На логове

Не часто в периодической печати встречаются статьи о том, как охотники берут волчат на логове. По рассказам тех волчатников, с кем приходилось говорить на эту тему, дело это трудное, хлопотное.

Наверное, поэтому ряды профессионалов невелики и информация об этой охоте крайне скудная.
Именно это подтолкнуло нас напроситься в попутчики к волчатникам и попытаться найти волчье логово в июне 2006 года на территории одного из охотничьих хозяйств вместе с группой местного телевидения.

Попытка оказалась неудачной несмотря на то, что егерями-волчатниками Журавлевым С.В. и Ковровым Г.В. была проведена подготовительная работа: опрошены жители деревень, где были случаи нападения волков на скот или где видели волков; установлена частота встреч со следами волков на полевых дорогах и определено направление их движения. Причин, обуславливающих неудачу, на мой взгляд, было достаточно много: в тот день было очень жарко (+27–30оС) и безветренно, на поиск вышли очень поздно – около 10 часов. Компания оказалась многолюдной – 8 человек, сильно одолевала летучая нечисть: водни, слепни, мухи, комары, физическая подготовка лиц, сопровождающих волчатников, оставляла желать лучшего. Маршрут движения, выбранный егерями, для многих оказался неподъемным – в конце пути цепочка волчатников растянулась на километр. Именно физическое состояние сопровождающих лиц не дало егерям разобраться в замысловатой путанице волчьих следов и подтолкнуло принять решение вернуться обратно. По словам егерей, мы находились недалеко от волчьего логова: участились встречи со следами волков, которые шли в разных направлениях и были различной степени свежести. До этого егеря указывали на мочевые точки волков, посредством которых они метят территорию, и поскребы около мочевых точек. Физическое состояние всех в середине пути, кроме егерей-волчатников, было таково, что продолжать поиски логова было бессмысленно. Уже по завершению этой экспедиции, около машины все приободрились и выражали полную решимость довести начатое дело до конца.

Единственные, кто отмолчался тогда, так это тележурналист с оператором. На лице оператора было написано, что повторения этого кошмара он не переживет. На следующий день у каждого нашлись другие, более неотложные дела, и в поиске этого логова никто больше инициативу не проявил.

И вот 14 мая 2007 года утром в кабинете раздался телефонный звонок: «Юрий Викторович! Вы просили позвонить, когда я найду волчье логово. Так вот, логово я взял. Волчат семеро. Из них 3 кобеля и 4 суки. Вы приедете?» Это звонил егерь государственного биологического (зоологического) заказника регионального значения «Междуреченский» Ковров Геннадий Владимирович.

Приеду ли я? Да конечно. И не только я, постараюсь подключить группу местного телевидения.

Через час мы уже в пути, и колеса уазика начали стремительный отсчет стокилометрового пути.

В последние годы на территории Смоленщины события такого масштаба – взят крупный выводок волчат – считаются единичными. Если в 70–80-х гг. в Смоленской области учитывали до 1000 голов волка, то сейчас его численность на протяжении ряда лет колеблется в пределах 60–80 голов.

Ради проведения телевизионной съемки по взятию волчат из логова диктор местного телевидения, тележурналист Андрей Борисович Рожков отложил свой выход в эфир и договорился о замене.

Мы у Коврова Г.В. дома. Вопросы к егерю посыпались как из рога изобилия. Вот что он нам поведал.

Предположение о том, что волки сделают логово в моем егерьском обходе появилось после того, как в марте участились встречи со следами пары волков. Единственное, не знал в каком массиве они остановятся окончательно. Сигналом, что волчица щенилась для меня послужило то, что в одной из деревень волк взял дворовую собаку. Тропление около деревни показало, что волк один и довольно крупный самец. Следы вели в лесной массив площадью около 10 тыс. га. Понадобилось несколько дней проверки по полевым дорогам, чтобы утвердиться – да, волки именно в этом массиве. Дальше ждало самое трудное – тропить по свежему следу.

