 контрольных заброса. И только потом приступил к тотальному распитию. А Константин Кузьмин попался в «ловушку для туристов» и пробежал по берегу Немана в поисках рыбы не один километр. Увы – поймали мы с ним одинаково (не считая, конечно, того шального судака, который, возможно, просто был делегирован местным подводным царем для личного знакомства с маэстро). Мне кажется, я все правильно сделал. Хороша калининградская водочка, особенно – под судака, запеченного на углях. Главное – в процессе пития не терзать себя сомнениями типа: «А вот вдруг сейчас как заклюет!» Но тут у джентльменов была дополнительная гарантия спокойствия – слава Богу, в этот прекрасный весенний день за всех за нас на реке со спиннингом отдувался такой специалист, которому можно доверять больше, чем самому себе...

КРАТКИЙ СЦЕНАРИЙ НЕМАНСКОЙ ВЕСНЫ. Весенняя ловля судака на Немане в районе Шилининкай начинается примерно с 10–20 мая (когда отнерестившийся судак начинает скатываться в залив) и продолжается до конца июня. Самый верный фенологический признак начала посленерестового хода судака – окончание интенсивного клева леща (цены на леща на рынках Клайпеды начинают расти после прохождения абсолютного минимума). Многочисленные попытки литовских спиннингистов обнаружить места преднерестового хода судака пока результатов не дали.

 

Когда заранее знаешь, что делаешь все правильно, трудно открыть для себя что-то новое. Но ведь рыбалка – это не научная лаборатория, иногда (пардон!) хочется просто рыбу половить в свое удовольствие. В 2004 году, так уж получилось, я бывал на рыбалке в несколько раз реже, чем в любой другой из десятка предыдущих лет. Потому редкими мгновениями, проведенными на водоеме со спиннингом в руках, дорожил и делал все правильно – даже в тех случаях, когда ловил меньше всех или ничего не ловил вовсе...