С нарастанием толщины льда почти вся крупная рыба смещается на глубоководные участки водоемов. В январе-феврале она чаще обитает на глубоких поливах вблизи затопленного русла, где течение лучше насыщает воду кислородом. Подлещик, лещ, густера вообще большую часть времени периода ледостава предпочитают держаться на участках с понижением дна до 6-12 м и только с наступлением весеннего снеготаяния начинают перемещаться в более мелководные зоны. Щука, окунь, судак в середине зимы почти всегда стоят на глубинных свалах, буграх или поливах, если только не наступила затяжная оттепель.
Основной причиной отхода рыбы от берега на глубину является более благоприятный температурный режим и лучшая циркуляция воды. Другая причина в том, что мелкие организмы, служащие кормом рыбе на мелководье, зарываются глубоко в ил или забиваются под камни и в корни растений, становясь недоступны. В дополнение к этому треск льда больше беспокоит рыбу на мелководье, чем на глубине.
Чтобы успешно ловить рыбу на глубине, нужно найти участок с хорошей кормовой базой. На таких кормных столах и бровках обычно собирается самая разнообразная рыба. Хорошие места могут быть возле глубинного коряжника. Например, на Рыбинском водохранилище мне известно несколько участков коряжника, расположенного вблизи русла Мологи на глубинах от 6 до 8 м. В иловых отложениях тут много мотыля, на бровках русла – мелкой ракушки дрейссены. Обилие корма привлекает к себе стаи синца, леща, окуня-горбача, густеры и крупной плотвы.
Если взять Верхне-Волжские водохранилища, такие как Иваньковское, Угличское, то и там картина похожая. Если по перволедью крупную плотву, окуня, щуку обычно с успехом ловят в каналах, устьях притоков, то в феврале рыболовы отправляются за крупной рыбой на обширные просторы водоемов.
Встречаются водохранилища, в которых в глухозимье рыба не уходит далеко от мелководных участков. Одно из таких водохранилищ Верхне-Рузское. Оно достаточно узкое и особенность его такова, что из-за постоянной работы нагнетающей станции, прогоняющей воду через канал, течение в нем все время ощутимое. Однако и здесь крупную щуку, леща и другую рыбу нередко удается обнаружить на глубоких ямах, но не слишком отдаленных от мелководья. Ведь корма здесь больше именно в мелководной части. Разная некрупная рыба исследует мелководье в поисках корма, и поохотиться на нее регулярно выходит хищник. Поэтому на водохранилищах с такими особеностями, а также на некоторых быстрых и подпруженных реках, приходится тщательно искать места резкого перехода с глубины на мель, пользуясь глубомером или эхолотом. Именно на таких перепадах глубин я часто обнаруживал места выхода достойной рыбы.
На некоторых крупных водохранилищах перспективны для ловли участки у мест слияния подводных русел, а иногда подходящие для ловли места находишь прямо под отвесными высокими берегами. На Рузском водохранилище есть узкие участки, где глубина у самого берега составляет 6-8 м и более. Для ловли плотвы и окуня здесь больше подходят узкие столы с коряжником, а для ловли густеры и подлещика – участки на русловых свалах и прилегающих к ним поливах.
На Яузском и Вазузском водохранилищах встречаются глубинные участки с каменистыми грядами, на которых белая рыба зимой отыскивает для себя корм, поэтому такие места также хороши для ловли. Ориентиром для обнаружения каменистых гряд могут служить вытянутые подводные оконечности островов или береговых мысов.
На затонах таких рек, как Ока, Волга, крупная рыба для зимнего обитания порой выбирает не самые глубокие участки, а такие, где глубина составляет 5-8 м. Например, в Цимлянском затоне Оки вблизи протоки есть стол с глубиной от 5 до 6 м, на котором в течение всей зимы успешно ловят плотву, подлещика, окуня-горбача, густеру.
В некоторые затоны, особенно если на реке начинает ломаться лед, заходит много рыбы. Она боится шума, а усилившееся из-за снеготаяния мутное течение создает для нее дискомфорт, и рыба вынуждена заходить на участки со спокойной водой. Кроме того, в затонах, где обычно на дне большие иловые отложения, всегда достаточно корма животного происхождения.
Для глубинной ловли в подмосковных затонах зачастую подходит только деликатная игра мормышкой, которая будет правильно имитировать живой организм, зашевелившийся на дне или вблизи его. Игра должна быть плавной, даже осторожной, с частым затаиванием приманки на дне. Иногда положительный эффект дает ерзанье приманки на грунте или планирующий спуск мормышки до дна с высоты 1-1,5 м.
При ловле на глубинах, превышающих 5 м, применяют как поплавочную, так и оснастку с мормышкой. Из-за большой осторожности крупной плотвы, окуня, леща для их ловли лучше применять мелкие мормышки, и чтобы увеличить вес оснастки, иногда приходится ставить тандем из двух вольфрамовых мормышек.
На подмосковных водоемах рыба уже настолько привыкла к предлагаемым ей приманкам, что порой очень плохо реагирует на мормышку с насадкой. Поэтому безнасадочная ловля зачастую дает лучший результат. Я успешно ловлю рыбу среднего веса безнасадочной мормышкой на глубинах 4-8 м. Для безнасадочной ловли нужно очень четко подбирать соотношение: эластичный правильной длины и конусности кивок, плюс соответствующий вес мормышки и ее форма (лучше каплевидная). Чтобы кивок четко передавал малейший импульс на мормышку, толщина лески должна быть минимальная. Мелкие мормышки нужно использовать для ловли на глубинах менее 4 м. При ловле на больших глубинах хорошо работают как светлые, так и темные мормышки. Игра осуществляется как у дна, так и с подъемом на разную высоту, в зависимости от активности рыбы и уровня ее нахождения.