Помогла погода – 12 мая прошел дождь, который превратил полевые дороги в контрольно-следовую полосу. Утром чуть свет я уже в пути. Только в 9 часов улыбнулась удача – вот он свежий след крупного волка, идущего в направлении знакомого лесного массива. Усталость как рукой сняло. Выброс адреналина в кровь заставил расправить плечи, живительной силой наполнил руки и ноги, с глаз как будто кто снял поволоку и все предметы стали вырисовываться ярче и контрастнее, в голове прояснилось и уже звучало только одно: «Ну наконец-то!

Теперь только вперед, по следу и не потерять».

На дороге и в поле было легко – след был четким. В лесу темп движения намного замедлился, но размякшая почва и примятая трава помогали не упустить след. Несколько раз след терялся и были моменты, когда я уже отчаивался в удачном исходе дела, но какое же облегчение наступало, когда при очередном широком круге я все же находил след волка. После непрерывного пятичасового тропления чувствую, что нахожусь недалеко от логова – встречаются и старые, и свежие следы в разных направлениях. Азарт, всецело захвативший меня, толкает вперед.

Лежка волка – под сердцем полыхнуло, значит, логово где-то рядом. Вот следы волчицы, которые ведут к поваленному дереву, под корни. Логово – да, но пустое. Почему? Смотрю дальше. Через тридцать метров опять логово и снова пустое. Кто вспугнул? Кто виноват? Я вспугнуть не мог. Троплю дальше. Еще логово и опять пустое. Может быть, сука щенится первый раз и это беспокоит ее, и она никак не может определиться с местом?

Ладно, троплю дальше. Одиннадцать брошенных логовищ. Есть ли смысл искать? Может, волки ушли? Ладно, думаю, сделаю последний круг и если ничего нет, то поворачиваю к дому. Но рановато я запаниковал, вот он след, даже тропа, т.е несколько следов туда и обратно. Тропа около болота теряется. Нет, не теряется, вот же она – следы грязи и царапины от когтей волчицы по поваленным деревьям, ведут они прямо в болото. Вот и островок 2х1,5 м, вот коряга, а вот и выводок. Семь волчат, клочок суши, а кругом вода.

Ну, слава богу, не зря столько дней ходил. У волчат глаза открыты, они ползают, им уже не меньше, чем по две недели. Волчат в рюкзак – и можно передохнуть. Время 15 час. В связи с тем, что с ружьем ходить не разрешают, по сторонам смотреть бесполезно, волки и так на глаза не покажутся, не тот это зверь, который свое потомство готов отстаивать ценой своей жизни. Раньше, когда ходил со служебным карабином, к логову старался подходить максимально осторожно, так как бывали случаи, что волчица была на логове и попадала под выстрел. Четыре раза стрелял волчиц на логове и только дважды наповал. Из двух подранков одну лесники нашли мертвой за одиннадцать км, на другую натолкнулись местные жители за четыре км от логова.

Все, надо подаваться к дому, а то до него еще ой-ей-ей.

Домой пришел только в 23 часа еле живой. Вот и оценивайте, легко ли даются волчьи логова.

– Геннадий Владимирович, как думаете, есть ли еще выводок в заказнике?

– Думаю, да. Только не в моем егерском обходе.

– Сможете ли хотя бы приблизительно определить урочище, где они находятся?

– Я знаю несколько урочищ, где раньше волки устраивали логова, но только это далеко, если бы помогли транспортом, то я готов. Прежде всего надо проверить «Труботню».

– Геннадий Владимирович, не против, если я приеду через несколько дней и мы пройдем, поучимся у Вас?

– Да пожайлуста.

Для подготовки телерепортажа в новостях местного телевидения мы не поехали на то место, где Ковровым Г.В. были взяты на логове волчата, так как до него от дороги надо было добираться пешком по лесу 9 км. Мы выехали в близлежащий лес, нашли типичное место и сделали короткий репортаж о работе егерей по поиску волчьих логовищ.

Р.S.:

Ковров Геннадий Владимирович 1949 года рождения.

С 22.12.1975 г. – лесник Ярцевского межколхозного лесхоза.

С 18.06.1985 г. – егерь государственного заказника управления охотничьим хозяйством Смоленской области,

с 03.10.2005 г. – егерь государственного биологического (зоологического) заказника регионального значения «Междуреченский» областного государственного учреждения «Смоленское областное управление охотничьим хозяйством». На логовах взял 296 волчат, уничтожил 15 взрослых волков. Следопыт от Бога.