Изображение Век лови – век учись

Вот уже несколько лет подряд ко мне в гости приезжает Константин Кузьмин ловить белого хищника. Приезжал он и в этом году. Ради такого случая я срочно договорился на работе об отгулах и буквально с головой окунулся в рыбалку, где я не столько ловил рыбу, сколько учился это делать. Перенимал опыт, задавал вопросы, искал ответы, пробовал ловить разными спиннингами, разными катушками, разными приманками. Я решил поделиться результатами такой интересной рыбалки с читателями газеты.

Я отлично помню, что буквально месяц назад я подробно описал, как мы ловим язей с дрейфующей лодки. Поэтому нет надобности повторяться и писать про эту рыбу. Язей было поймано много, на разные приманки. В самом начале лета поймать его – не составляет труда. А вот голавли, жерехи, щуки и судаки – летом не очень-то сговорчивы.

Жерех пока еще капризный. Уровень воды потихоньку падает. Песчаные косы оголяются. Течение меняется и нарезает новые бровки. Жереха можно сегодня встретить там, а завтра его уже там нет. Чайки тоже мечутся над Волгой – на них ориентироваться, только время терять.

Щуки и судаки, как доложили рыболовы с крутыми эхолотами, стоят закрыв рот. Вы будете удивлены, но это как раз самое интересное в рыбалке! Не косить рыбу одну за другой, а искать, найти и подобрать к ней ключики.

День приезда – тоже рыбалка!

Несмотря на то, что мы достаточно долго ехали из аэропорта на рыболовную базу, у нас оставалось еще пару часов светлого времени. Лодка заправлена и ждет нас. Недолго раздумывая, мы выскочили на воду и прямо напротив базы наткнулись на плавящихся лещей. Разумеется, рядом с ними плавали и язи.

Первым распечатал счет – ваш покорный слуга. Ну а как иначе? Дома – и стены помогают! Хотя никакого соревнования не было и в помине. А, все ж таки, я задрал планку по язю – 1.5 кг. И получается, что ловить язей меньше этого веса как-то и не особо интересно.

Конечно, этот рубеж был преодолен. Поймали язя на 1.75 кг. Но я обещал не увлекаться описанием ловли этой рыбы. Главное – лодка нормальная, мотор работает хорошо, сачок собран, спиннинги собраны. В общем, мы «расчехлились» и готовы к бою.

Разведка в быстром темпе

Как я уже писал, Константин Евгеньевич приезжает в мои пенаты не первый год. И каждый раз в нашу копилку прибавляется какое-то новое место, а какие-то точки перестают работать. Весенний паводок многое меняет на реке. Нужно сызнова все проверять. Причем, проверять как работающие точки, так и те, которые «промолчали» в прошлые разы. Второй наш день мы решили посвятить именно проверке старых точек.

Волга течет, все меняется. Те места, где была регулярная раздача в прошлом году - ревностно сидят в памяти. Не замыло? Коряги не смыло? Рыба крупная осталась? Чтобы это все проверить, решили в быстром темпе посетить акваторию ниже по течению от базы.

На язей особого внимания не обращаем. Ловим конечно, но без фанатизма. То не клюёт, то начинаются дуплеты и триплеты. Уж больно мест много надо проверить.

Вот, например рабочая точка, которую мы прозвали «Беккер-стрит». Не Бейкер стрит, а именно Беккер. Потому что в прошлом году Михаил Беккер приехал из Тюмени и завалил тут отличного голавля! Ну и ровный берег, словно улица. Потому название и прилипло к этому месту.

На одном весьма перспективном месте у Константина на искусственного таракана сел неплохой голавль. Но, как сел, так и отвалился. Оно и к лучшему. Главное, что он там есть! А вот лещи там перестали плавиться почему-то. Странно. Всегда были...

Нужно еще обязательно сказать, что даже при разведке боем мы втроем ловил на разные приманки. Ведь так проще с одного подхода понять есть рыба или нет. Если на это не берет, может клюнуть на что-то другое. Кренки, раттлины, топвотеры, тейл-спиннеры. Да еще и разные горизонты облавливали.

А вот когда-то волшебная точка "ныряющая голова" – промолчала как «рыба об лёд». Ни одного контакта! Это сильно удивило. Жереха мы тоже не встретили, хотя дежурные чайки летали над прошлогодними жереховыми точками.

А после обеда выше по течению мы совсем было расстроились. Любимая голавлёвая протока – ни одной поклевки. Длинный проплыв вдоль закоряженного берега – снова ноль! На широченный перекат время решили не тратить. На обратном пути прошли вдоль берега совсем рядом базой - есть поимки небольших голавликов, есть неплохие контакты. Что ж, запомним и возьмём в разработку.

Где ты, голавль?

Поскольку с ловлей язей было абсолютно все понятно, и мы его уже ловили на очень много всяких приманок – решили посвятить весь день поиску голавля. Пока мы его искали, случилось много разных интересных случаев.

Например, чтобы проплыть мимо глиняной стеночки, под которой частенько ловился голавль товарного размера, я заплыл чуть выше по понятным причинам: пока прибойная волна от лодки уляжется, пока рыба успокоится, пока поймем, что плывем параллельно берегу на приемлемом расстоянии.

И вот, из-под стаи плавящегося леща у Кирилла произошел солидный контакт. Похоже на крупного язя, который боднул, затем остановил воблер, а потом начал давить массой и идти под лодку. Только вот, пресловутый язь не остановился, а так и попёр на середину протоки, заставляя безудержно визжать фрикционный тормоз.

