Гимн русскому оружию

Изображение Гимн русскому оружию
Изображение Гимн русскому оружию

Исходя из основного предназначения оружия, главным его качеством лично я считаю способность поражать дичь

Я люблю оружие. Да и какое мужское сердце останется спокойным при одном только упоминании о нем? Лично я таких не встречал. В любом оружейном магазине в любое время встретишь людей, рассматривающих витрины или помогающих счастливчику с лицензией выбрать ружьецо.

И есть что посмотреть и что выбрать. Особенно большой выбор заморского. От сравнительно недорогих турецких полуавтоматов до элитных итальянских, немецких, бельгийских и прочих горизонталок, вертикалок, тройников и карабинов. И это хорошо. Жаль только, что обычному российскому охотнику, не отхватившему за ваучер кусок общенародного достояния, все это изобилие не по карману.

Слава Богу, оружие российских мастеров служит долго и в ходу еще много стволов, сработанных в период действия наших государственных стандартов

В одном охотничьем журнале недавно прочел, что оружие производства советского периода не выдерживало никакого сравнения с западноевропейским. Корректно ли такое высказывание? Думаю, что и да, и нет. Разумеется, штучное ружье, сработанное фирмами Holland & Holland, или Karl Hauptmann, Boss или Lebeau-Courally, будет на голову выше, чем рядовое ружье Ижевского или Тульского производства. Но их и нельзя сравнивать. Некорректно. В первом случае над его созданием поработали ассы, оружейники — золотые руки. Поработали не торопясь, качественно. И поэтому продукт их ручного труда — предмет коллекционирования и инвестирования денег, доступный избранным и используемый по прямому назначению считанные дни в году. Во втором случае — продукт серийного машинного производства, предназначенный для массового потребления. Это рабочий инструмент, верой и правдой служащий простому охотнику. Причем изо дня в день, в любую погоду, на протяжении многих лет.

Исходя из основного предназначения оружия, главным его качеством лично я считаю способность поражать дичь. Поражать надежно. А вот что говорят об этом наши российские охотники, мои земляки.

Володя, подполковник, вертолетчик, служил в ГСВГ. Перед отъездом в ГДР купил в Москве ИЖ-27 Е 16 калибра. После того как на глазах немецких егерей свалил за 140 шагов оленя пулей Полева, а зайца дробью-нулевкой за 90, те устроили смотрины ружья. Вывод был закономерный: Гросс-гевер (gro Gewehr) — великое ружье. Сразу же предложили обменять на вертикалку Меркель. Не отдал.

Дядя Женя повез родственника с московской бригадой на кабана. Один из гостей был в звании полковника. Прямо перед загоном при сборке в его бельгийке сломалась боевая пружина. Все стали предлагать ему свои ружья. Но у полковника оказалась фигура какая-то нестандартная, и он ружья всех приехавших забраковал, остановив свой выбор на ИЖ-58 дяди Жени. Ружье 16 калибра выпуска 1960 года пришлось в масть. Чего не сделаешь из гостеприимства! Отдал оружие дорогому гостю и к нему 8 патронов, снаряженных пулей собственной отливки. Сам пошел руководить загонщиками. Охота удалась на славу. За день взяли 6 кабанов, причем всех положил полковник, который оказался классным стрелком. Вечером полковник прилюдно поцеловал двустволку и вернул оставшиеся 2 патрона. Мне удалось выкупить это ружье у дяди Жени — Царствие ему Небесное!

Сосед, ярый зайчатник, в годы всеобщего дефицита ездил за ружьем из Саратова аж в Ленинград к другу, у которого были связи в оружейном магазине. Из-под прилавка взял вертикалку ТОЗ-34 Е и не прогадал. Его дальним и точным выстрелам удивляются все друзья. Об осечках он понятия не имеет.

Дядя Саша купил штучную курковую тулку ТОЗ-БМ 16 калибра в сельском магазине хозтоваров в 1964 году. Он не расставался с ней до смерти. Слава о ружье шла по всему району. Никто не помнит случая, чтобы после его выстрела ушли заяц или лиса. Прямо в поле дяде Саше не единожды предлагали продать или поменять его тулку на вертикалку с доплатой. Не соглашался. Сейчас ружье переоформил на себя его сын.

