Окончился 2012 год, который опять нас убедил, что дорога от слов до дела трудна и терниста. Имею в виду судьбу печально знаменитого Проекта Закона о любительской и спортивной рыбалке в РФ.
Сколько раз мы слышали заверения, что уже совсем скоро этот проект будет рассмотрен депутатами ГД РФ и все мы, любители и спортсмены, будем защищены от возможного произвола как чиновников, так и бизнесменов от рыбалки. Верили, ждали, но до конца года так и не дождались. Но этот проект существует, 20 сентября 2012 г. был внесен в Правительства РФ, а 27 декабря планировался к рассмотрению комиссией по законопроектной деятельности Правительства.
Прежде всего, если новая версия законопроекта о любительской рыбалке будет принята, то любительская рыбалка по всей России будет свободной и бесплатной за исключением нерестилищ ценных пород морепродуктов, которых всего 11, отмечают его разработчики.
Во внесенном в Правительство РФ проекте закрепляется право граждан свободно и бесплатно осуществлять любительское рыболовство на водных объектах общего пользования, за исключением водных объектов, предоставленных для ведения рекреационных рыболовных хозяйств (деятельности по оказанию возмездных услуг в области любительского рыболовства).
Нет в нем никаких упоминаний о фиш-картах, внесение которых в предыдущие проекты закона не приветствовалось большинством любителей и просто заинтересованных граждан.
Выдача именного разрешения рыболова и сбор за водные биоресурсы будет осуществляться только в отношении ценных и особо ценных видов водных биоресурсов, таких как сима, горбуша, кета, таймень, краб камчатский, синий, колючий, то есть в тех местах, где водятся ценные и особо ценные виды рыб. На Кольском полуострове и на Дальнем Востоке.
В проекте закона дано определение любительской рыбалки. По многократно растиражированным в СМИ словам Крайнего: «Любительская рыбалка – это то, что человек ловит для себя, а не для продажи...» «Если хочешь торговать рыбой, то организуй свой бизнес легальным и доступным образом», – приводят и такие его слова.
Рыболовам-любителям, как сказано в законопроекте, будет запрещено продавать пойманную рыбу. Все, что удалось поймать, рыбак должен будет или употребить сам, или выпустить обратно в воду. Чиновники считают, что таким образом можно предотвратить продажу рыбы, не соответствующей санитарным нормам и зараженной опасными болезнями.
В проекте предусмотрена и норма суточного вылова. При этом размер вылова будет уточняться дополнениями в закон в зависимости от места и региона любительского рыболовства.
Любители со стажем, наверное, помнят, что в советские времена разрешенный суточный вылов составлял 5 кг или одна рыба весом в 5 кг.
Суточных норм вылова рыбы в настоящее время нет.
Законопроектом предусматривается решение вопросов с определением прав собственности на добытые (выловленные) водные биоресурсы и объекты зарыбления.
Не обошел проект внесенного в Правительство РФ закона и вопросы о формировании рыболовных участков.
В него включены положения о формировании рыболовных участков (статья 12 законопроекта) для осуществления рекреационных рыболовных хозяйств на искусственном водоеме или на природном водоеме (или его части), максимальная площадь которого устанавливается органом исполнительной власти субъекта РФ.
Здесь же сказано об именных разрешениях рыболовам для добычи (вылова) водных биоресурсов в отношении ценных и особо ценных видов водных биоресурсов на природном водоеме (или его части).
При этом общая площадь рыболовных участков не должна превышать 10% водного фонда, находящегося в границах субъекта РФ.
В настоящее время часть 2 статьи 18 ФЗ-166 устанавливает правоотношения по поводу рыбопромысловых участков.
Это не планируемые рыболовные участки.
Рыбопромысловые участки формируются в определенных границах для осуществления промышленного рыболовства во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации (в пресноводных водных объектах), прибрежного рыболовства, товарного рыбоводства, рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также для организации любительского и спортивного рыболовства. Границы рыбопромыслового участка определяются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
В статье 33.3 ФЗ-166 установлено, каким требованиям должен отвечать и как заключается договор о предоставлении рыбопромыслового участка.
В законопроекте сказано о борьбе с браконьерством, о сетных орудиях лова. Здесь есть положения, которые объясняют правила покупки сетей.
Законопроектом вводятся ограничения на розничный оборот сетных орудий лова, а также запрет на реализацию электроловильных установок всех систем и типов, применение которых влечет массовую гибель водных биоресурсов.
