Издревле считалось, что охота и рыбалка всегда были частью быта русского народа, являвшихся одним из важных источников его духовного развития. Русские люди, россияне с незапамятных времен любили охоту за то, что придавало телу здоровье и силу, а духу – бодрость и свежесть. Это было традиционным мышлением.
Весь исторический период отражает одинаковое отношение к охоте и рыбалке как к положительному явлению всех сословий власти, народа в государстве, при сохранении ответственности за охрану и качественный состав охотничьей фауны.
Работа по объединению охотников в общества началась еще в 1859 г. при усилии одиннадцати московских именитых охотников, в том числе и ученых, во главе с П.К. Урбеном.
Задолго до издания закона «Об охоте» в 1892 г. большинство заинтересованных отечественных охотников понимали, что нужно объединение граждан в целях охраны объектов охоты, в целях сбережения их от полного исчезновения, через создания форм правильного охотничьего хозяйства.
После отмены крепостного права уже в 1862 г. 25 ноября было создано Московское общество имени императора Александра II. В 1872 г. создается Московское общество любителей естествознания, которое также в своей работе признавало громадное значение охоты и промыслов в России. Был создан самостоятельный отдел охоты. В последствии общество, сохраняя статус Императорского, стало обществом размножения охотничьих и промысловых животных и правильной охоты, находящегося под покровительством его Императорского Высочества Великого князя Владимира Александровича. Главной целью и уставной задачей было: «распространение здравых понятий об охоте и наблюдение за правильным ея производством, дабы воспрепятствовать угрожающему истреблению дичи в Московской и смежной с нею губерниями».
Широким шагом шло образование охотничьих обществ в той самой России и ее губерниях. Образованы: Общество любителей правильной охоты (1866 г.); Общество соколиных охотников (1884 г.); Общество любителей породистых собак (1886 г.); Русское общество любителей фокстерьеров и такс; Санкт-Петербургское общество охоты; Киевское русское общество правильной охоты; Общество поощрения полевых достоинств охотничьих собак и всех видов охоты (1869 г.); Первое военное общество охоты (1889 г.); Второе военное общество охоты (1891 г.) и другие. Их уставы с 1862 по 1884 гг. утверждало Министерство внутренних дел, а с 1884 по 1894 гг. – Министерство государственных имуществ по лесному департаменту. С 1894 г. эти функции были возложены на Министерство земледелия и государственных имуществ по департаменту земледелия. Самым многочисленным и известным среди них было Императорское общество размножения охотничьих и промысловых животных и правильной охоты, основанное 3 июня 1872 г. и имевшее отделы во многих губерниях и городах. Общество всесторонне изучало русские промыслы и охоты и направляло деятельность организаций на более рациональный путь сохранения полезных и истребление вредных животных, на путь изыскания способов к размножению и разведению животных, служащих предметом охоты и промысла. Было принято решение по учреждению музея, библиотеки, лечебницы, программа развития собаководства в России путем устройства выставок, издания специальных журналов по вопросам охоты.
В 1874 г. общество обратилось ко всем начальникам губерний и к председателям губернских статистических комитетов с просьбой сообщить сведения, касающиеся охот и охотничьего быта края, указать: у кого имеются лучшие породы охотничьих собак и лучшие псовые охоты. Все губернии дали свои отчеты, что помогало организации деятельности различных общественных объединений. По правилам того времени, к хищным зверям, в соответствие с законом, причисляли: медведя, волка, лисицу, шакала, барсука, песца, хорьков, ласку, выдру, норку, горностая, куницу, росомаху, рысь, диких кошек и даже белку. Хищными птицами признавались: орел, беркут, сокол, кречет, все ястреба, сорока, вороны, ворон, галка, сойка, ореховка, сорокопут, филин, совы и воробьи. Список мной не искажен.
Мало того, законом «Об охоте» 1892 г. разрешалось истреблять хищных зверей и птиц, птенцов, их гнезда, а также убивать на полях и в лесах бродячих кошек и собак в течение всего года, причем всякими способами, кроме отравы. Таковы были взгляды на охоту и полезность тех или иных диких зверей и птиц.
Наблюдение за точным исполнением правил охоты возлагалось на: полицию, на чинов лесного ведомства, на казенную лесную стражу, должностных лиц, заведывающих лесами удельного ведомства и чинов корпуса лесничих (частные леса в пределах зарегистрированных участков), на лесных, полевых и охотничьих сторожей – в дачах, вверенных их надзору.
Согласно ст. 330 Закона «Об охоте» 1892 г. (по Прод. 1906 г.) «Начальникам Управлений Земледелия и Государственных Имуществ предоставляется выдавать бесплатно особыя разрешения: 1 – на стрельбу и ловлю во всякое время зверей (кроме зубров) и птиц, а также на собирание гнезд и яиц для научных целей и 2 – на поимку разных пород дичи для акклиматизации ея в других местностях или для зверинцев. Означенные разрешения заменяют охотничьи свидетельства. Лица, получившие такие разрешения, допускаются бесплатно к пользованию ими на казенных землях и в казенных лесах, не сданных в арендное содержание (кроме предназначенных для Высочайших охот), и на других угодьях, на общем основании». Каждый охотник, согласно ст. 331 Закона, во время производимой им охоты, должен иметь при себе выданное ему именное охотничье свидетельство, для предъявления его по требованию лиц, наблюдающих за исполнением правил об охоте.
