Бежецкая весна

После снежного и морозного марта в воздухе запахло весной. Охотники оживились. Стали строить планы – где и на кого можно успешно поохотиться. Как всегда на страницах охотничьих изданий раздавались голоса о вреде весенней охоты и не менее убедительно звучали доводы горячих ее поклонников. Я отношусь к последним и глубоко убежден, что частичное изъятие гусей, самцов кряковых уток, тетеревов и глухарей не навредит воспроизводственному процессу пернатых. Опасность исходит со стороны порочной практики организации и проведения весенней охоты, а также недисциплинированности, нет, не охотников, а «человеков» с ружьями, назвать которых охотниками язык не поворачивается.

Я старался узнать от своих знакомых и товарищей, выезжавших на охоту в разные регионы, как она проходила. Сам я отправился на охоту в Бежецкий район Тверской области, где она открывалась с 23 апреля. Надо отдать должное облохотуправлению Тверской области. В этом году не было путаницы со сроками, а лицензии в угодья общего пользования всем охотникам выдавались бесплатно. Это уже что-то ближе к исполнению закона. Вот на таком фоне и проходила весенняя охота 2005 г.

Я приехал на всю десятидневку. Располагая достаточным временем, старался больше внимания уделить наблюдениям за пролетом пернатой дичи, ее количеством и поведением, в зависимости от состояния погоды.

ВАЛЬДШНЕП

Сведения по вальдшнепу, которыми я располагаю, показывают, что тяга лесного кулика не везде была хорошей. По словам моего товарища, на его любимой поляне (Тамбовская область) весной 2004 г. он за одну тягу насчитал 30 куликов. В этом году на открытии не увидел ни одного. А другой товарищ восхищался тягой в Пошехонье Ярославской области, где он 26 апреля наблюдал более 20 вальдшнепов и трех ему удалось добыть. Говорить, что вальдшнепа в эту весну меньше, нет повода. Все зависело от погоды, а она не всегда способствовала активной тяге. Хорошие тяги бывают в тихую, теплую и пасмурную погоду. Но таких вечеров за всю охоту я не могу припомнить ни одного.

С 23 апреля и по 25 тяги как таковой вообще не было. Было холодно и ветрено, а временами шел снег с дождем. Первого вальдшнепа добыл 27 апреля. Хорошие тяги стали наблюдаться с 4 мая и оставались таковыми до 7 числа. В радиусе видимости и на слуху отмечалось от 5 до 10 птиц. Но, увы. С 3 мая охота закрылась.

ЧИБИС

В первые дни охоты встречались единичные пары, оглашавшие округу своим печальным вопросом «чьи вы?» К 27 апреля их появилось заметно больше, но значительно меньше, чем в прошлом году. Кладку из 3 яиц нашел 1 мая.

БЕКАС

Со дня открытия охоты и до 25 апреля бекас вообще не наблюдался, и не слышалось его неподражаемое блеяние. Первого токующего бекаса увидел 26 апреля, и он был активен до самого Дня Победы.

КРОНШНЕП

Этого крупного и красивого кулика в первые дни охоты не наблюдал. Впервые услышал и увидел кроншнепа 25 апреля. Он в этом году стал довольно редок. Изредка попадались на глаза 2–3 птицы вместе. До боли в сердце было жаль этих доверчивых птиц, падающих от выстрелов негодяев.

ТУРУХТАН

Первых птиц встретил 30 апреля. На луговине у озера Верестово, где в прошлую весну на току насчитал 30 бойцов, в этот раз их оказалось только 11. Они, как и прежде, активно бегали, гоняясь друг за другом, наскакивая на соперника, распушив свои воротники. Самое удивительное, сколько лет наблюдаю за ними, а так ни разу и не удалось увидеть двух одинаково наряженных птиц. Каждый участник турнира выступал в одежде собственной раскраски и был неповторим.

