Вести с водоёмов

Изображение Вести с водоёмов
Изображение Вести с водоёмов

На исходе прошедшей недели в столичный регион и соседние области наконец-то пришло настоящее весеннее тепло, что чуть ли не через день сопровождалось то жарким солнцем, то обильными дождями. По этой причине начал активно таять снег и даже стала оттаивать земля, что немедленно вызвало бурное, высокое и мутное половодье на всевозможных по размеру реках и ручьях. Хоть и сохранился лед на проточных прудах, но он из-за прибыли воды всплыл и стал рыхлым, опасным. На больших водоемах, где запаса холода у льда больше, рыбалка по-зимнему тоже в целом завершилась, потому что ледовый покров начал распадаться в прибрежной зоне, да и рыба особой весенней активности не проявляла и хоть как-то ловилась только в пасмурные дни.

С началом распадения ледового покрова на большинстве водоемов без течения и с приходом большой и мутной воды на реки у рыболовов возникают большие проблемы с поиском мест для предстоящей рыбалки. При этом еще и обстановка на весенних водоемах может меняться стремительно, и где вчера были достаточно сносные условия для ловли со льда или в проводку на удочку, уже сегодня либо вообще рыбачить невозможно, либо становится очень опасно. Конечно, ради поимки десятка-другого мелочи не стоит рисковать ловить с рыхлого льда, с которого, провалившись, очень трудно выбраться и который даже в течение одного теплого дня может совершенно изменить свои свойства, став западней для неопытного рыболова, вовремя не сошедшего на берег.

Так что, несмотря на возможное полное отсутствие поклевок, лучше сейчас перебраться на открытую воду рек, где вовсю разыгралось мутное половодье. Во-первых, здесь время пройдет с пользой, потому что будет известен режим разлива, что позволит составить план дальнейших рыбалок, когда вода пойдет на спад. Кроме того, можно будет заранее определиться с удобными местами ловли по мере освобождения берега из-под воды. А во-вторых, не так уже безнадежна рыбалка в половодье, как может показаться при первом взгляде на бушующий грязный поток, несущий много мусора. Но тут и не надо даже пробовать ловить: разлившаяся река в береговой зоне, затопив овраги, низины, всегда создает временные заливы, затончики, где вода полностью останавливается, отстаивается и даже немного прогревается. Сюда, естественно, не может не зайти рыба, но ловить ее тут трудно, поскольку вода заливает высокую береговую растительность: многие рыболовы заранее очищают места, куда весной выйдет вода, другие делают это уже перед ловлей, надев непромокаемый комплект одежды. Как правило, разная рыба, зашедшая на такие разливы, ловится в основном на червя, поскольку тут для нее это привычная пища. Однако надо иметь в виду, что на береговых затоплениях, причем в очень локальных местах, которые еще надо найти, рыба в половодье отлично ловится только в период постоянного роста уровня, желательно не очень быстрого. Когда же вода пойдет на спад, клев обычно кончается, а рыба в панике скатывается в реку, где к тому времени вода немного очищается, а рыбалка становится вполне возможной в местах с замедленным или обратным течением около берегов.

В половодье можно рыбачить и другим образом, если знать весенний водный режим проточных прудов, у которых плотины стоят на рыбных речках. Здесь мутный поток, врываясь в верховьях в пруд, размывает обширную полынью во льду, тормозится и осветляется – где-то тут, на границе мутной и относительно чистой воды иногда удается очень хорошо ловить на мотыля, червя, опарыша уклейку, плотву и даже карася. Кроме того, и ниже плотины, где после слива речка продолжает свой путь, вода выходит из пруда пока не сильно замутненной – сюда подходит отдышаться и отмыться от паразитов разная рыба с нижних участков речки. По высокой воде с сильным течением она отстаивается и накапливается в омутках, на широких плесах, на крутых поворотах русла, где вода закручивается и тормозится. Здесь тоже бывает успешной ловля с короткой маневренной удочкой, когда длина проводки может составлять всего метр-два. Как правило, рыба ниже плотин лучше всего клюет на мотыля или ручейника.

