Гимн хитроумному лещу

Часть 1. Плач автора

Уже привыкли мы к неестественному – чем в большую глушь забрался водоем, тем ...меньше рыбы там осталось. Ни удаленность, ни отсутствие дорог, ни даже опасность нарваться на встречу с медведем теперь уже не могут компенсировать отсутствие совести у великого, неистребимого племени российских браконьеров. И этот дикий пресс на рыбье поголовье даже и не думает останавливаться или хотя бы ослабевать!

Да и как он может ослабеть, если в 2007 году произошла очередная реорганизация системы рыбоохраны, цель которой ясна любому – сэкономить и на этом поприще! С такими делами мы скоро далеко... поедем  на поиски того единственного ротана, которого суждено нам будет поймать в течение очередного отпуска!

ПОБЕДИТЬ ПРИРОДУ НЕ ТАК ПРОСТО

Есть на Северо-западе России рыба, которую истребить пока нельзя. И рыба эта вроде бы заметная, крупная. Лови, тащи, продавай, ешь сам... Рыба эта – с виду большой, добродушный, неповоротливый и беззащитный лещ.

Ан, нет! Не беззащитный! Не имея практически никакой защиты со стороны людей от самих же людей, лещ научился прекрасно защищать себя сам. И только тем, что его естественная среда обитания пока не очень сильно затронута. Хотя «революция» и в этом деле угрожающе приближается.

Эта рыба заходит на прекрасные нерестилища в Усвятский район Псковщины издалека, пользуясь трассой: река Западная Двина – река Усвяча (в Прибалтике первая из этих рек зовется Даугава). Часть поголовья леща после нереста уходит обратно. Но большая доля, если вода высокая, остается здесь зимовать. Много тут и местного леща. А условия проживания для лещей Усвяча предоставляет прекрасные. Отличные условия для нереста, отличная кормовая база на больших мелководных озерах бассейна с возможностью уйти «погулять» и в глубокие озера Ордосно (до 4,5 м), Усмынское (до 8 м), Удвятское (до 6 м), Белавинское (до 14 м) и т.д., через которые река протекает непосредственно.

ТРАГЕДИЯ НА ОЗЕРЕ УСМЫНСКОЕ

Естественно, на пути движения лещей стоит беспощадный «страж природы». Что он натворил, например, лет 10 назад. Он решил половить рыбку из озера Усмынское, узкого и длинного (порядка 15 км) и не очень глубокого. Это озеро и есть фактическое начало реки Усвячи. «Великий преобразователь природы», подсыпав зимой в воду химикатов, отправил леща с судаком к озеру Белавинское, заставив узкую и мелкую протоку средствами спасения себя «от голода». Дальнейшие события развивались по вполне прогнозируемому сценарию. Рыба подошла к сетям в надежде прорваться к спасительному кислороду, постояла около них, отдала малопроцентную дань «рыболовам», но, не дождавшись положительного решения вопроса о предоставлении спасительного коридора, предпочла естественную смерть гибели в неволе. Рыба вернулась на плесы, некогда давшие им жизнь, где и сложила свои головы, не сдавшись безголовым  людям.

С тех пор прошло достаточно много времени. Поголовье леща быстро восстановилось, а судака практически нет и до сих пор. Сколько лет им требуется, чтобы «простить и забыть»? Я и сам там отлично ловил до этого замора судаков на спиннинг, пройдя в свое время отличную школу у московского рыболова-универсала Михаила Морданова.

И этот пример показывает, что можно заставить погибнуть хитроумного леща, но не победить! К счастью, такие кровожадные «подвиги» человека у нас случаются не часто.

НУ И ХИТЕР ЖЕ ЛЕЩ!

Обычными же сетями леща ловят, казалось бы, вполне успешно. А отчасти – и легально. В наших краях начал культивироваться лицензионный лов сетями. И в этом страшного ничего нет. Но вот ловля теряющего осторожность нерестящегося леща дело совсем безобразное. Но очень привлекательное и доходное. Хотя и в этом случае лещ активно пытается не отдавать человеку привычную, традиционную дань, остроумно меняя места нереста на водоемах.

Так, года два назад он умудрился нереститься прямо в центре поселка Усвяты (малюсенькое озерко Городечно – протока между озерами Узмень и Усвятское) в затопленных зарослях прибрежного ивняка прямо у Замковой Горы. И прозевали «рыбаки» этот нерестовый котел, уж больно он был неожиданным. Остроумное решение лещей!

В другие периоды года лещ очень неохотно попадается в сети, как в ставные, так в ботальные. И вообще  ведет себя как вполне мыслящее существо. Вот несколько тому примеров.

1. Об осторожности лещей ходят легенды. Они осторожны практически как дикие звери и птицы. Есть у нас небольшое по ширине озеро Успол рядом с довольно большим озером Удвятское. По сути – это пруд.

Перегороженный дамбой крупный ручей течет метров на десять по уровню выше уровня озера Удвятское и впадает в него в двухстах метрах от дамбы. Озеро мелкое, не более двух с половиной метров глубины. По пути основного русла в озеро впадают несколько ручьев. И что вы думаете? Оказалось, что в нем полно леща и даже очень крупного! Но вы его не увидите идущим стаей у поверхности, двигаясь на лодке. Вы его не увидите даже на экране эхолота. Он почти как глухарь, заслышав человека чуть ли не за сотню метров, тихонько уходит от лодки, не оставив и следа. Попытки взять его сетями малоэффективны, в прозрачной воде лещ легко обходит сети. Что касается очень добычливого способа ночной ловли но донку с резиновым амортизатором, то здесь так ловить нельзя – многочисленные подводные пни надежно охраняют хитреца. На удочку даже с лодки до осторожного леща тоже не дотянешься. Итак, остается только шанс обложить здесь лещей сетями в нерест и то только тогда, когда они задумают нереститься в незакоряженном Золотом ручье.

Думаю, верный шанс половить здесь летом леща существует у рыболовов-любителей, вооруженных матчевой снастью. Можно попробовать зимние донки по примеру щучьих жерлиц, ибо подойти тихо к прикормленной лунке даже по толстому льду так, чтобы лещ этого не засек при такой глубине, очень сложно. И если все-таки попадется на удочку кто-то приличный, то при вываживании он сразу же отправит стайку подальше от опасного места. Итак, на озере Успол лещ от истребления защищен надежно.

2. Что же до чуткости и осторожности леща, то мой правдивый белорусский друг-рыбак Олег Закржевский поведал мне нижеследующее. Сидели они ночью с отцом в двух разных палатках зимой на озере с глубиной под ними порядка восьми метров. Расстояние между палатками двадцать метров. Клева не было, но эхолот показывал, что эта рыба над прикормкой стоит в большом количестве. Наличие бокового луча позволяло Олегу контролировать ситуацию и у отца тоже. И вот отец негромко кашлянул. Все, лещей под его лункой как... ветром сдуло!