Также на больших глубинах для безнасадочной ловли можно эффективно использовать тандем мормышек. Есть комбинации тандемов когда:
– друг за другом привязаны крупные (или средние) мормышки;
– внизу стоит крупная (или средняя) мормышка, а выше нее очень мелкая;
– вверху стоит крупная (средняя) мормышка, а внизу мелкая;
– друг за другом привязаны две мелкие мормышки.
Весной для своего обитания рыба может выбрать глубокие участки с довольно сильным течением, но на крупные приманки не клюет. Тогда, чтобы удержать оснастку возле дна, мы берем соотношение: крупная мормышка плюс мелкая. Первая предназначается для удержания снасти на потоке, а на вторую происходит вся ловля. Правда, бывает, когда неподвижно лежащей на дне мормышкой соблазняются крупный лещ, налим. Поэтому крупную нижнюю мормышку часто наживляют червем. Поклевки на тандем приманок бывают более уверенные, чем когда используется одна приманка. Расстояние между приманками определяется условиями ловли. Если рыба в основном находится у дна, то оптимальным будет расстояние в 15-20 см. Если рыба держится выше, это расстояние можно установить в 50, 100 и более см.
Ловля на тандем не всех устраивает из-за того, что дополнительная мормышка часто цепляется за лед при вываживании. Это обычно происходит тогда, когда обе мормышки привязаны «глухими» узлами. Я придумал способ крепления скользящим узлом, достаточно туго установленным ниже верхней мормышки. Узел изготавливается из отрезка лески (диаметр его должен быть чуть больше диаметра основной лески). Для другого варианта крепления нужно отрезать кусочек телефонного кембрика (достаточно, чтобы он был длиной 2-3 мм), надеть его на леску ниже верхней мормышки и заклинить такой медной проволочкой, которая бы хорошо распирала изнутри кембрик. После этого концы проволочки обрезаются как можно ближе к кембрику. Таким образом, мы сделали стопор, передвижением которого устанавливается расстояние между мормышками.
Тандем крупных чертиков хорошо подходит для активного поиска леща, крупной плотвы, густеры, окуня, берша и судака. Такой оснасткой рыболовы часто пользуются при ловле на глубоких бровках водохранилищ. «Чертики» берутся темного цвета, вытянутые, длиной 1-2 см. На Можайском водохранилище попутно с лещом на тандем «чертиков» попадается судак.
Игра крупных чертиков может выражаться в очень медленном подъеме приманок до уровня в 1-1,5 м от грунта или в равномерной стабильной игре с небольшой частотой движений. Амплитуда бывает довольно широкая. Поклевка леща, густеры, плотвы нередко ощущается как едва заметный сбой кивка – подсечка при этом должна быть мгновенной.
При чрезмерной осторожности рыбы иногда лучший результат дает оснастка, состоящая из крупной вольфрамовой мормышки, зафиксированной на конце лески, выше которой привязывается поводок с крючком – на него в основном и ловится вся рыба. Можно также сочетать вольфрамовую и свинцовую мормышки, последняя привязывается выше первой. Свинцовая мормышка легче вольфрамовой и на нее рыба берет смелее.
Цвет и форма мормышек подбираются экспериментальным путем. Крупного окуня, плотву, подлещика, густеру, сопу на глубине привлекают мормышки «уралка», «муравей», «дробинка», «капелька», «овсинка», «личинка», «дрейссена».
Из насадок при многих способах ловли незаменимыми бывают различные «бутерброды». Например, на крючок вместе насаживают мотыля и репейника или мотыля и опарыша, иногда мелкого червя в сочетании с опарышем. Бывает, что при ловле на глубине хорошо работают водные личинки: бабка, казара, крупный ручейник, но добыть их зимой непросто.
Некоторые ловят на тандем мормышек или чертиков с насадкой. Она выбирается с учетом условий водоема. При плохом клеве бывает предпочтительнее ловить плотву, окуня, подлещика на личинку репейной моли или мелких опарышей – их надевают на крючки обеих мормышек. Однако есть водоемы, где успешно можно ловить только на местную насадку. Например, на том же Цимлянком затоне рыболовы с успехом ловят различную рыбу на мормыша. Проводка с этой наживкой осуществляется методом медленного подъема от дна, без малейших колебаний. При повторных проводках можно производить очень редкие короткие потряхивания приманок.
Для глубинной поплавочной удочки желательно наличие катушки и запаса лески в 20-30 м. Для оперативности установления глубины многие рыболовы используют комбинированную оснастку – кивок со свободным колечком для пропуска лески плюс оснастка поплавочной удочки. Расстояние от крючка до дробинки – не более 5 см. При поклевках леща, плотвы кивок обычно выпрямляется.
Прикормку на глубину подают в конусной кормушке. Для ловли плотвы бывает достаточно смешать панировочные сухари с мотылем, но там, где рыба испытывает рыболовный прессинг, предпочтение следует отдавать смесям-новинкам промышленного изготовления. Часто леща приходится кормить одним чистым мотылем, прикармливая одновременно до 10 лунок.
Некоторые рыболовы сочетают глубинную ловлю на мормышку с ловлей на жерлицы. Особенно это актуально становится, если на «чертика» или мормышку вдруг начинает брать хищник. На судака и щуку жерлицы устанавливают вдоль руслового свала на разных глубинах Предпочтение нужно отдавать участкам с глубинным коряжником.
Комментарии (0)