Совсем немного осталось ждать открытия весеннего сезона охотникам Москвы и Подмосковья. И, как всегда в это время, мы беседуем с руководителем службы охотнадзора по Московской области. Сегодня наш собеседник – исполняющий обязанности начальника Мособлохотуправления Д.Д. ВАЧУГОВ.
– Дмитрий Дмитриевич, помнится, год назад еще не все подмосковные угодья были закреплены за охотпользователями. Какова обстановка на сегодняшний день?
– Могу сказать, что долгосрочные лицензии на пользование охотугодьями у нас уже все выданы. Основной охотпользователь у нас – Московское общество охотников и рыболовов. На сегодняшний день за ними закреплено более 70% угодий Московской области. Теперь будем следить, кто справится с возложенной задачей, а кто нет.
– Каковы сейчас ваши отношения с МООиРом?
– Они как были, так и остаются нормальными, деловыми. МООиР – охотпользователь, мы – государственная контролирующая организация, а потому здесь не может быть каких-то панибратских отношений. Некоторые вопросы мы выясняем через арбитражный суд, но, повторяю, это нормальные отношения двух охотничьих организаций такого уровня.
– Есть ли в Московской области частные владельцы охотничьих хозяйств?
– Нет, это не предусмотрено законодательством. Все владельцы угодий – юридические лица. Помимо МООиРа, Военно-охотничьего общества и «Динамо», на долю менее крупных юридических лиц приходится сейчас менее 10% угодий.
– Какое разрешение необходимо для весенней охоты и кто его будет выдавать?
– Помимо охотничьего билета, основным документом для производства охоты является именная разовая лицензия. Поскольку в Московской области нет государственного резервного фонда и все угодья закреплены, выдача лицензий возложена на охотпользователей. Это их прямая обязанность. Лицензия – это документ государственной отчетности. По окончании охоты охотник обязан отметить в ней реальное количество добытой дичи и в 5-дневный срок возвратить по месту приобретения. Сразу хочу обратиться к охотникам – отметку добычи надо делать в любом случае, а если ничего не отстреляно, так и писать в соответствующей графе. Сдача неотмеченных лицензий не допускается. Ведь весь смысл сбора лицензий – оценка добычи пернатой дичи как по отдельным охотхозяйствам, так и по области, и по России в целом. Данные этих лицензий поступают на компьютерную обработку в ГСУ (Государственную службу учета охотничьих животных ГУ «Центр-охотконтроль»).
– Должен ли охотник платить за право весенней охоты государству?
– На массовые виды пернатой дичи (селезень, гусь, вальдшнеп) именные разовые лицензии бесплатные. Из объектов весенней охоты платными остаются только глухарь и тетерев. Деньги от лицензий идут государству. Плата же за путевки взимается охотпользователями и идет на их нужды. Замечу, что в Московской области добыча глухаря и тетерева довольно жестко лимитирована. Распределяют лицензии на них сами охотпользователи. Поскольку охота на токах требует специального егерского обслуживания, то и путевки на эти виды недешевые. Цены на путевки устанавливают, естественно, охотпользователи. Если охотник пожелает охотиться на селезня с подсадной и на гусей, и при этом ему необходимо егерское обслуживание (подсадные утки и шалаши, лодки и укрытия), то помимо лицензии он должен приобрести и путевку, оплатив услуги. Также платной может быть путевка, если вы охотитесь на тяге в сопровождении егеря или он распределяет охотников по стрелковым местам.
– Но представьте себе, что охотник имеет дом или дачу в деревне. Он захотел поохотиться у себя «на задворках». Либо приехал на один вечер на тягу на электричке, или на своей машине, а после охоты вернется в Москву. Нужна ли в этом случае путевка?
– ФЗ «О животном мире» предусматривает лишь наличие у охотника именной разовой лицензии. Это – документ на право добычи охотничьих животных. Несмотря на многочисленные публикации по этому вопросу в «РОГе», охотпользователи настаивают на необходимости приобретения еще и путевок «без обслуживания». Я предвижу, что уже на следующий день после выхода этого интервью, вновь, как и в прежние годы, охотпользователи бросятся в редакцию со статьями типа «Не вводите в заблуждение охотников», где будут опять доказывать, что путевки без обслуживания охотникам надо покупать у охотпользователей. Я здесь выскажу лишь свою точку зрения. Никаким законодательством у нас плата за пребывание охотника в угодьях не предусмотрена. Принуждать охотника к оплате мнимых услуг охотпользователи не могут. Мне могут возразить: деньги, полученные за путевку без обслуживания на вальдшнепа, идут на биотехнию, охрану угодий. Но для того, чтобы этот вопрос регламентировать, существуют соответствующие законы и подзаконные акты. Есть Закон о защите прав потребителей, Гражданский кодекс РФ. Обоснованность платы за путевку без обслуживания должна быть приведена в соответствие с этими и другими законодательными актами. Нельзя забывать и о принципе добровольности оказания услуг и заключения договоров.