ТЕТЕРЕВ

Тетерев был обычен. В Дубакинском охотхозяйстве успешно шла охота на току не только на тетерева, но и на глухаря. В близлежащих угодьях общего пользования тетеревиных токов не было. Местные охотники их разогнали еще до открытия охоты. На заброшенных полях и опушках рощиц в одиночку и парами они продолжали радовать охотничью душу своими звонкими песнями.

УТКИ

Разношерстная утиная братия уже во всю осваивала свои любимые места гнездовий. 26 апреля наблюдал удивительную картину над озером Верестово: нескончаемым потоком летели табунки крякв, шилохвости, нырковых разных пород в северном направлении. Чирков было мало. Веселых компаний, где за одной чирухой гонялось до десятка селезней-трескунков, не встречал. Чирков-свистунков не видел. Обычной была широконоска. В последующие дни вечерами на поля активно шла кормиться свиязь. Чаще стали появляться в поле зрения пары кряковых. Иногда кряковую утку настойчиво преследовали в воздухе 2–3 селезня. Это верный признак, что утки уже на гнездах. С 27 апреля кряковые селезни хорошо шли на зов подсадной.

Первую кладку утиных в 6 яиц нашел 2 мая, 8 мая – еще две кладки кряковых и одну широконоски. В гнездах крякух было 10 и 12 яиц, у широконоски – 6. Птицы на гнездах сидели плотно и подпускали на 3–4 шага.

ГУСИ

По рассказам моих товарищей, охотившихся в Воронежской и Смоленской областях, в начале апреля гуся там было много. В Воронежской области они на троих за два дня отстреляли 22 гуся. Егеря и рыболовы 8 и 9 апреля в пойме реки Москвы наблюдали в бывшем Виноградовском охотхозяйстве Военно-охотничьего общества сотенные стаи гуменника и белолобых. Но к открытию охоты они ушли на север.

Хороши охоты были в районе Пошехонья. Мой товарищ там добыл 6 гусей. Слух о хорошей охоте быстро распространился по всей округе, и на следующий день подвалили «гости» из Москвы. Безалаберной стрельбой на запредельные дистанции они быстренько разогнали гусей. На этом охота и закончилась.

В Бежецком районе кормовая база для гусей по правому берегу озера Верестово значительно сократилась. От Бежецка до с. Чижово не распахано ни одного поля. Все заросло бурьяном, и гуси с озера на кормежку улетали куда-то далеко в северо-восточном направлении. Их в этом году также держалось мало. Отмечались большие стаи на островах в районе д. Еськи.

ОХОТА

Несколько выходов на тягу оказались малорезультативными, и я переключился на водоплавающих. За весь период охоты с подсадной отстрелял 13 селезней кряковых и по одному широконоски и чирка-трескунка. Большую часть времени посвятил охоте на гусей. Нашествие охотников не позволяло успешно использовать профили и чучела. Но и в такой обстановке в открытие охоты мне удалось добыть первого гуся.

В последующие дни охотников прибавилось. Они располагались в 150–200 м друг от друга. Палили! Палили на все мыслимые и немыслимые дистанции. Все летающее и бегающее обстреливалось с каким-то диким остервенением. И что самое печальное – нарушают правила охоты и нормы охотничьей этики люди не безбедные. Что же с нами происходит?

Обобщая наблюдения моих товарищей и свою охоту, можно сказать, что весна оказалась поздней и холодной. Пролет вальдшнепа был несколько растянут. Уток в этом году, на мой взгляд, наблюдалось больше, чем прошлой весной. Это вселяет некоторый оптимизм, что летне-осенняя охота будет хорошей.

Первых гусей в Подмосковье наблюдал 26 марта. К открытию охоты по регионам основная масса гусей, которая будет гнездиться, как правило, уже проходила и под выстрелы охотников не попадала. Это еще раз подтверждает мое субъективное мнение, что урон лапчатым, наносимый весенней охотой, не такой уж и невосполнимый. А если ученые и власти озабочены сокращением количества гусеобразных, то самый верный и не такой уж затратный путь для их сохранения – это запрещение охоты в районах их гнездовий и надежный контроль за этим со стороны органов охотнадзора. Тогда к осени будем с хорошим прибытком.