Законы русской охоты

В Комитете Государственной думы по природным ресурсам и природопользованию прошли парламентские слушания на тему "Правовое обеспечение государственного контроля и надзора в области использования объектов животного мира".

     Принявшие участие в слушаниях депутаты Государственной думы, члены Совета Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, руководители общественных организаций, охотопользователи, ученые обсудили целый ряд наболевших (острейших) проблем развития охотничьего хозяйства России на современном этапе. "Российская охотничья газета" публикует обзор выступлений участников слушаний, а также рекомендации Комитета по природным ресурсам и природопользованию ГД, принятые по итогам обсуждения.

ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО МОМЕНТА

     Многочисленные реорганизации органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль и надзор за использованием и охраной объектов животного мира, привели к размытости этих функций между различными ведомствами как на федеральном, так и, к сожалению, на региональном уровне, сказала, открывая слушания, председатель Комитета по природным ресурсам и природопользованию Наталья КОМАРОВА. По информации научно-исследовательского института проблем исследования законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации, за последние 10 лет число преступлений, предусмотренных статьей 258 УК РФ "незаконная охота" увеличилось на 70%. Однако и эти данные о выявленных преступлениях не отражают весь размах браконьерства.
     Необходимо незамедлительно принимать меры по совершенствованию контроля и надзора за использованием объектов животного мира. На сегодняшний день мы с вами не имеем важнейших, на мой взгляд, нормативных актов, которые, например, поручены законом Правительству РФ. У нас нет порядка организации контроля и надзора, у нас нет перечня полномочий инспектора, который занимается охраной окружающей среды. О каком качестве государственного контроля и надзора мы в этой связи или в этой ситуации можем с вами сегодня говорить?

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИМИТОВ ИЗЪЯТИЯ САМИМИ РЕГИОНАМИ – ХУЖЕ БРАКОНЬЕРСТВА

     Ситуация с нормативным обеспечением охоты практически не урегулирована или базируется на нормативных актах семидесятых-восьмидесятых и более поздних годов, сообщил заместитель руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Григорий КОВАЛЕВ. На наш взгляд, с принятием Лесного кодекса усугубилась ситуация с обеспечением надзора и использования охотничьих животных.
     Давно назрела необходимость принятия закона об охоте, я употребляю это условное название – закон об охоте. Думаю, что в работе по подготовке законопроекта по охоте активное участие должны принять все специалисты этой отрасли, и с широким обсуждением и участием общественных организаций Росохотрыболовсоюза и других общественных организаций.
     Созданные в субъектах Российской Федерации структуры в сфере охраны, контроля и регулирования использования охотничьих животных не имеют единообразия и не соответствуют принципам государственного управления. При их создании нарушен один из основных принципов – это недопустимость совмещения деятельности по осуществлению государственного контроля за использованием и охраной животного мира и среды обитания с деятельностью по использованию объектов животного мира. То есть выполняют также хозяйственные функции. Если мы говорим о первостепенной роли государственного контроля и надзора, то у нас должна быть вертикаль, которая позволяла бы именно федеральным структурам обеспечивать контроль и надзор в субъектах Федерации, отметил Григорий Ковалев.
     Следующий важнейший аспект деятельности – это установление научно обоснованных лимитов изъятия охотничьих животных. "В настоящее время у нас... я просто боюсь этой ситуации, когда мы полностью передадим полномочия субъектам Федерации и субъект Федерации будет устанавливать лимиты изъятия в отсутствие необходимой методической базы и при отсутствии специалистов или ученых, которые бы занимались этим делом, – сказал заместитель руководителя Россельхознадзора. – В общем-то, можно спрогнозировать ситуацию, когда изъятие наиболее уязвимых или ценных в хозяйственном отношении объектов животного мира будет значительно превышено, а это будет гораздо хуже, чем отдельные элементы, связанные с их нелегальным изъятием".

