ЗИМНИЕ ПАРАДОКСЫ

Если вы видите лунку, то этот факт значит, что ее кто-то пробурил. Ничего другого этот факт не значит. Есть водоемы, где лунки можно бурить сотнями; ежедневно, ежечасно, ежесекундно – увидеть клев не сподобитесь…

К примеру, река Оскол зимой не «признает» рыбалку со льда. Клев практически отсутствует. Нет, поймать, конечно, кое-что можно. Щуку «на флажки», если повезет. Пять-семь мелких плотвиц. Изредка – десяток подлещиков или голавликов. Пожалуй, все!.. Если забыть о клеве крупной красноперки в февральские «окна». Шикарном, кстати.

Мало рыбы в реке? «Есть рыба!..» – подтверждают свои изыскания в холодных водах и подводные пловцы. Их впечатления однообразны: видели стаи голавлей в фарватерном коряжнике; здесь же замечены крупные караси; наблюдали килограммовых судаков; видели пару щук; наткнулись на стайки крупной плотвы; на каменистых россыпях приняли за камни окуней… Жизнь в реке и в зимний период не впадает в спячку. В спячку впору впадать рыболовам – рыба в реке есть, а клева этой рыбы нет. Есть, но… нет! Парадокс? Только на первый взгляд.

Вглядываясь пристальнее в явления природы, начинаешь относиться как к парадоксам к многочисленным водоемам, где клев все же есть. В памяти запечатлены десятки летних клевых водоемов, где на протяжение всей зимы не мог увидеть и единой поклевки. К числу заморных причислить их не удастся, даже при великом желании. Проточные, во-первых. Изобилуют проталинами и промоинами. Очаровывают разнообразием глубин. Изукрашены водорослями. Соединены протоками с другими водоемами, где процветают те же виды рыб, что и в названных водоемах. Местные рыболовы ставят здесь на ночь «звезду» под лед, а утром выбирают из нее крупных коробов. «Звезда» – это три короткие сети, подвязанные с одной стороны к колу; другие стороны сетей протянуты подо льдом под углом около 120 градусов по отношению друг к другу. Снасть эта, конечно, из разряда браконьерских. Ни браконьерство, ни сетные орудия лова прославлять не намерен. Это просто пример. Загадка для рыболова-зимника, любителя крючков, мормышек, блесен…

Суть загадки простая: рыба перемещается из одного водоема в другой по протоке, а клюет только в одном водоеме. Почему?..

К таким загадочным водоемам относятся 30 процентов проточных прудов бассейна реки Бейсуг. Кубанские рыболовы объезжают эти пруды стороной, не пытаясь, даже пробно, ловить здесь рыбу со льда. Видишь на льду одинокого рыболова – это браконьер плюс «звезда»… Но почти рядом, за дамбой, можно видеть на льду толпу рыболовов. Плохой-хороший клев есть у всех страстотерпцев.

Интересно, что все 120 проточных прудов бассейна реки Челбас можно уверенно называть клевыми зимой. По отзывам рыболовов. Лично обследовать огромное количество прудов бассейнов рек Бейсуг, Челбас, Ея, Кирпили, Кирусун и Упорная, Куго-Ея и Кавалерка, Борисовка и Тихонькая, Бейсужек Левый и Бейсужек Правый, Журавка и Малевана, Кочеты… – не может любой рыболов. Жизни не хватит! Ее хватает только на посещение мест любимых, проверенных круглогодичной практикой. Загадочные водоемы остаются нетронутыми. Может быть, природа бережет их тайны для нового поколения рыболовов? Известно, что десятилетиями не радующие рыболовов уловами реки, пруды и водохранилища вдруг «просыпаются»…