НЕОБХОДИМЫЙ, НО СЛОЖНЫЙ

Эффективное развитие государства возможно только при наличии достаточно продуманных, реально действующих законов. Особенно нуждаются в упорядоченном и эффективном использовании природные ресурсы, среди которых одно из главных мест занимают дикие животные.

Сотрудниками Ассоциации «Росохотрыболовсоюз» проделана большая работа по проекту очень нужного закона об охоте и охотничьем хозяйстве России. Опубликование на страницах «Российской Охотничьей газеты» данного проекта и организация обсуждения позволяют сделать его достаточно продуманным и максимально отвечающим интересам государства, организаций и граждан, занимающихся охотой. В связи с этим считаю необходимым высказать и свои суждения по данному проекту.

Разделы об охоте в ряде случаев носят поверхностный характер: отсутствуют важные положения по разрешенным к применению средствам охоты, в отношении используемых для охоты угодий, ответственности за нарушение правил охоты и ряда других.

Из названия проекта следует, что он предусматривает в первую очередь законодательные акты об охоте, т.е. о добыче диких животных. В преамбуле же проекта указано, что «закон регулирует отношения в области охоты и ведения охотничьего хозяйства в целях обеспечения охраны охотничьих животных, сохранения и улучшения качества охотничьих угодий...» и только после этого речь идет о рациональном использовании охотничьих животных.

Получается, что охота, т.е. добыча охотничьих животных, проводится с целью обеспечения их охраны, сохранения и улучшения качества охотничьих угодий. Думаю, что правильнее было бы указать, что закон регулирует отношения в области охоты и ведения охотничьего хозяйства с целью обеспечения рационального использования охотничьих животных и далее по тексту.

Статья 8 «Охотничьи угодья» предусматривает, что «собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы обязаны допускать осуществление охоты и ведение охотничьего хозяйства беспрепятственно и безвозмездно...»

Важность данного пункта в том, что он обеспечивает большинству охотников осуществление права на охоту.

Отсутствие данного пункта означало бы для многих охотников лишение возможности заниматься охотой. Однако для принятия данного пункта в изложенной редакции требуется солидная аргументация. Владельцы земельных участков, землепользователи, землевладельцы вряд ли согласятся, чтобы в принадлежащих им угодьях кто-то хозяйничал. По этой же причине вызывает сомнения и п.3 статьи 2, в которой предусмотрено, что «земельные, лесные и водные отношения, возникающие при ведении охотничьего хозяйства и осуществлении охоты, регулируются настоящим федеральным законом...»

Для действенности данного пункта следует как минимум согласовать соответствующие нормы в законодательных актах по Лесному, Земельному и Водному кодексам.

Да и в этом случае сомнительно, чтобы владельцы земельных, лесных и водных угодий позволили бы свободно распоряжаться своей собственностью для организации охот и охотничьих хозяйств.

В проекте закона подробно перечисляются основные полномочные органы государственной власти Российской Федерации в области охоты и охотничьего хозяйства. Однако для охотников было бы более полезно знать суть основных положений, их направленность.

В главе 4 «Охота» рассматриваются основные положения, связанные с охотой. В п.1 статьи 10 указано, что граждане Российской Федерации имеют преимущественное право на охоту в местах постоянного проживания. Однако не ясно, в чем заключается данное право. Оно может быть весьма существенным, а может сводиться к ничего не значащим положениям в виде выдачи путевок вне очереди. Без конкретизации этого права оно является ничего не значащей декларацией. В данной статье следовало бы предусмотреть льготы на пребывание в угодьях и в проведении охоты для участников и инвалидов Великой Отечественной войны. В последние годы государство особенно подчеркивает роль участников войны в осуществлении победы. Осталось их сейчас не так уж много, а любителей охоты среди оставшихся крайне мало. Государство беспокоится о создании им благоприятных условий для завершения нелегкого жизненного пути. Между тем в ряде хозяйств считают не обязательным устанавливать для них льготы, позволяющие постоять на вальдшнепиной тяге, посидеть на вечерней или утренней заре при охоте на уток. Государство не может не высказать своего мнения по данному вопросу в виде соответствующей статьи закона, обязывающей хозяйства, независимо от вида собственности, предоставлять конкретные льготы для данной категории граждан.

