Достаточно было сделать насыпь и поддерживать дорогу в нормальном состоянии. И деньги на это у земств были. Их бюджет был равен половине бюджета Российской империи.
В моей родной деревне, перед октябрем 1917 года была построена дорога, которая и по сей день еще прослеживается в лесу.
Надо признать, что и в советские времена за дорогами в лесу следили: их расчищали от валежника, иногда проходил бульдозер и ровнял их. Этим занимались в первую очередь лесники, а затем и колхозы, если им эти дороги были необходимы. Сегодня за лесными дорогами никто не смотрит.
Как же передвигаться по дорогам без покрытия? Мне скажут, что сейчас в продаже достаточно техники повышенной проходимости. Это верно. Достаточно сходить на любую выставку, скажем на ВВЦ, и увидеть огромное количество техники, способной преодолевать бездорожье. И ее можно купить!
Но, приезжая в угодья, на охотбазы, к друзьям, мы видим различные конструкции, которые не выпускаются нашей промышленностью. Механизмы эти созданы на базе автомобилей (самая популярная база для создания подобного транспорта – УАЗ), тракторов и других самодвижущихся средств. Попадаются весьма оригинальные конструкции. Оно и понятно, народ наш весьма рукастый, головастый и готов к творчеству.
Насколько необходима подобная техника в современных условиях? При ведении охотничьего хозяйства нужно доставлять клиентов к месту проведения охоты, рыбалки, вывозить трофей, подвозить подкормку и многое, многое другое. Современный охотник, рыбак да и грибник хотят сократить время пребывания в дороге к месту охоты, рыбалки и сбору ягод и грибов. И не только потому, что они ленивы. Время, время поджимает! Ну вот, например, на осенней охоте я знаю водоемы, в которых может быть утка. Если обходить их пешком, то этот маршрут составит 15 км – т.е. минимум четыре часа. А если на автомобиле – около часа или чуть более. Или поход за грибами. Я знаю несколько мест, где есть грибы. Находятся они достаточно далеко от населенного пункта, да и друг от друга на приличном расстоянии. За день их не обойдешь. А вот с использованием техники повышенной проходимости можно. И грибы на себе несколько километров тащить не надо.
Рыбалка... В детстве кусками алюминиевой проволоки я привязывал к раме велосипеда двух- трехколенную бамбуковую удочку, в карман клал полиэтиленовый пакет, на багажник пристраивал банку с червями и катил с друзьями за три-четыре километра ловить рыбу. Эх молодость, молодость! Сейчас же, кроме удочки, есть много необходимых вещей, которые надо взять с собой на рыбалку. И как это все нести?
Короче: внедорожная техника в сельской местности крайне необходима. При этом эта техника используется вне дорог общего пользования, т.е. нет необходимости ее регистрировать: в лесу ГИБДД нет.
Решена ли эта проблема у нас? Кажется, что решена. Существует масса внедорожной техники. Тут тебе и квадроциклы, и автомобили повышенной проходимости, и многоколесная техника. Но вот возникает вопрос: а почему люди начинают что-то придумывать, когда можно купить? Купить-то можно, но как? Средняя зарплата в РФ 760 $, в Германии – 3900 $, в США – 4100 $. Цена автомобиля УАЗ Hunter с завода – 395 000 рублей (в долларах это около 12 тысяч). ВАЗ-2121 стоит от 365 000 с завода. Ну и сколько нужно копить человеку со средней зарплатой? При этом не пить, не есть. Выходит, это не так доступно, как кажется. С другой стороны, можно сказать, что автомобиль ЗАЗ-965 в 1961 году стоил 1800 рублей, а средняя зарплата была в тот год 81,3 руб. Т.е. необходимо было копить 20 месяцев. Но не надо забывать, что в те времена разрыв между верхней и нижней планками зарплаты не был так велик, а рубль был очень твердой валютой, которая почти не была подвержена инфляции, а это позволяло копить спокойно, не беспокоясь, что накопления обесценятся. Да, были очереди и прочее. Теперь сельский житель, небогатый охотник, грибник или рыбак и рады бы приобрести подобную технику, да денег нет. Что же есть подешевле?
Я не буду брать экзотические многоколесные либо гусеничные транспортные средства даже отечественного производства – они стоят не менее 10 000 $. Но вот есть квадроциклы... При этом, если брать более или менее серьезные машины японского или другого заграничного производства, то тут цены близки к 10 000 $. А есть ли отечественные квадроциклы, доступные по цене? Есть. Например, завод имени Дегтярева выпускает ЗИД-200 4-ШП «Тарпан». Простенько, но проходимо. И стоит это чудо нашей мысли от 80 300 рублей, без учета доставки. Фирма Stels производит квадроциклы стоимостью от 150 000 рублей.
Так что же можно прикупить, чтоб было недорого, но проходимо?
Например, новый класс мотовездеходов UTV. Это такой миниатюрный грузовичок с небольшим двигателем, повышенной проходимости. Нужная машина? Весьма. Грузоподъемность у нее около 500 кг, да еще прицеп можно использовать. Значит, и корма на площадку можно довезти, и трофей вывезти, и охотника на место доставить. А для имеющего дом в деревне это возможность вывезти из леса валежник, который никто не собирает, привезти навоз, если он где-то еще есть. Ну и, естественно, проехать к месту рыбалки, охоты, за грибами. Сколько же стоит подобный аппарат? Фирма Stels предлагает подобное транспортное средство с 500-кубовым двигателем, полным приводом, самосвальным кузовом, электрической лебедкой и т.д. За 280 000 руб. Доставка бесплатно. Дороговато? Абсолютно согласен: слишком дорого. Что же делать?
