Как мы в детстве ловили сомов глубокой осенью

Изображение Как мы в детстве ловили сомов глубокой осенью
Изображение Как мы в детстве ловили сомов глубокой осенью

Сомы, как теплолюбивые рыбы наших вод, одними из первых занимают места для зимней спячки. Большинство рыболовов считает, что сомы впадают в спячку с похолоданием воды сразу же после окончания теплых дней «бабьего лета». Это не совсем так. Знающие мастера ловли сомов, или «сомятники» успешно ловят крупных сомов на Волге ниже Казани, Самары и Саратова, в низовьях Дона и Днепра, да и в Подмосковье и в конце октября, и даже в начале ноября, если этому способствует погода.

Осенью сомы продолжают кормиться в тихие, безветренные и теплые дни. Холодный осенний дождь не способствуют клеву.

Для успешной ловли необходимо правильно определить перспективный участок реки.

Хорошо, если известны «зимовальные» ямы, в которых сомы вместе с сазанами и другой крупной рыбой пережидают зиму.

Но, во-первых, ловля в таких местах считается браконьерством, а во-вторых, когда сом заляжет в такую яму, он уже перестает активно кормиться.

Знание месторасположения зимовальной ямы необходимо для того, чтобы караулить сомов на подходах к этой яме.

В реках сомы поднимаются в ямы против течения.

Поэтому их нет смысла искать на глубинных перекатах выше ям, как это делают летом.

Лучшими местами для охоты служат участки реки между прибрежными ямами с тихим, а еще лучше с обратным течением, и руслом реки. Очень хороши ямы, расположенные в многочисленных волжских «проранах», «воложках» и «прорвах».

Сомы поднимаются вверх против течения реки по направлению к «зимней квартире», а на подступах их уже поджидают охотники за крупной и сильной рыбой.

Если поблизости ям нет, то можно выбрать для ловли нижнюю бровку русла, но только в тех местах, где русло резко поворачивает в сторону. Такие места определяются и по излому высокого берега, и по увеличению глубины, и по ослаблению силы течения. Хорошо если найдено глубокое место с обратным течением.

Если течение на большом участке реки ровное, то нужно искать яму на русле и ловить рыбу непосредственно в ней.

Читайте материал "Борьба с «усатым бонусом»"

Но вот место ловли выбрано и хочется быстрее увидеть поклевку. Не спешите, ловля сома сама по себе вся проходит в ритме ожидания, вальяжности и полудремы.

Сначала подумайте о своей собственной безопасности. Например, что вы будете делать, в том случае, если вы ловите с двухместной «надувнушки» и вам попадется сом хотя бы на 50 кг.

Сейчас большинство рыболовов, из числа тех, кто ежегодно ездит на Ахтубу скажет, что так ловить нельзя. Нужно или арендовать катер, или ловить с берега с помощью снасти, которая рассчитана на ловлю тунца. Не слушайте таких «знатоков», они сомов начали ловить, после того как им показали, как это делается.

Для того, чтобы обезопасить себя во время борьбы с сильной рыбой существует намного более простой и надежный способ, описанный еще Л.П.Сабанеевым. Леонид Павлович описывал ловлю именно крупных сомов на «бочонки» и «пузыри». Однако, он эти снасти описал как разновидность жерлиц, а точнее «поставух».

Будучи в старших классах школы мы с друзьями ловили сомов, так как это делали все самарские рыболовы. Тогда еще не был создан фильм «Челюсти», но Сабанеева мы читали внимательно и слушали старших товарищей.

Читайте материал "Советы прошлого века по добыче диких гусей"

Итак, суть способа ловли заключается в том, что конец снасти привязан не к катушке или к спиннингу, а к дереву при ловле с берега или к надутой камере от большегрузной машины, если ловили с лодки. В те времена КАМАЗ только строили и мы брали камеры от МАЗа.

Основу снасти составляла или толстая леска диаметром 1,5-2 мм или плетеный (но не витой) шнур из капрона. Длина шнура на 15 м превышала максимальную глубину по руслу Волги, т.е. около 45-50 м.

К шнуру мы привязывали крючок размером 20-25 (по отечественной классификации), хороши были тунцовые крючки производства Колюбякинской игольной фабрики. Перед тем как привязать крючок, нужно было пропаять колечко так, чтобы в месте стыка ушка и цевья не было не только зазора, но и никаких заусениц.

