Старые охотники могут рассказать множество историй, приключившихся с ними во время поиска длинноухих. Вот и я вспоминаю сегодня необыкновенные встречи с этими интересным и уважаемым мной зверьком.
Где нужно искать русака? Все знают, что этот заяц любит ложиться в глубокой пашне с вкраплениями соломки, среди кочек и кустов на полевых и луговых болотцах, по краям заросших бурьяном оврагов и т. д. Вот и мы компанией из четырех человек старательно прочесывали все известные нам заячьи места. Снега, который в этом деле являлся серьезным подспорьем, еще не было. Единственная подающая надежды гончая собака уже погибла под колесами машины на трассе (кстати, мастерски подставленная под автомобиль тем же русаком). Удача упорно не хотела сегодня повернуться к нам лицом. Но на охоте иногда неудачный, казалось бы, день вдруг становится ярким, радостным и запоминающимся на долгие годы.
Время приближалось к обеду, а мы только подобрались к заброшенной, весьма перспективной, на наш взгляд, деревушке с любопытным названием Безводные Прудищи, и тут я настоял: «Сначала загон, потом обед!» Мои друзья согласились, и Михаил ушел в загон, а Николай, Александр и я, объехав деревушку, заняли позицию на номерах. Двое встали по краям, а я подогнал «буханку» к роскошным останкам двухэтажного кирпичного дома да тут и остался: центральная (и единственная) улица, покрытая приличным еще асфальтом, казалась весьма привлекательной для отступления длинноухих и рыжехвостых. Не вдаваясь в подробности, скажу, что приличная лисица выскочила на Николая и была взята им первым же выстрелом. Подошел загонщик, и в приподнятом настроении мы всей компанией отправились к дому обедать. Шум, гам, хлопанье дверями «УАЗика», сигаретный дым… А тут и снег долгожданный повалил, да с ветерком – метель настоящая! Мы вплотную к дому придвинулись, тут потише. А через какое-то время Александр решил за угол дома заглянуть (ну, надо ему было!), а русачина из оконного проема к-а-а-а-к махнет! Взвыл наш Сашка дурным голосом, но ружьишко само в руки прыгнуло, и заяц уже в бурьяне кувыркается! Вот вам и пожалуйста: «не было ни гроша, да вдруг алтын»!
Зима, приличный снежок, иду по полям один. Малик вроде бы и «подметенный», но тешу себя надеждой, что ночной. И бреду я по нему километров уже шесть. Ушлый заяц попался! Он и сметок-двоек понаделал, а потом выскакивал на дорожку и бежал снова как на пожар. И так раз за разом …
Подхожу к оврагу, а на краю, чуть в стороне от полевой дороги, комбайн брошенный стоит. Ну, не совсем комбайн, а то, что от него осталось, но кабина и корпус на месте – времена сборщиков металлолома еще не наступили. Подхожу ближе, а там все вокруг зайцем утоптано! Похоже, тут он притаился, да только дальше-то что? Были бы вдвоем – ясно, а так с одной стороны подойдешь – он с другой выскочит! Железяка здоровая! Делать нечего – подхожу, крадучись, и легонько наверх, в кабину лезу, а сам головой во все стороны кручу. Забрался – сидит! Давай я орать диким голосом и еще ногой притопывать. Грохот такой, что самому страшно, а он сидит! Я обеими ногами «чечетку» отбиваю, оглох почти – сидит! А может, и нет его тут вовсе? Однако весь опыт мой охотницкий криком кричит: тут он! Уселся я на место водителя и закурил. Вот тут-то мой «механизатор» и вымахнул! Кабина, хоть и без стекол, но тесная. Пока я развернулся, да приладился, русака уже след простыл. Посмеялся я над собой, плюнул и пошел дальше охотиться.
Возле моста через реку Мокша от строителей старый барак остался. Там и сейчас рыбаки да охотники приют находят. А не сожгли его до сих пор лишь потому, что сторожа-рабочие, что за мостом приглядывают, круглосуточно дежурят. Собаки и коты здесь испокон века живут, но, как ни странно, и зайцы с лисами уходить отсюда и не думали! Заглянул я сюда однажды и отправился в одиночку по окрестностям побродить. А со мной еще собачонка местная увязалась. Я и не возражал сильно – не помешает. Часа четыре добросовестно все кусты и низины прочесывал – пусто. Ладно уж, в другой раз повезет! Ружье за спину закинул и к бараку подхожу. Осталось только на дамбочку подняться, а тут и машина моя возле собачьей будки стоит. Под ногами два обломка шифера, шалашиком стоят. Пнул я сапогом по листу, а оттуда… Ну, вы поняли! Русачина в один прыжок на дамбочку взлетел, а я пока выбрался – ищи-свищи! Потом думал: может, у него с собакой местной какой уговор был?
В метель с дождем и сильным ветром неоднократно приходилось находить зайцев в трубах и поваленных бетонных столбах, полых изнутри. Между двух деревьев русачка заставать приходилось. Прямо под дорогой, где машины одна за другой пролетают, вспугивать случалось…
Есть, конечно, у русака места для лежки характерные, но про них охотники и так знают. А я всегда говорю: на зайца охотиться – ухо востро постоянно держать надо!
Комментарии (0)