Большинство моих знакомых засомневались в моей адекватности, когда узнали, что я собираюсь принять участие в одной из самых авторитетных российских ATV-гонок Can-Am Trophy Russia на квадроцикле Stels ATV 600GT. Мол, куда мы лезем?! Да, на этой гонке японские, канадские и американские мотовездеходы под списание разбираются. Так что же будет со Stels?
Вот именно это мы с напарником (нашелся еще один отважный коллега) и решили выяснить. Ну и заодно с бескомпромиссной жесткостью расправиться со всеми сомнениями в вопросе, а можно ли на мотовездеходах Stels ATV 600GT с достоинством выступать на серьезных соревнованиях.
Заявились мы на участие во втором этапе Открытой внедорожной квадросерии Can-Am Trophy Russia 2012. Впервые за всю историю существования данной гоночной серии мероприятие проходило в южном регионе Ставропольского края. Как полагается по регламенту соревнований, наш экипаж (по условиям гонки в ATV-классе разрешено выступать только экипажем, состоящим из двух райдеров на двух квадроциклах) прибыл в Ставрополь почти за день до старта. Началась регистрационная суета, которая, кстати, только со стороны кажется какой-то жутко запутанной и непонятной.
Если нормально подготовиться, то все формальности улаживаются в течение полутора-двух часов. Самое муторное дело — обклеить свои машины десятком стикеров спонсоров соревнования. Правда, перед нами стояла еще одна задачка — оперативно установить нижнюю защиту на квадроциклы. Заранее сами не позаботились, вот и пришлось расплачиваться за личную же халатность. Перед установкой специально приготовили не только набор гаечных ключей, но еще и дрель. Вдруг придется что-то рассверливать. Нет, не пришлось!
Фирменная «стелсовская» алюминиевая защита днища и рычагов подвески встала на технику как родная. На все про все ушло порядка трех часов. Если честно, наша команда (помимо двух пилотов, был у нас еще собственный механик, к слову, также журналист) сильно обрадовалась сему факту и со спокойной совестью отправилась бездельничать в базовый лагерь, извините, набираться сил перед ответственной гонкой. Хотя, наверное, стоит сказать, что Can-Am Trophy Russia это не только спортивный «заруб» по выяснению, кто быстрее и сильнее.
По мне же это даже больше не гонка, а своеобразный стиль проведения выходного дня в обществе добрых единомышленников с развлекательно-спортивным элементом. Ну во всяком случае до того момента, пока ты не стартанул и не выехал на трассу, точно. А там, на маршруте, естественно, уже не до общения.
Наверное, самое время объяснить нашим читателям, почему же выбор пал именно на модель Stels ATV 600GT? Ведь у компании «Веломоторс» (производитель квадроциклов под маркой Stels) существуют и другие, более мощные аппараты. Например, модель Stels ATV 800D, да еще с инжекторным впрыском, явно лучше адаптирована под спорт.
Так-то оно так, но мне доводилось участвовать в Can-Am Trophy. И опираясь на сей опыт, по моему мнению, для умеренно быстрого движения по пересеченной местности (с ограничением скорости в 80 км/ч) с немалым количеством грязевых участков — длиннобазная, тяговитая «шестисотка», на мой взгляд, подходила лучше, чем мощная спортивная «восьмисотка» с взрывным и необузданным нравом. Короче, я просчитался.
И все ограничения по скорости сняли. Грязи не было вообще! Всю дорожную и бездорожную жижу изжарило солнце. Can-Am Trophy в прямом смысле на Ставрополье из трофи трансформировалось в Can-Am Rally. И не просто в ралли, а в дико скоростной ралли-рейд.
Первый спецучасток (СУ 1) протяженностью в 25 километров фаворит гонки проходил меньше, чем за 22 минуты. То есть парни «жарили» по трассе в среднем на скорости под 100 км/ч. При этом еще умудрялись не пропустить и собрать все точки (для справки: по условиям соревнования каждый экипаж по ходу гонки должен в определенном порядке пройти по всем заданным организаторами точкам на маршруте).
Пропустил хоть одну точку или «взял» их не в той последовательности, по которым прописали судьи соревнования, наказание 10 часов штрафа или вообще незачет прохождения СУ. Первые пять точек на СУ-1 мы «собирали» с особой тщательностью и порой делали лишний круг вокруг, дабы уж точно быть уверенными в нашем попадании в 50-метровый коридор. Дело в том, что организаторы оборудуют каждый квадроцикл участников электронными приборами, по которым впоследствии и определяется, как спортсмены прошли по маршруту.
Никаких специальных датчиков, сигнализирующих «взятие» точки, нет! У спортсменов есть только свои GPS-навигаторы, и только по ним они могут отслеживать правильность прохождения трассы. Чуть недоглядел или слишком доверился своему GPS-навигатору — привет, получайте «пенал» (сленговое название штрафа-пенализации).
В общем, только на шестой точке мы прозрели, поняв, что весь маршрут-то проложен по дороге, и здесь главное не вдумчивое ориентирование в грязи, а ехать «в полную дыру» (сленговое описание движения с максимально возможной скоростью, которую способен развить ваш гоночный болид). Ну, мы и поехали. Только не с максимальной скоростью, на которую способен Stels ATV 600GT, а с той, что личный райдерский опыт позволял. В принципе, по грунтовке с жесткими выбоинами и крутыми поворотами «шестисотка» способна шпарить со скорость в 80–85 км/ч.
