Cостоявшаяся перестройка министерств и ведомств России, как показала жизнь, не способствовала повышению качества управления огромным хозяйством страны. Перестройщики ожидали сокращения чиновничьей рати, следовательно, и экономии средств на ее содержание и, конечно, на повышение качества управленческой деятельности. Но увы. Как всегда, оказались пророческими слова В.Черномырдина – нашего «златоуста» и «цицерона»: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Что путного можно ожидать, если в правительстве, по его же определению, собрались «завлабы». Складывается впечатление, что дипломы о высшем образовании и документы, удостоверяющие наличие ученых степеней и званий, куплены ими в одном из подземных переходов в московском метро. Позволяет так говорить и новая «система» управления охотничьим хозяйством.
За последние два года в средствах массовой информации (в том числе и охотничьих) было много толковых выступлений ученых, специалистов-профессионалов и простых граждан, болеющих за свою Родину. Казалось бы, Правительство РФ, Федеральное Собрание должны были, наконец, услышать голос своего народа. Но этого не случилось. Точными и справедливыми оказались слова писателя Д. Гранина: «Власть всегда глупее народа. Но она не должна быть НАСТОЛЬКО глупой, чтобы не слушать народ». Приходится согласиться – имеем то, что имеем. В этом еще раз читатели убедились, прочитав статью двух уважаемых авторов О.Малова и С.Фокина «Еще один шаг к развалу» («РОГ» №24, 2005). Авторы глубоко проанализировали и убедительно показали, что ждет охотничье хозяйство страны и любительскую охоту в случае принятия предложенных проектов законов о «Лесном» и «Водном» кодексах. Я с удовольствием принял их приглашение высказать мнение по предложенным проектам законов и полностью с ними согласен: «многое зависит от нас с вами». Так как объем статьи не позволяет высказаться по обеим проблемам – леса и воды, то я буду говорить только о лесе.
Разговор начну со ст.9 Конституции РФ, где закреплен принцип, в соответствии с которым земля, леса и другие природные ресурсы используются и охраняются как ОСНОВА ЖИЗНИ и ДЕЯТЕЛЬНОСТИ народов, проживающих на соответствующей территории. Напомню, на основании этого положения Конституционный Суд РФ в «Постановлении» от 9.01.1998 г. по делу о проверке конституционности действующего «Лесного кодекса» дал заключение: «Лесной фонд России – ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития..., а также рационального использования этого природного ресурса в интересах РФ и ее субъектов – представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим».
Казалось бы, какие могут быть вопросы? Хозяйствуй власть разумно, – «руби, но не с плеча, пили, но не до конца». Ан нет. Только за последние годы объемы лесозаготовок не превышают 150 млн куб. м. Доходы от продажи древесины на корню в 2003 г. составили 7,3 млрд руб., а на восстановление лесного хозяйства из бюджета было потрачено 8,6 млрд руб. За время рыночных реформ площади ежегодных посадок лесных культур сократились в 5 (!) раз (с 900 тыс. га до 180 тыс.). Россия, располагая большей частью мировых запасов леса, имеет с них доход около 5 млрд долл., а крохотная Финляндия – 15 млрд долл. В СССР лесозаготовки достигали 350 млн куб. м, и лесная отрасль по доходам уступала только нефтяной. Вывод – государство своим лесом сегодня распоряжается крайне неэффективно. Такое же положение и в других отраслях, в том числе и охотничьем хозяйстве.
Конституция РФ допускает возможность нахождения природных ресурсов в различных формах собственности. Ст.42 проекта «Лесного кодекса» подтверждает, что земли лесного фонда являются федеральной собственностью, и тут же заявляет, что земельные участки лесного фонда могут находиться одновременно в собственности субъектов РФ, муниципальных образований, граждан и юридических лиц. Мало этого. Предусматривается возможность нахождения лесных участков в собственности иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц. А что означает в собственности у «иностранных юридических лиц», можно судить по соглашению «САХАЛИН-2». Сахалинцы сидят на газе и каждую зиму замерзают. Газ принадлежит американцам, и мы будем вынуждены покупать его у них по международным ценам. Ежегодный убыток России – 2,5 млрд долл. Это же явное противоречие основному закону России. Хотелось бы отослать разработчиков проекта «Лесного кодекса» к законам США и Канады, на которые они любят ссылаться. В этих странах введен запрет на частную собственность лесных участков для иностранных лиц.
Не открою большого секрета, – частные собственники (арендаторы) для достижения высоких барышей будут вырубать леса по максимуму, а вкладывать средства на их восстановление по минимуму. Такое отношение к лесам может обернуться экологической катастрофой, подобно той, что случилась в 90-х годах XIX столетия. Тогда в Центральной Европейской части России 70% лесов были в частной собственности. Владельцы вырубили и выжгли тысячи га лесов под сельхозпашни, сенокосы, выпасы и выгоны для скота. Суховеи, высыхание рек и озер, эрозия почвы привели к засухам, ежегодным неурожаям и как следствие – к страшному голоду. Видно, разработчики проекта «Лесного кодекса» не читали «Русский лес» Л.Леонова. Иначе бы они отнеслись к этому наиважнейшему достоянию народа более уважительно и бережно.
Анализируя действия властей по развалу сельского хозяйства путем принятия «Земельного кодекса» и закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», приходишь к выводу: отрицательный опыт их так ничему и не научил. Как доказали ученые, 1 га российской пашни при умелом возделывании и необходимых агромероприятиях давал бы прибыль 300 долл. в год. А все сельское хозяйство при грамотном руководстве могло быть рентабельнее, чем все нефтедобывающие компании. Но Минсельхозу так организовать работу не приходит в голову. Поэтому наши города на 80%, а село на 50% зависят от импортного продовольствия. Такова же будет отдача и от внедрения в жизнь «Лесного кодекса». Правительство не думает на этом останавливаться и планирует разработать специальный федеральный закон об обороте земель (лесных участков) лесного фонда, тем самым окончательно закрепить частную собственность на «Русский лес».