В Конституции существует оговоренный принцип независимости в правах от членства в общественных организациях. Сейчас охотники вынуждены платить немалую сумму за так называемую отработку. Мне, например, как охотнику, хотелось бы знать, куда конкретно идут эти деньги. Нонсенс заключается в том, что государство предоставляет охотнику пользование массовыми видами охотничьих животных бесплатно, тогда как охотпользователи заставляют платить лишь за одно право охотиться в их угодьях. Если охотпользователи незаконно ущемляют охотника в праве на охоту, мы рекомендуем обращаться в прокуратуру.
– В последние годы у охотпользователей и их егерей были отобраны права составления протоколов на нарушителей правил охоты.
– Они могут участвовать в охране, но при одном условии. В составе оперативной группы должен быть либо представитель госохотнадзора, либо работник милиции, которые могут составлять протоколы об охотнарушениях.
– Сколько всего районных охотоведов в Московской области?
– 32 сотрудника. Сейчас они называются начальниками районных отделов Мособлохотуправления.
– На огромную Московскую область с ее 100–тысячной армией охотников это очень мало.
– Основной выход из положения – привлечение в рейды сотрудников МВД, которые обязательно должны согласовывать свое участие в рейдах с органами госохотнадзора. Замечу, что у сотрудника милиции должно быть соответствующее направление на рейд от его вышестоящего начальства.
– Когда будет открыта весенняя охота?
– Мы будем советоваться по этим вопросам со специалистами – орнитологами и охотоведами. Многое будет зависеть от хода весеннего пролета пернатой дичи. В любом случае мы будем стараться, чтобы сделать охотникам настоящий праздник и сроки охоты совпали бы с массовым пролетом птиц.
– В Ивановской области правилами охоты установили жесткие сроки весенней охоты – с третьей субботы апреля. Это очень мудрое решение, ориентированное на оптимальные многолетние средние сроки пролета дичи. Охотники не дергаются, заранее планируют свои отпуска, не обрывают телефоны в охотуправлении и обществах: они знают, что, к примеру, в этом году, какая бы ни была весна, охота у них будет открыта с 16 апреля. Не планируется ли такое в Московской области?
– В отличие от Ивановской области, где приняли новые правила охоты, мы еще живем по правилам охоты, принятым в 1988 году, где сказано, что ежегодно сроки весенней охоты устанавливает областное Охотуправление. Когда мы будем принимать новые правила, думаю, обязательно будем иметь в виду опыт ивановских охотоведов.
– Будет ли как-то ограничена охота на гусей в Виноградовской пойме Москвы-реки? Ведь то, что сейчас там происходит, трудно назвать правильной охотой.
– О Виноградовской пойме – разговор особый. Это угодья международного значения как места массовых, тысячных скоплений гусей на весеннем пролете. Там есть небольшой заказник, но когда вокруг огромное скопление охотников, он перестает выполнять свою охранную функцию. В прошлом году мы от нашего Охотуправления организовали рейд в эти угодья и своими глазами увидели то, что там творится. Об этом был даже показан сюжет по телевидению. В прошлом году перед открытием охоты мы при поддержке ГУ «Центрохотконтроль» и орнитологов из рабочей группы по гусеобразным вышли с предложением к губернатору Московской области о резком ограничении охоты в Виноградовской пойме. Федеральный закон предусматривает возможность принятия такого решения губернатором. К сожалению, мы не нашли понимания в областном руководстве. Сейчас мы вновь поднимаем этот вопрос и направляем его губернатору. Считаю, что вопрос надо ставить жестче – о полном запрете весенней охоты в Виноградовской пойме Москвы-реки.
– Можно ли весной охотиться на селезней только с чучелами и без подсадной?
– Нет, правилами охоты в Московской области разрешается охота на селезней только при наличии подсадной утки.
– Зимний сезон охоты завершился 28 февраля. Но мы знаем, что по-прежнему в Подмосковье остается серъезной эпизоотическая ситуация с лисицей. В редакцию поступают письма от охотников, которые спрашивают: куда нужно обратиться за получением внесезонных разрешений на охоту на лисицу?
– Регулировать численность лисицы мы будем в течение всего года в связи с опасной ситуацией по бешенству. Рядовых охотников мы к этому стараемся не привлекать. Занимаются этим специальные бригады под руководством начальника районного отдела госохотнадзора. Если у охотника есть желание стать участником этих бригад, ему нужно обратиться в свою районную службу охотнадзора.
Комментарии (0)