Сетные орудия лова предлагается продавать только индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, которым в соответствии с ФЗ-166 выдано разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов, а также физическим лицам, осуществляющим любительское рыболовство по именным разрешениям рыболова.
Законопроектом запланировано внесение изменений в ряд действующих законов.
Это внесение изменения в ФЗ-166, касающиеся условий осуществления любительского рыболовства.
Изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части зачисления сбора за пользование объектами водных биоресурсов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности, добываемых (вылавливаемых) по именным разрешениям рыболова – по нормативу 100%, а также в Налоговый кодекс Российской Федерации в части введения государственной пошлины за выдачу именного разрешения рыболова в размере 200 рублей и установления ставок сбора за каждый объект водных биоресурсов (от 35 рублей до 200 рублей за штуку).
Автор, как и большинство любителей, ждал принятия специального закона о любительской рыбалке в 2012 году. Но уж если не принятыми до конца года оказались еще более значимые для всех проекты законов (к примеру, новая редакция Гражданского кодекса), то удивляться нечему.
Хочется верить, что закон о любительской рыбалке все же будет принят, а ожидания любителей и прочих заинтересованных граждан не будут напрасными.
Комментарии (4)
Souz Rybolovov
АЛЕКСЕЙ ЦЕССАРСКИЙ ПЕРЕВОДИТ ЗАКОНОПРОЕКТ "О ЛЮБИТЕЛЬСКОМ РЫБОЛОВСТВЕ" НА РУССКИЙ ЯЗЫК
Когда в 2008 году вышли постановления правительства, определяющие порядок формирования рыбопромысловых участков (РПУ) и проведения конкурсов по предоставлению этих участков в пользование, коммерсанты и чиновники, мечтавшие погреть руки на рыбе, которая без всякой пользы плавала в реках и озерах, радостно взялись за дело. Ударными темпами составили списки этих самых РПУ, в число которых попали все самые лучшие для рыбалки водоемы, провели по-быстрому конкурсы – и вот уже рыбачки платят свои рубли за право ловить общенародную рыбу, а тех, кто не желает, штрафуют, а то и вовсе кладут лицом в снег с помощью ОМОНа.
Судя по тому, с каким рвением чиновники взялись за проведение конкурсов, продавать путевки за мифические услуги оказалось делом прибыльным. Все больше прудов, рек, озер и водохранилищ по всей стране обретали хозяев, а вскоре появились и предложения о перепродаже водоемов вместе с «договорами пользования», путевками, услугами и самими пользователями – фирмами- победителями конкурсов.
И все бы ничего, но нашла, как говорится, коса на камень. Вернее, на два камня сразу. Первым камнем оказалось то, что рыбаки молча терпеть все это не захотели и вышли на митинги, причем митинги состоялись сразу в двух десятках городов. Вторым камнем, который недооценили отцы платной рыбалки, были президентские выборы. Массовые протесты плюс близкие выборы – и в итоге мораторий на проведение конкурсов, ликвидация большого количества РПУ и запуск спецпроекта под названием «Закон о любительском рыболовстве». Цель у всего этого была простая: создать видимость того, что власть идет навстречу, что она готова отменить платную рыбалку. Чтобы сбить перед выборами накал рыбацких протестов, была привлечена даже тяжелая артиллерия в лице Путина, тогда премьер-министра и кандидата в президенты, который на встрече с рыболовной общественностью в январе 2012 года недвусмысленно высказался и по поводу путевок, и по поводу РПУ: «На фига вообще это все нужно было делать?»
Андрей Крайний тут же взял под козырек, и Росрыболовство в рекордные сроки перелопатило законопроект «О любительском рыболовстве», убрав из него и путевки, и платные участки. Остались только лицензии на лососевых да так называемые платники, против которых никто особо и не возражал.
Впору было праздновать победу и ждать, когда этот многострадальный законопроект попадет на рассмотрение депутатов.
И вот дождались. Перед Новым годом правительство внесло законопроект в Госдуму (на рассмотрение во втором чтении), да только в нем удивительным образом снова появились и путевки, и участки, и все прочее, против чего и протестовали рыболовы-любители.
Чтобы ни у кого не оставалось на этот счет сомнений, обратимся к букве и духу этого законопроекта. Полный текст его опубликован на сайте Правительства РФ.
СВОБОДНО И БЕСПЛАТНО
Итак, согласно законопроекту, любительское рыболовство будет осуществляться у нас свободно и бесплатно, но, как водится, за исключением некоторых особых случаев. Что же это за случаи такие? Их три.