Я уже смотал свой спиннинг, чтобы завести мотор и хоть как-то сберечь часть разматывающего с шпули шнура, но вдруг сход рыбы. Воблер был перепутан и весь этот спутанный комок был весь в густой слизи. Понятно, что это был сомик, которого случайно зацепили маленьким тройником крэнка.

Ну а что до голавля – крупного мы так и не поймали. Все под той же «волшебной» стеночкой была хорошая поклевка на малюсенький воблер. И снова нам казалось, что при касании поверхности воды его «чавкнул» небольшой голавлик. И вновь «голавлик» без проблем сблизился с лодкой и вдруг как дал дёру против течения! Мы только успели рассмотреть его огромную спину. В нем было килогамма два, не меньше.

Но увы, подсечки как таковой не было, да и крючки на миниатюрном воблере маловаты для такой махины. Константин Кузьмин ловил голавля на Хамакуру. Это поверхностный воблер, который еще и лапки имеет как у таракана. Именно на него был инцидент с килограммовым голавлем. Ну а 50-700 граммовые голавли ловились регулярно.

Что касается новых уловистых мест – ни чем не могу похвалиться. Каменные перекаты и плесы промолчали. Работали только прибрежные коряги с хорошим течением и глиняные стенки с приличным течением.

И еще ярким событием был пойманный голавль, из которого торчали куски лески. При внимательном рассмотрении выяснилось, что голавль когда-то попался в сетку, вырвался, да так и рос, опоясанный этой леской. Нейлон уже забрался под чешую и кончики торчали непосредственно из рыбы.

Я аккуратно ножничками перерезал леску, выдернул злосчастную уздечку и после 20 минут реанимации голавль все же ожил.

Тема жереха – неисчерпаема

То, что жерех в начале лета очень несговорчивый – известная тема. И, тем не менее, нам удалось поймать жереха на пять килограмм с копейками. Случилось это неожиданно, но ожидаемо. Неожиданно потому, что жерех кинулся на джиговую приманку в то время, когда ее уже выматывали. Ну а ожидаемо, потому что наличие крупных жерехов-одиночек около солидных коряг – вполне закономерно.

Что касается охоты за жерехом в целом, нам все же удалось уговорить несколько экземпляров. Пусть небольшие, но были даже дуплеты. В большинстве случаев работали обыкновенный пилькеры. Хотя нет, обыкновенными их не назовешь.

Мы ведь каждый день в тотальных экспериментах. Только и успевали спрашивать на что клюнуло, на что поймал.

Интересно, что чайки нам не сильно помогали. Лично я ориентировался на парочку дежурных, что обычно крутятся на одном месте. Мы частенько делали пробный дрейф мимо этого места и в трех случаев из примерно десяти – обнаруживали жереха.

В следующие разы уже и чаек не было, а жерех продолжал ловиться. Однако, мы прекрасно понимали, что охотиться за жерехом лучше в конце августа – сентябре. В это время шереспер уже оккупирует конкретные бровки и его там уже можно уговаривать различными приманками.

Ступенчатая проводка пилькером

Еще одно интересное событие произошло, когда на плёсе с медленным течением мы ловили судаков и щук. Язи тоже попадались, но на проверенный крэнк. А вот Кирилл по какой-то причине начал джиговать пилькером типа кастмастер.

Как я помню, у него в руках был предсерийный спиннинг, который претендовал стать джиговым инструментом. Его надо тестировать. Вот он и джиговал по площадям, но не джиг-головками с твистером, а известной приманкой для жереха.

Он подобрал приманку такой массы, которая и улетала дальше любого воблера, и дно чувствовала хорошо, и при паузе играла на падении. Для ловли «по площадям» - лучше приманки не придумаешь. Обычно в таких случаях мы ловим на раттлины или блэд-бейты.

Но вот, я воочию убедился, что ловить пилькером щук и судаков очень эффективно. До этого момента я только лишь жереха ловил около дна. Уже в этом году я обязательно буду практиковать этот метод ловли.

Ну а что касается меня и какие уроки я получил на этой рыбалке – много чего интересного. И спиннингами разными успел половить, сравнить их, сформировать свое мнение. Успел половить тремя разными безынерционными катушками. На удивление, катушки бюджетных серий вполне справились с поставленными перед ними задачами.

Конечно, до дорогих японских катушек им далеко, глядя на К. Кузьмина, который принципиально несколько лет ловит бюджетными катушками, понимаешь, что он гораздо ближе к народу, чем любая медийная личность. Теперь и я перестал бояться творений китайских инженеров.

А что касается приманок, я успел половить на тейл-спиннеры из Польши и еще попробовал в деле новые расцветки воблеров, которые из Калуги привез Кирилл.

Ну а самое главное, мы таки разведали достаточно новых мест, где есть крупная рыба и я непременно там буду пробовать ее ловить.

И еще один немаловажный нюанс – мы искали и ловили рыбу без эхолота, без структур-сканер и паноптикса. Без мотор-гайда и даже не использовали банальный якорь.

Уверен, многие современные рыболовы уже и не знают как на рыбалке обходиться без приборов.

И еще я знаю, что многие рыболовы-любители понятия не имеют, что такое паноптикс, мотор-гайд и структур-сканер.

Думаю, наш опыт ловли будет интересен и тем, и другим.