ПРОКУРОР ПРЕДПИСАЛ ЕГЕРЯМ УСТРАНИТЬСЯ ОТ БОРЬБЫ С БРАКОНЬЕРСТВОМ

     На сегодняшний день специалисты ассоциации совместно со штатными сотрудниками Департамента охоты Министерства сельского хозяйства готовят стержень одного из основных законов – "Об охоте и охотничьем хозяйстве", сообщил председатель Центрального правления ассоциации "Росохотрыболовсоюз" Эдуард БЕНДЕРСКИЙ. Проектов этого закона было много. Мы сейчас все эти законопроекты обрабатываем, интегрируем. И с большой долей уверенностью могу сказать, что до конца мая мы внесем, уже непосредственно передадим этот проект закона в Государственную думу, чтобы уже более плотно, с большим привлечением специалистов начать его реально обсуждать. С одной стороны, не хотелось бы принимать федеральный закон такого уровня и тематики в ускоренном режиме, но и времени особого для того, чтобы мешкать, у нас тоже нет.
     Мы бы хотели заложить в этот федеральный закон ряд основополагающих принципов, являющихся, на наш взгляд, очень серьезными и ключевыми, во всяком случае для нашей ассоциации, которая до сих пор является самым большим охотопользователем и решает важнейшую социальную задачу. Мы исходим из того, что охота для огромной части населения является абсолютно естественным и, самое главное, социально значимым видом отдыха. Поэтому мы будем рекомендовать включить в закон в качестве приоритета закрепление определенной части охотничьих угодий именно за общественной формой охотопользования.
     На сегодняшний день общественная организация, в том числе Росохоторыболовсоюз, имеет право выдавать охотничьи билеты. Для нас это жизненно важная функция, потому что от 60 до 100% экономических основ деятельности региональных обществ зависит от членских взносов, заметил руководитель Росохотрыболовсоюза. Конечно же, это неправильно с точки зрения ведения охотничьего хозяйства, и мы это понимаем. Мы понимаем также, что выдача охотничьих билетов – это серьезная государственная функция. Но сегодня мы пожинаем те плоды, которые есть. Поэтому давайте найдем такие нормы и правила, которые позволят нам эту функцию выполнять так, как мы ее выполняли на протяжении 49 лет. Одновременно давайте мы все вместе создадим условия для того, чтобы у нас появились другие экономические возможности и другие реалии, которые позволят нам перестроиться на другие рельсы.
     В 2002 году штатных егерей охотобществ вывели из числа субъектов КоАПа, лишив их, таким образом, права составления административных протоколов. Что мы получили на практике? Два года назад в Новосибирске при попытке задержать браконьера был убит председатель одного из районных обществ и общественник. Естественно, было возбуждено прокуратурой уголовное дело. Браконьера задержали, осудили. И в рамках этого уголовного дела прокурор дал предписание, которое практически обязывает категорически исключить все действия штатных работников общества по выявлению и пресечению браконьерства. Также в представлении прокурора указывалось, что одной из причин совершения преступления явилось превышение председателем районного охотобщества своих полномочий.
     В настоящее время у охотопользователей есть обязанность осуществлять охранные мероприятия в рамках договорных отношений, долгосрочной лицензии, при этом у сотрудников нет абсолютно никаких прав. А не это ли явилось реальной причиной масштабного повышения уровня браконьерства в последние годы? Давайте определим такие правовые нормы, которые позволят наделить наших штатных сотрудников определенными полномочиями по охране угодий и борьбе с браконьерством, призвал Эдуард Бендерский.

ОХОТА – ДОСТОЯНИЕ ВСЕГО НАРОДА

     Как только вышло постановление об утверждении положения о нашем управлении, мы встретили на своем пути ряд, если можно так выразиться, недоброжелателей, сказал начальник Управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов Брянской области Василий ХОМЯКИН. Первый недоброжелатель – это территориальные органы Россельхознадзора, которые инициировали протест областной прокуратуры о том, что мы, орган субъекта Федерации, уполномоченный по охране объектов животного мира, не вправе составлять протоколы и накладывать штрафы на нарушителей. Смею вам доложить, что охрана объектов животного мира – это комплекс мероприятий, направленных в том числе и на задержание нарушителя, составление протокола на него и вынесение административного постановления в этой части.
     Я полностью согласен с председателем ЦП ассоциации «Росохотрыболовсоюз» в том, что охота должна быть достоянием прежде всего рядовых граждан Российской Федерации, а значит, право на охоту, прежде всего для простых граждан, могут предоставить в основном областные и районные общества охотников и рыболовов. Поэтому на территории Брянской области по инициативе партии "Единая Россия" проводится работа, направленная на то, чтобы все-таки охотничьи угодья предоставлять прежде всего для обществ охотников и рыболовов, сообщил Василий Хомякин.
В законе говорится, что функции контроля и надзора не могут быть совмещены с функциями использования и охраны объектов животного мира, заметила председательствующая на слушаниях Наталья Комарова. Поэтому возникли такие вот проблемы в Брянской области. И, как показывает анализ, не только в Брянской области такая ситуация.

ВЫДЕЛЯЕМЫЕ ЦЕНТРОМ ДЕНЬГИ – ЭТО НАСМЕШКА

     Объем субвенций (субвенция – это целевые средства на финансирование делегированных полномочий, то есть средства на функции, которые федеральный центр поручил исполнять региону вместо себя. – В.К.), выделенных в Республике Татарстан в 2006 году на реализацию полномочий в области охраны и использования охотничьих ресурсов, составил 146 тысяч рублей, проинформировал собравшихся начальник отдела биоразнообразия Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан Михаил ГОРШКОВ. В 2007 году эта цифра не изменилась. Это примерная стоимость одного снегохода "Буран". И все. Ну фактически за эту сумму мы можем еще провести восемь природоохранных рейдов. На осуществление иных полномочий средств уже нет. Но все-таки наша республика достаточно богатая, и мы можем позволить себе приобрести технику, обеспечить ее расходными материалами и еще кое-что выполнить из тех полномочий, которые нам переданы по закону. Ежегодно из республиканского бюджета и из бюджета нашего министерства на обеспечение охраны животного мира выделяется достаточная сумма, равная примерно пяти миллионам рублей.
     Большое подспорье оказывает нам экологическая милиция. Это так называемое управление по борьбе с правонарушениями в области охраны окружающей среды. И это управление тоже достаточно емкий потребитель финансовых средств. Ну, естественно, такие субвенции, которые выделяют, извините, это насмешка. В целях обеспечения эффективного исполнения полномочий органов государственной власти Республики Татарстан, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета, а также реализации законных прав республики в области охраны объектов животного мира считаем, что первоочередной задачей должны быть разработка и принятие норматива методики по определению объема субвенций.

По материалам Комитета Государственной думы по природным ресурсам и природопользованию