Итак, до резкого ухудшения ледовой обстановки на большинстве подмосковных водохранилищ многие любители ловли по-зимнему в прошедшие выходные дни успели отметиться здесь рыбалкой по последнему льду. К примеру, отличным состоянием встретил ледовый покров рыболовов на Рузском водохранилище в районе Акатова, где лед еще не оторвался от берегов, а толщина его превышала полметра. Однако надежды на хороший клев не оправдались. Рыба на водоеме сносно брала лишь в пятницу, когда шел проливной дождь, а на следующий день, в условиях яркого солнца, приходилось прикладывать немалые усилия, чтобы наловить хотя бы десяток мерной плотвы весом 150-300 граммов. При этом совсем без улова остались те рыболовы, которые по зимней привычке сели ловить на места с глубиной от 6 метров и больше – здесь рыба вообще себя никак не проявляла. Видимо, подчиняясь весенним позывам и приходу талой воды с берегов, она массово сместилась на мелководные поливы с глубиной 1,5-3,5 метра, где в условиях избыточной освещенности хоть какой-то клев плотвы, окуня и щуки наблюдался в первые утренние часы и затем уже ближе к вечеру. При этом следовало очень умеренно прикармливать, ловить тонкой снастью, а лунки тщательно затемнять ледяной крошкой.

Также неплохо складывались у рыболовов дела на Озернинском водохранилище, где еще не начался подъем уровня после значительного сброса воды. Здесь плотву и окуня в основном хорошо ловили тоже вблизи береговых свалов, а также в главных заливах водоема – Бунинском, Табловском и Малиновском. Дела с ловлей подлещика на глубине шли гораздо хуже.

Резко ухудшились условия рыбалки и клев рыбы на Можайском водохранилище, где мутная вода далеко и в большом количестве прорвалась в водоем. По этой причине разная мелочь клевала только около берегов, да и то короткое утреннее время, при этом был сильно затруднен заход и выход на лед, поскольку в водохранилище начался подъем уровня с отрывом ледового покрова от береговой линии. Так что зимний сезон на Можайке, как, впрочем, и на других подобных водоемах, можно считать завершенным, учитывая к тому же пришедшую мощную волну сильного тепла.

Кажется, последний урожай рыбы из-подо льда собрали рыболовы и на устьевых заливах притоков Угличского водохранилища, поскольку сам основной водоем практически полностью освободился ото льда, уровень его пошел на рост, а клев разной рыбы стал заметно ухудшаться. Так, еще немного некрупной плотвы и густеры попадалось на Медведице в районе Романова, но к концу отчетного срока клев стал совсем плохой. На устьевой части р. Дубны среди недели хорошо брала мерная плотва, в выходные дни отмечались лишь ее редкие поклевки, совсем не попадались ни густера, ни подлещик, к тому же по реке усилилось течение и пошла мутная вода.

Посещение Оки в районе Каширы накануне выходных дней показало, что лед на реке сорвало полностью, но он еще местами стоял в виде протяженных заторов. Вода в реке поднялась примерно на 4 метра, продолжала прибывать и была очень мутной, поэтому ловить не представлялось возможным, поскольку вода еще не вышла на пойму и не образовалось в достатке мелководных прогреваемых заливов. Зато вполне сносно поклевывала рыба в проводку исключительно на червя в небольшой, но значительно разлившейся в устье речке, впадающей в Оку около Белопесоцкого монастыря. Пока клевала только та рыба, которая хорошо переносит приход ледяной грунтовой воды – попадались в основном мерный елец и голавль весом до 300 граммов, отмечены поимки мелких подъязков.

Как уже было сказано, сейчас вполне возможно ловить на удочку в верховьях проточных прудов или ниже их плотин. Так, некрупная плотва неплохо брала на мотыля в самой верхней, промытой ото льда части большого пруда в Лобаново (слева от Каширского шоссе). Однако при благоприятной погоде здесь возможно поймать карася, обычно хорошо клюет крупный пескарь. Удачно удалось половить мелкую и среднюю плотву в проводку на омутах небольшой речки Люторки ниже плотины у д. Максимиха (справа от Каширского шоссе), уже отмечены здесь первые поимки карася. Рыба клевала исключительно на мотыля. Хорошие условия для рыбалки в этом месте создали бобры, которые построили несколько запруд.