А как же с конституционным правом граждан на общедоступное лесопользование? В ст.18 проекта в перечне видов лесопользования отсутствует само понятие «общедоступное лесопользование». Это яркое свидетельство полного игнорирования интересов простого народа. Правда, в пункте 1 ст.26 как издевка записано право граждан свободно и бесплатно посещать лес и собирать для личных нужд дикорастущие плоды, ягоды, грибы, орехи, хворост... Но это право исключается короткой фразой: «...если иное не предусмотрено лесным законодательством». Это ставит конституционное право граждан в полную зависимость от собственников (арендаторов) лесных участков. Пункт 3 ст. 26 прямо говорит, что пребывание граждан в лесу может быть ограничено законом и в «...иных случаях». Пунктом 5 ст.26 предусматривается право местных органов власти определять нормы бесплатного сбора «даров леса». Как говаривали в старину, вот тебе, бабушка, и Юрьев день.
В прошлом году председатель Совета Федерации С.Миронов говорил: «Сама постановка вопроса о передаче леса в частную собственность вызывает бурю вопросов у россиян». При такой постановке вопроса социальная напряженность будет «...значительно выше той, что была при прохождении Земельного Кодекса РФ».
И далее (С.М.): «Лес в частной собственности – такого понимания у российского народа нет». За год, получается, мы созрели до «такого понимания».
Минприроды РФ в проекте «закрепило» через «побочное лесопользование» норму: «...использование лесных участков для ведения охотничьего хозяйства». Но это «побочное лесопользование» будет осуществляться на договорной, разрешительной, а значит платной, основе. Можно не сомневаться, что цены на «право охоты» возрастут в разы. Удивляет позиция Минсельхоза России, и в частности министра А.Гордеева. Он со своим министерством ушел в полную молчанку. Как будто охотничья отрасль его вообще не касается.
Спрашивается, зачем Правительству РФ такой закон о лесе? Пораскинув мозгами, опираясь на личные знания, опыт и здравый смысл, приходишь к выводу – кабинет министров не в состоянии управлять такой огромной собственностью. Проще все продать, и никакой головной боли. А ведь при разумном ведении лесного хозяйства доходы могли бы возрасти с 5 млрд долл. до 30–40 млрд долл. в год. А с другой стороны – к чему правительству лишние деньги? Оно не знает, что делать с нефтедолларами. А.Кудрин (Минфин) сидит на этой огромной куче денег и боится пускать их в народное хозяйство. Мол, они незаработанные и подстегнут инфляцию. Я поверхностно изучал «Капитал» К.Маркса, имел посредственные знания по политэкономии капитализма и социализма, но твердо усвоил формулу «товар–деньги–товар». Как надо не верить в свой народ и Родину, можно судить по заявлению того же А.Кудрина: «Ближайшие 50 лет, а может и все сто уж точно в нашем экспорте будут превалировать природные богатства». Более откровенные признания в недееспособности кабинета министров сделал Г.Греф, сказав, что «ни одна стратегия не готова, особенно транспорт и сельское хозяйство». И далее: «...если кто-то знает, как выйти на 7,2% увеличения ВВП в 2005–2006 г., г. Греф готов выслушать». Так и хочется послать родное правительство в ...Арабские Эмираты, Кувейт или Саудовскую Аравию. Там природные богатства (всего-то богатств – песок да нефть) принадлежат всему народу, и не на словах, а на деле. На каждого родившегося младенца правительство открывает счет. Люди освобождены от налогов и других платежей. Арабы не боятся высоких цен на нефть, и тем более, что нефтедоллары спровоцируют инфляцию.
Я разделяю мнение Елены Паниной, лидера Промышленной партии, заместителя председателя Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству, доктора экономических наук: «...у нынешнего кабинета министров очень низкий профессиональный уровень. Им не хватает государственного мышления, опыта масштабного управления страной... Нынешний состав кабинета министров – это никудышные стратеги и плохие исполнители... Растет разочарование. Ухудшение жизненного уровня малообеспеченных людей становится все более очевидным... Монетизация льгот, всколыхнувшая волну протестов, наглядно показала, как из искры разгорается пламя. Но если где-то вспыхнет снова, а «пожарные» не подоспеют, легко представить, во что это может вылиться». Диагноз убийственный, и он многое объясняет.
В заключение еще раз выражаю благодарность О.Малову и С.Фокину за приглашение высказать свое мнение. Оно субъективное. Многим может показаться не совсем корректным. Заранее приношу свои извинения. Мы, к сожалению, все еще находимся в плену старых представлений об охоте, и каждый из нас надеется – как я охотился, так и буду, даст Бог, и впредь... Принятие предложенных проектов «Лесного» и «Водного» кодексов окончательно добьет любительскую охоту. Помните, уважаемые читатели, О.Малов и С.Фокин в статье «Еще шаг к развалу» выразили уверенность, «...что многое зависит от нас», какой будет наша охота. В защиту русской охоты каждый из нас должен сделать свой шаг. Как это сделал всеми уважаемый В.Песков (старейший журналист и природозащитник) на встрече президента В.Путина с коллективом «Комсомолки» 23.05.05. Он попросил президента «...не допустить приватизации леса». Давайте поддержим его. Мое мнение – лес, вода и другие природные ресурсы должны находиться исключительно в федеральной собственности и использоваться во благо всего российского народа. Закончу начатый разговор словами Ю. Фучика: «Люди, я любил вас, будьте бдительны!»
Комментарии (0)