Первый – это если вы хотите ловить ценную и особо ценную рыбу. Для этого придется купить «именное разрешение рыболова». В общем, тут ничего особо нового, если не считать, что законопроектом вводятся ставки сбора за каждую такую рыбу и что помимо ставки сбора еще придется заплатить 200 рублей пошлины. Ценные и особо ценные виды и ставки сбора (в рублях) приводятся прямо в тексте законопроекта: кета – 80; горбуша – 35; сима – 90; кижуч – 150; нерка – 90; чавыча – 160: микижа – 90; атлантический лосось (семга) – 300; нельма – 200; муксун – 107; таймень (в том числе и краснокнижный сахалинский) – 476; а также три вида крабов: камчатский, колючий и синий, по 200 руб. каждый.
Какое отношение крабы имеют к рыболовству – вопрос отдельный, мы его здесь касаться не будем.
Вторая ситуация, когда придется платить, – это если вы намереваетесь ловить сетями и другими «не спортивными» орудиями лова. В этом случае вам также придется купить именное разрешение рыболова.
И наконец, третий случай, когда за рыбалку придется раскошелиться, это ловля рыбы на – внимание! – «рыболовном участке, предоставленном для осуществления рекреационного рыболовного хозяйства». Чтобы ловить самую обычную, никакую не ценную рыбу на таком участке, вам придется заключить с хозяином участка «договор возмездного оказания услуг». Без такого договора рыбачить там будет нельзя.
ТОТ ЖЕ РПУ, ТОЛЬКО СБОКУ
«Рекреационное рыболовное хозяйство» – понятие новое и для законопроекта ключевое. Остановимся поэтому на нем поподробнее. Что же это такое? Тут без цитат из законопроекта не обойтись:
«Рекреационное рыболовное хозяйство – деятельность по зарыблению, осуществлению рыбохозяйственной мелиорации, созданию необходимой инфраструктуры и иная деятельность в целях предоставления физическим лицам возмездных услуг в области любительского рыболовства».
Что это за возмездные услуги, не уточняется, но сказано, что перечень их будет определяться Правительством Российской Федерации.
Далее. Рекреационное рыболовное хозяйство (РРХ) осуществляется на специальных рыболовных участках (РУ), предоставленных для оказания услуг в области любительского рыболовства. Рыбалка на таких РУ, как мы только что видели, получается платной: чтобы там рыбачить, придется заключить договор с хозяином участка, то есть, если по-простому, купить у него путевку. Поэтому важно понимать, на каких водоемах эти участки могут на законных основаниях выделяться, сколько и какой площади их может быть в регионе, сколько и каких водоемов останется для «свободно и бесплатно».
Законопроект очень ясно отвечает на все эти вопросы: РУ могут создаваться на какой угодно, а что останется для бесплатной рыбалки – это вообще никого не волнует. Действительно: согласно тексту законопроекта, рыболовным участком может быть как искусственный (пруд, водохранилище), так и природный (река, озеро) водоем или их часть. Причем максимальную площадь РУ будет устанавливать местная региональная власть. Другими словами, под РУ можно будет отдать и реку, и целое водохранилище или порезать их на РУ частями. Она же, региональная власть, будет составлять и перечни этих участков, а Росрыболовство, как водится, «согласовывать».
Все это мы уже проходили. Именно региональные чиновники порезали на РПУ все пригодные для рыбалки водоемы, что и привело к рыбацким протестам. Так почему же сейчас надо ожидать чего-то другого?
ДЕСЯТЬ ПРОЦЕНТОВ
Очевидно, именно для того, чтобы снять подобные опасения, в законопроект введено ограничение по общей площади всех РУ региона. Она, говорится в законопроекте, не должна превышать 10% водного фонда региона. На первый взгляд, это не много. Но только на первый.
Для начала разберемся с тем, что такое «водный фонд». Согласно Водному кодексу РФ, в этот фонд входят:
– реки, ручьи, каналы, озера, водохранилища, болота и пруды, а также ледники и снежники;
– внутренние морские воды (моря, заливы, проливы и др.);
– территориальное море РФ (прибрежные морские воды шириной 12 морских миль);
– подземные водные объекты (бассейны подземных вод, водоносные горизонты, месторождения подземных вод, естественные выходы подземных вод).
То есть водный фонд может быть вполне достаточным для того, чтобы в десять его процентов вошли все без исключения мало-мальски интересные для рыбалки водоемы. И для этого даже не придется привлекать подземные бассейны. А уж если регион имеет выходы к морям, то и вообще говорить не о чем.