При этом быть весьма стабильной и хорошо управляемой в поворотах. Да, если мчаться только на заднем приводе, выигрываешь в скорости, не перенагружаешь трансмиссию, да и бензин экономишь (не много, но экономнее получается точно). Однако если ехать на полном приводе, то квадроцикл заметно устойчивее проходит препятствия и в поворотах ведет себя более предсказуемо. В итоге наш результат по СУ-1 где-то 31 минута с «копейками».
Далеко не первые, но совсем не последние в совсем классе оригинал-ATV. В целом же 19-е место из 35 экипажей, включая и класс SSV, и «заряженные» квадроциклы из ореn-ATV. Каким-то чудом нам удалось даже обыграть несколько экипажей на сверхмощных «сайдах» (народное название мотовездеходов side-by-side с автомобильным алгоритмом управления). Хотя, если честно, да в нас адреналиновым компотом плескался спортивный азарт.
Тем не менее мы отчетливо понимали, что с нашим, столь малым опытом участия в трофи-гонках, тем более которая переросла в скоростное ралли, не стоит питать иллюзий в мечтах о высоких наградах. Перед нами стояла задача: проверить технику на надежность, выносливость и постараться приехать не последними.
Второй спецучасток (СУ-2) протяженностью 70 км оказался не таким скоростным, так как включал в себя «взятие» точек, расположенных не на дороге, а на вершинах и в глубоких и крутых оврагах. Тут каждый экипаж выбирает разную тактику движения. Одни идут по азимуту, то есть прямо напролом по направлению к точке, кто-то продолжает двигаться по заброшенным дорогам-тропам и в какой-то момент, уже по месту, ищет удобный подъезд в цели.
И здесь «главная скрипка» — это, конечно же, опыт пилотов. Правда, без нормальной техники сей опыт может вообще никому и не пригодиться. Хотя с нашим экипажем был совсем другой случай. Опыта практически ноль, оставалась одна надежда на технику, которая должна была выдержать наше «слабоумие и отвагу» (кстати, вполне официальный девиз-название нашего журналисткого экипажа). Мы пошли по азимуту. Крутые, затяжные подъемы, маленькие, но чертовски глубокие ручьи на дне оврагов. Наши машины, в прямом смысле, стонали от перегрузки.
Из-за недостаточного места для разгона в низовьях оврагов пару раз на особо крутых и затяжных подъемах у нас дымили ремни вариаторов. Приходило соскакивать с квадроцикла и помогать ему заползти на вершину. Все-таки в экстремальных ситуациях тяжелый двухместный ATV 600GT испытывает дефицит в мощности. Тем не менее забегая вперед скажу, хотя мы сурово и подпалили все ремни вариаторов, но они продержались все два дня спортистязаний.
Впрочем, вернемся к гонке. Мы уложились в шестичасовой норматив прохождения
СУ-2. Правда, в обязательной пьесе по ориентированию мы пропустили одну точку, за что нас наградили «пеналом» в виде штрафных 10 часов. Наш экипаж откатился на 23-е место в абсолютном зачете. Но в целом мы остались довольны результатом, так как не сошли с трассы и показали вполне достойное время. К слову, многие квадроциклы других экипажей просто не пережили CУ-1 с СУ-2. Нам же пока везло.
Во второй день: CУ-3 и СУ-4 общей протяженностью 150 км.
Помимо «поджаренных» ремней вариаторов, в предыдущий день мы не слабо покувыркали свои квадроциклы в оврагах, штурмуя всякие рвы и подлые оползни, скрывавшиеся под высокой травой. Техника, слава богу, не пострадала. Пара выбитых фар, погнутый багажник, расколотый пластик. Но нам с коллегой кубарем кататься по склонам как-то надоело.
Решили поменять тактику и на маршруте, приоритет отдать дороге, а не азимуту-направлению. Да еще главный судья сказал, что все точки расположены на дороге. Темп сначала взяли весьма бодрый. Мчались на всю катушку, надеясь, мол, дорога-то вывезет. Отчего стали менее пристально отслеживать показания GPS-навигаторов. И в какой-то момент констатировал факт: черт, конкретно сбились с маршрута и серьезно плутанули, «зарядив» многокилометровый крюк.
Пришлось возращаться и искать точку, где мы совершили ошибку, так как просто вернуться нельзя, все точки надо «собирать» в четкой последовательности. Короче, CУ-3 и СУ-4 мы проехали и даже попали в зачетную зону. Но смотреть результат категорически не возникало никакого желания. Без протокола было понятно, гонку мы бездарно «слили».
Одно утешало, что техника нас ни разу, подчеркну красным, ни разу не подвела, за два дня тяжелейшего испытания ничего не сломалось, не сглючило, не развалилось-рассыпалось. Более того, Stels ATV 600GT продемонстрировал бойцовские качества в несвойственном для тяжелого утилитарника амплуа раллийной, скоростной машины, на деле доказав, что и квадроциклы из бюджетного сегмента могут быть надежными аппаратами.
Да и совсем немаловажный момент, два наших Stels ATV 600GT были абсолютно в стоковой комплектации, без каких-либо доработок и модернизаций. Из допов только нижняя защита.
Комментарии (0)