На расстоянии от полуметра и больше, к шнуру на поводке привязывали грузило. Оснастка напоминала современный «отводной поводок». Длина поводка с крючком зависит только от силы течения, чем течение сильнее, тем длиннее поводок.

Когда ловили с берега, то снасть завозили с берега на лодке. В качестве грузила использовали легкий якорь с усами из арматуры диаметром 6-8 мм, чтобы при зацепе их можно было разогнуть. Грузило должно удерживать всю снасть на месте, как если бы снасть использовалась, как «поставуха».

Если ловить с лодки плавом, то груз использовали компактной формы, чтобы была возможность простукивать дно.

Читайте материал "А в Киеве – «сталька»!"

В качестве приманки чаще использовался живец. Лягушек в октябре просто не найти, а насаживать на крючок ворону или воробья и хлопотно и жалко.

В качестве живца предпочтение нужно отдать жереху, голавлю или язю. Мясо у этих рыб плотное и хорошо держится на крючке. Если целью охоты является крупный сом, то и живца нужно брать покрупнее, например, жереха весом в килограмм.

Для удержания на снасти крупного живца используется специальная оснастка, суть ее конструкции в том, что выше крючка, который привязан на конце лески, на леску или шнур нанизывают еще несколько крючков такой же величины. Верхний крючок цепляют за голову наживки, а все другие цепляют под основания плавников. Вне зависимости от того, как сом схватит добычу, поперек тела, или за голову, хоть один из крючков выполнит возложенную на него «высокую миссию».

Время ловли осенью не играет столь существенной роли. Осенью равновероятно поймать сома и утром и после обеда. Однако, все таки предпочтительнее ловить тихим утром с 6 до 11 часов. В это время суток погода, как правило, более устойчивая и тихая.

Тактика ловли может быть разной и зависит главным образом от того, насколько хорошо рыболов знает местоположение рыбы. Если было точно известно местоположение сома, а это определялось по предыдущим поклевкам, то можно было заякорить снасть с помощью тяжелого грузила в таком месте, которое засекали по береговым ориентирам (эхолотов тогда не было).

Из практики ловли было известно, что устанавливать больше чем 4-5 снастей нет смысла. Опытные рыболовы не советуют располагать снасти дальше, чем в 10 друг от друга.

Чем вода становится холоднее, тем стремительнее снижается эффективность ловли на поставные снасти. Объясняется это тем, что сом становится все менее активным и часто бросает приманку, как только почувствует сопротивление снасти.

Тогда поступали следующим образом. Заплывали на лодке вверх по течению, опускали относительно легкую оснастку ко дну и дрейфовали на лодке по течению.

Грузилом нужно стучать по дну через каждые 2-3 секунды, чтобы приманка тащилась по дну волоком. Шнур при этом держат в руке, а почувствовав сопротивление или зацеп, приманки стравливают около 5 м шнура и, после того как слабину выберет течение, делают подсечку. Так сплавляются по выбранному для ловли участку и возвращаются назад, но смещаются немного в сторону.

Читайте материал "Чего ради мы лезем в тайгу?"

Если после очередной подсечки на другом конце снасти начинает сопротивляться объект охоты, можно попытаться подтянуть его к лодке. Если сом крупный и подниматься не желает, шнур и привязанный к нему баллон выбрасывают в воду. Достают вторую снасть и возобновляют ловлю. Через каждые полчаса возвращаются к сому и, подтянув снасть, заставляют его двигаться, сопротивляться и терять силы.

В заключение могу сказать, что таким образом удавалось поймать за день двух сомов весом по 50-70 кг и немного больше более «легких».

Изображение Волга ниже Самары. Фото: Андрей Яншевский.
Волга ниже Самары. Фото: Андрей Яншевский. 

Несколько лет назад я, будучи в Самаре, проплыл с пригласившими меня рыболовами на катере с хорошими эхолотами по всему многокилометровому участку Волги, на котором в разное время года все желающие успешно ловили лещей, жерехов, сомов, судаков, чехонь, каспийскую сельдь, не считая щук, голавлей и окуней с плотвой.

Картина на эхолотах, как в большом бассейне – ровное дно, над которым нет ничего и никого, кроме воды.