Право пользования охотой на землях крестьян, входящих в состав сельского общества, принадлежало сельскому обществу. Отдельные крестьяне и посторонние приглашенные лица имели право пользоваться охотою на означенных землях не иначе, как по приговорам общества, составленным установленным порядком (Закон «Об охоте» 1892 г. (8301) прав., ст. 15).
Что обращает внимание на период середины и конца ХIХ века в области развития русской охоты? Первое, что появилось и укрепилось – это понятие «общество». Второе – понятие «правильная охота». Третье – «коллективная ответственность разных сословий за сохранение и приумножение отечественной фауны». Четвертое – «тесная связь государства и общественных охотничьих, рыболовных организаций».
Новый период в жизни обществ охотников начался после октября 1917 г.
Демократические принципы организации охоты нашли свое отражение в той или иной мере в первых советских законах: «О лесах» 27 (14) мая 1918 г., «О сроках охоты и праве на охотничье оружие», принятый 27 мая 1919 г., в Декрете «Об охоте» от 20 июля 1920 г. Ряд документов, регламентирующих порядок охоты и рыбной ловли в эти годы, были приняты и местными органами в губерниях. В соответствии с Декретом «Об охоте» охотничье дело было передано протокольно в ведение Народного комиссариата земледелия. На него возлагалась реорганизация и ведение охотничьего хозяйства, разведение и охрана охотничьих животных, снабжение охотников охотничьим оружием, боеприпасами и одеждой.
Наркомзему давалось право издавать инструкции и обязательные постановления по вопросам охоты и охотничьего хозяйства, учреждать заповедники, заказники, зоофермы, охотничьи парки, питомники пушного зверя, птицы, охотничьих собак, разрабатывать перечень охотничьих зверей и птиц, а также видов, запрещенных и разрешенных к отстрелу, устанавливать сроки охоты. В 1917 г. был создан Петроградский союз охотников, а в июне 1918 г. на страницах его журнала «Охота для всех» было опубликовано воззвание «К русским охотникам», в котором говорилось, что «сплотившись в одну дружную семью, спаянные общей страстью, русские охотники вынесут на своих плечах русское охотничье дело и пусть никто не посмеет бросить им в последствии упрека, что они свою душу, душу русской охоты «заспали и погубили». В ноябре 1918 г. на базе Петроградского добровольного общества охотников был создан Северный союз охотников, на первой конференции которого в мае 1919 г. было принято решение о создании Всероссийского союза охотников (ВСО) и создан оргкомитет по подготовке Первого съезда.
В целях упорядочения охотничьего дела Декретом Совнарокма от 20 июня 1920 г. при Наркомате Земледелия создается Центральное управление по делам охоты. По телеграмме Наркомзема в марте 1919 г. было принято решение о создании Всероссийского союза охотников (ВСО) и создан оргкомитет по подготовке Первого съезда охотников.
Всероссийский союз охотников был создан в июле 1920 г. на съезде в Петрограде. В мае 1921 г. ВСО имел уже более 1000 отделов (союзов, обществ), объединявших 210 тыс. чел., а в 1922 г. – около миллиона членов.
Многообразие форм организации общественных объединений можно продемонстрировать хотя бы на примере Тамбовской губернии. В Тамбовской губернии с 1919 по 1922 гг. действовал губернский союз правильной охоты (Губсоюз), Тамбовское товарищество охотников, преобразованный к 1922 г. в Тамбовский губернский союз правильной охоты и рыбной ловли. И этому удивляться не надо.
Шел поиск. С 1924 по 1933 гг. в РСФСР организован Всекохотсоюз или промыслово-кооперативный союз охотников. Позже охота была передана во всех губерниях в стрелково-охотничьи комитеты (СОК), но деньги, выделяемые государством, шли в основном на развитие клубов по военно-патриотической подготовке. Первый этап, длившийся с 1917 по 1930 гг., можно рассматривать как период становления. Издавались важные правительственные постановления, совершенствовались правила ведения охоты и организованного охотничьего хозяйства, все больше создавалось обществ охотников и их союзов, приписных охотничьих хозяйств, в том числе промыслового направления, закладывались основы охотоведческой науки с проведением мероприятий по обогащению фауны. Второй этап с 1930 по 1940 гг. характеризуется большим вниманием директивных и хозяйственных организаций к пушному промыслу, к увеличению роли колхозов в охотхозяйственном деле, к поиску новых форм ведения охотничьего хозяйства с привлечением возможностей общественных объединений охотников и рыболовов.
Во время Великой Отечественной войны общества охотников и рыболовов играли заметную роль в деле достижения победы. Охотники из опытных и старших возрастных групп считались мобилизованными. Фронту нужно было мясо, шкуры, пушнина. Действовал экспорт. Ради координации работы в 1944 г. было организовано Главное управление по делам охотничьего хозяйства при СНК РСФСР, которое позже было преобразовано в Главохоту при Совете Министров РСФСР.
Комментарии (0)