Знакомый Павел выполнил в 1984 году норматив кандидата в мастера спорта по стендовой стрельбе. Получил от спортобщества цкибовское МЦ-6. Ездили в Казахстан на гуся. В бригаде из 5 человек был “Браунинг”, “Меркель”, “Берета”. Гусь летел стая за стаей, но высоковато. Договорились, что подранков добирают все. Дуплет, другой, и гусь начинает снижаться, но тянет и тянет. Паша выполнял обязанности чистильщика. После его каких-то особенных хлестких выстрелов из МЦ-6 гусь падал. И сейчас после 60 тысяч выстрелов ружье в рабочем состоянии.

Федору-леснику от деда досталась златоустовская одностволка ЗК: ствол 16 калибра длиной 780 мм, прямая английская березовая ложа, затыльник стальной. Не раз он делал из нее триплет быстрее, чем напарники из двустволок. При этом доставал зайцев, недоступных для остальных. Стрелял только патронами собственного снаряжения. О резкости ружья говорит тот факт, что стеклянная бутылка разбивалась вдребезги тройкой за 60 метров.

Примеров с ИЖ-12, ИЖ-54, ТОЗ-66, МЦ-9 и другими не счесть.

В свое время по показателю “цена/качество” это оружие вполне конкурировало с иностранным. Охотничье оружие того времени — это такой же пласт нашей культуры, как фильм “Тихий Дон” или космические корабли Королева, золотая олимпийская медаль суперштангиста Власова или первый в мире атомный ледокол “Ленин”. Уверен, что возобнови сейчас производство этих моделей-реплик, их будут в магазинах брать преохотно.

Что говорят о современном оружии российского производства охотничья братия? Высказываний, подобных вышеприведенным, мне слышать не пришлось. Большинство склоняются к мнению, что оно неоправданно дорого, не в меру улучшения своих потребительских качеств. Именно этот фактор снижает его доступность для большинства поклонников охоты. Осмелюсь сказать, что “новоделы” перестали быть прежним продуктом, но им еще ой как далеко до стандартов Запада.

Молодежь, начинающая охотничий путь, предпочитает приобрести “нецелованный” ствол, чаще всего полуавтомат. Люди с опытом покупают новое ружье в надежде получить новые возможности: сменные дульные сужения, сменные стволы для пулевой стрельбы с овально-винтовой сверловкой Ланкастера или винтовочным целиком, удлиненные или укороченные стволы для разнообразных охот, стволы с компенсаторами. После приобретения опыта совместной охоты с бывалыми охотниками молодежь начинает подумывать о приобретении второго или третьего ружья — проверенной, доброй “лереломки”.

У меня пять отечественных стволов — максимум, разрешенный законом. Каждый по-своему хорош. Хочется и нарезной, но очень сложно получить лицензию. Поучиться бы нашим властям у американцев уважать законопослушных граждан в их законном желании приобрести оружие. Ну да об этом и без меня много говорят.

А что до иномарок, так они и за рубежом доступны не всем. Охота там привилегия людей состоятельных, а значит, немногих. Перемены последних лет в нашем охотничьем хозяйстве, кажется, приводят к похожей ситуации. Жаль. Несомненно, в случае окончательной победы таких реформ число простых охотников снизится. И поэтому пополнится число выпивох и лодырей. Меньше станет тех мужиков, которые умеют обращаться с оружием и считают эту страну своей родиной, а себя ее полноправными гражданами. Тех мужиков, которые потенциально подготовлены к защите страны, любят родную землю и знают на ней каждую тропку. Тех, которые могут пройти за день несколько десятков километров с полной выкладкой. При этом не упадут от изнеможения. Тех мужиков, которые в лихую годину вставали грудью за свой народ. И это был существенный ресурс для страны в критические моменты ее многострадальной истории. Между прочим, нет гарантии, что такие моменты никогда не повторятся больше. Вот это стоит помнить тем, кто забыл латинскую поговорку “Хочешь мира — готовься к войне”.