Но важнее другое. Законопроект никак не объясняет, каким образом следует измерять площадь рек и ручьев, которые в официальных документах по земле- и водопользованию измеряются в километрах или в кубокилометрах. Как это все перевести в единицы площади?
Другими словами, у нас просто не будет никаких способов доказать, выходит тот или иной РУ за эти самые десять процентов или не выходит. Следовательно, никаких правовых инструментов, позволяющих реально, а не на бумаге ограничить аппетиты чиновников и коммерсантов от рыбалки, законопроектом не предусмотрено.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ
Мне могут возразить, что в законопроекте, дескать, прописан надежный механизм общественного участия в формировании перечней рыболовных участков. Что если общественность будет против включения того или иного водоема в такой перечень, то его туда и не включат.
Действительно, такой механизм прописан. Перечень РУ может быть принят только после «общественных обсуждений», и более того, для формирования этого перечня должна будет создаваться специальная комиссия, не менее половины которой должны составлять «представители общественных объединений и объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов)».
Выглядит все это обнадеживающе, но, во-первых, по нашим законам «общественные обсуждения» никого ни к чему не обязывают: их можно «принять к сведению», и не более того. А во-вторых, никто не мешает радетелям платной рыбалки насоздавать карманные общественные объединения, ассоциации и союзы и включить их в состав комиссии. Не сомневаюсь, что можно придумать множество и других способов обойти эту проблему с общественностью, примеров тому масса.
ОТ МОСКВЫ ДО САМЫХ ОКРАИН
Исходя из всего вышесказанного, можно ожидать, что вскоре после принятия депутатами обсуждаемого законопроекта начнется массированная раздача водоемов под платную рыбалку во всех регионах России. На Кольском полуострове, на Камчатке, Чукотке, Сахалине, а также практически по всей Сибири, где обитают нельма, таймень и муксун, продолжат свою «работу» действующие РПУ (которые переименуют в РУ) и начнут создаваться новые. В европейской же части, где ценных видов нет, водоемы начнут отдавать под рекреационные рыболовные хозяйства, где, вопреки заверениям Андрея Крайнего, рыбакам снова будут навязывать путевки и пресловутые услуги.
О том, что законопроект нацелен именно на такое развитие событий, говорит и тот показательный факт, что в нем нет никаких указаний на изъятие из действующего «Закона о рыболовстве» злополучной статьи о путевках и договорах об оказании услуг на РПУ. И конечно, это неслучайно, что поручение Путина ликвидировать эту статью, которое он дал Росрыболовству еще в январе 2012 года, так и осталось поручением.
Стремление наших чиновников во что бы то ни стало ввести в России платную рыбалку само по себе можно было бы понять. Ведь есть же примеры Европы и Америки, где рыбалка в значительной степени платная, а рыбы в водоемах столько, что нам и не снилось. Но хотелось бы заверить рыбных чиновников: среди российских рыбаков очень много таких, кто готов услышать аргументы и спокойно обсуждать эту тему. И их станет еще больше, если обсуждение будет честным и открытым, а аргументы понятными и убедительными. Вместо этого мы видим, как не мытьем, так катаньем хотят снова протащить одну и ту же схему, которая уже успела показать свою порочность и нежизнеспособность. Не стоит ожидать, что рыболовы согласятся с таким подходом.
В одном из недавних интервью Андрей Крайний посетовал, что до него доходят слухи, что где-то рыбаки якобы готовы травить водоемы карбидом, если там введут плату за рыбалку. Пора уже, наконец, понять, что это не рыбаки такие нехорошие. Просто нельзя снова и снова дурить людям голову, лезть к ним в карман и ждать, что они будут за это благодарны.
2 ответа
Юрий Александров
Похоже рыбакам и охотникам нужно объединяться и вместе отстаивать свои права. С надеждой, что Крайний окажется первым, кому придеться сложить полномочия, Юрий - охотник и рыболов.
Анатолий Бонч-Бруевич
Это не всероссийское обдиралово, а всероссийское наебало... С аргументом Юрия согласен! Дрочить 10-20 миллионов морально здоровых российских мужиков - это перебор хоть для кого!
Анатолий - охотник и рыболов.
Сергей Сорокин
А наши, Мурманские рыбаки и не раскатывали губы на эти предвыборные байки - мы, как никто другой знаем эту тему и другого и не ждали.