В главе 4 рассматриваются общие вопросы охоты, документы на право охоты, именные разовые лицензии и путевки, осуществление охоты с собаками, права и обязанности охотников, правила охоты. Непонятно, почему рассматривается только организация охоты с собаками? По-видимому, наряду с вопросами организации охоты с собаками следовало предусмотреть и охоты без собак, с ловчими и манными птицами, с использованием различных видов охотничьего оружия, в том числе луков и арбалетов, а также самоловных орудий, электронных средств привлечения дичи, лазерных устройств и оптических прицелов, моторных лодок, снегоходов, света фар и других средств охоты, проведение охот в научных целях.

Закон должен предусматривать отношение государства к основным положениям затронутых вопросов.

В перечне видов оружия, разрешенных к применению для охоты, следует выразить конкретное мнение государства об увеличении емкости магазинов оружия, с одной стороны, и использования луков, арбалетов, древних видов огнестрельного оружия, с другой.

Будучи в 2004 г. в США я имел возможность наблюдать телевизионный репортаж с охоты на водоплавающую дичь.

Охота на уток, проводимая тремя охотниками из одного шалаша в виде беспорядочной стрельбы по одной и той же цели и расположившимся невдалеке охотником, использовавшим лук. Трудно передать, с каким интересом встречали наблюдавшие работники охотничьего хозяйства охоту с луком, и это притом, что охотнику с луком удалось влет сбить всего двух кряковых селезней, в то время как охотники с полуавтоматами добыли несколько десятков уток.

Следует предусмотреть в законе перечень запрещенных способов добычи с самолета и вертолета, снегохода, моторной лодки, из-под света фар, с использованием электронных манков, при массовых переправах зверей через реки, неокрепшего молодняка.

Глава 3 «Государственное регулирование в области охоты и ведения охотничьего хозяйства» предусматривает в основном те же положения, которые осуществлялись и осуществляются в течение многих лет и которые не обеспечивали достаточного эффекта. Думаю, что было бы полезно в законе предусмотреть обязательные периодические проверки выполнения охотпользователями договорных обязательств, включая обязательства по проведению биотехнических мероприятий с целью воспроизводства и увеличения численности охотничьих животных.

Следует предусмотреть в законе необходимость борьбы с браконьерством, упорядочить процедуру оформления материалов для привлечения браконьеров к ответственности, ужесточить меры наказания за незаконную добычу охотничьих животных.

Рассматриваемый проект закона перегружен малозначащими положениями вроде пункта о возврате лицензий, перечня пунктов заявок на предоставление будущим охотпользователям права пользования охотничьими животными для ведения охотничьего хозяйства, перечня пунктов, по которым могут устанавливаться границы охотничьих хозяйств, и т.п.

За последние годы значительно расширилась торговля охотничьим оружием, охотничьими боеприпасами и снаряжением. Торговая сеть оперативно использует увлечение граждан охотой для извлечения прибыли.

В связи с этим было бы целесообразным, по аналогии с другими странами, установить в законе налог с прибыли, извлекаемой работниками торговли.

Авторам проекта закона для его успешного продвижения следовало бы пересмотреть пункты, затрагивающие интересы других ведомств, с тем чтобы добиться такой редакции, которая была бы приемлема для заинтересованных сторон и наряду с этим не осложняла возможности основной массы охотников заниматься любимым увлечением.

В целом считаю, что с учетом высказанных замечаний проект закона может составить основу закона об охоте и охотничьем хозяйстве.

От редакции.

Сообщаем нашим читателями и авторам, что все ваши конкретные замечания и предложения по проекту Закона об охоте были направлены редакцией президенту ассоциации «Росохотрыболовсоюз» Э.В. Бендерскому для передачи в комиссию по подготовке данного Закона.