На сегодняшний день выход один: техника б/у. Какой-нибудь автохлам можно купить за 15–50 тыс. руб. и попытаться его реанимировать. Так и делают. А другого выхода нет. Пока.
Понятно, что необходимость в недорогой проходимой технике есть. Яркий пример народного автомобиля повышенной проходимости – ЛуАЗ-969М. Простая, дешевая машина. В 1967 году ЛуАЗ-969 стоил 1700 рублей при средней зарплате в 100 рублей. Эта техника не была лишена недостатков, но главным было качество – за свои деньги. Это была хорошая машина. Подобная техника необходима и сейчас.
Понятно, что желательно, чтобы государство поддержало отечественного производителя подобной техники. Это могут быть льготные кредиты, налоговые льготы и другое. А к производителям хотелось бы обратится с просьбой как можно более удешевить подобную технику: убрать, к примеру, все лишнее, все же остальное можно будет докупить отдельно.
Подобная техника необходима не только охотникам, рыболовам и грибникам, но и на селе. В США после Второй мировой войны фермерам раздавали мотоциклы «Харлей» для сельскохозяйственных работ. У нас раздавать нечего, но можно наладить выпуск UTV транспорта или простейших машин типа ЛуАЗ по минимальной цене. Где это можно сделать? На том же заводе имени Дегтярева.
Комментарии (8)
Игорь Железников
Да, ЛуАЗик я бы взял с удовольствием, но только с движком не воздушного, а жидкостного охлаждения. А ЛуАЗ ныне "Богдан" теперь зарубежный производитель и "Волынь" уже давно снял с производства. А хочется подобный по цене и проходимости транспорт и что бы с нуля. Но похоже не судьба.
Евгений Баранов
На ЗИДе стали делать интересный вездеход - буксировщик. (мото-нарты) Гусенеца с мотором и руль как у мотоплуга, а водила и груз сзади в корыте. Весь агрегат складывается и помещается в багажнике (без корыта конечно) Расход бензина 2 л / час. Цена 44 рубля (000). Очередная модификация внедорожного средства передвижения. В принципе на нем можно весной на тягу подальше забуриться, или на поле за гусями? А зимой на рыбалку и в лес самое то!
Еще ожидается (уже который год) трехколесный мотоцикл - болотоход . на нем и поплавать можно попробовать.
А вот малобюджетной машинки повышенной проходимости явно не хватает.
Владимир Суденко
ЛУАЗик или "Луноход" как его назвали в народе за его сверхпроходимость - это действительно то, что нужно на селе. По проходимости лучше только гусеничная техника, более ничего. Не сравнится с ним ни "patrol", ни ланд Ровер, ни Ланд Крузер - ничто. Даже Нива немного уступает ЛУАЗу. Но... увы его уже не выпускают. Неужели наши автоконструкторы не в состоянии сделать что-то подобное, но не дорогое, а так тысяч за 150 - это максимум? Могут, но нет стимула, ни материального, ни морального. А жаль.
Константин Краёв
Игорь спасибо,действительно у нашего государства давать не чего всё роздано и ограблено
а вот насчёт внедорожника были и газ 69 и уаз 469 и луаз старенький проходимость у него пока из все
самая да и блокировка в добавок,да и Суденко согласен нам бы что попроще,покрепче и подешевле
так бы я чуть сделал цену пониже чем Владимир тысяч до 100,а мото-нарты только зимой ну и по весне
Да немного о буханке проходимость лучше чему у других да и удобная но дороговата,взял старенькую
ремонт у неё простой гниёт быстрее всего юбка но её легко и быстро сделать да и остальное просто
сделать
2 ответа
vladimir konev
здр.я владелец "лупарика" приобрёл недавно,имею также уаз-452,луаз по лесу намного проходимей и изворотливей,насамом деле почему-бы правительству не наладить такой маленький вездеходик,но у нас сразу изгадят если даже наладят-по цене будет дороже чем уаз или рядом.И опять получиться баснословная цена-ударение будут делать не на простоту и удобство,и проходимость,а на камфорт и современность,и цену расчитают не на буджетного покупателя а на состоятельного по принципу"лучше один раз продать по 7 а не два раза по 5"
Зуек
Ну почему государство должно налаживать выпуск вездеходов и с чего вдруг автомобиль будет стоить как серийное импортное ружье?
Павел Тихонов
Спасибо неравнодушным участникам форума! Я думаю, не так всё плохо у нас!
Пример тому - появление Гусенецы, Тарпана...Значит они востребованы! А раз, кому-то нужен Луазик, то, я надеюсь, появятся заинтересованные люди, и возродят былую легенду уже на более современном уровне, пусть даже и с "воздушкой" - есть такие грузовики - "Магирус" с воздушным охлаждением, оставшиеся с Советских времён, работали в тяжелейших условиях . До сих пор на Крайнем севере попадаются...
Юрий Любимский
Одно время в Подмосковье в Поворино небольшими партиями собирали ЛуАЗы с двигателями от Таврии с жидкостным охлаждением.
Сие Чудо, мы покупали для знакомых. Цена и Качество явно не совпадали, но знакомые были довольны. Единственное минус, двигатель от Таврии, все же на бездорожье быстро набирал температуру и постоянно работал электрический двигатель охлаждения радиатора. Надежность электрического двигателя вызывала большие сомнения и его сил едва хватало.