Теперь можно приобрести булатную сталь в любом варианте — «вутц», «литой булат», «булат Аносова», «русский булат», «настоящий булат», «нержавеющий булат», «легированный булат», «сварочный булат», наконец, — «булат Ж».
А лет всего десять назад «гвоздем программы» была дамасская сталь. Маститые оружейники на фестивалях кузнецов обучали молодых искусству узорчатого дамаска. Технология получения кованой или сварочной дамасской стали не содержала никаких секретов, она была известна издавна, использовалась на протяжении сотен лет и на Востоке, и на Западе. В России после долгого забвения стояла задача возрождения этого искусства. Учителя говорили: надо взять несколько полос металла с различным содержанием углерода, сложить их в стопку, нагреть, посыпать флюсом, ковать или сваривать ударами молота этот многослойный пакет, оттягивать, сгибать и снова проковывать множество раз, получая слоистую структуру металла и, соответственно, поверхностный узор.
Учителя не уставали повторять, что при всей известности и кажущейся простоте технологических операций получить по-настоящему качественную дамасскую сталь, обладающую хорошими свойствами, может далеко не каждый; требуются долгие годы труда, профессиональная честность и талант.
Одним из первых учителей был В.И. Басов, которого заслуженно называют «патриархом кузнечных мастеров». Сохранилась видеопленка 2000 года, где этот уже немолодой человек завораживающе танцует вокруг горна и наковальни и неподражаемо красиво творит кузнечное искусство.
Со временем дамасская сталь покорила всех. Благодаря дамаску множество российских мастеров приобщились к кузнечному делу. Они вручную изготовили огромное разнообразие авторского дамаска и, на мой взгляд, достигли главной цели — раскрыли безграничные декоративные возможности этого узорчатого материала. Узор дамаска стал визитной карточкой нашего художественного оружия.
С механическими достоинствами дамасской стали дела обстоят несколько сложнее. Далеко не каждый образец стали с узором имеет высокие эксплуатационные свойства. Оказалось, что далеко не всем кузнецам по плечу эта сложная задача. Некоторые из мастеров пошли по пути широкого использования современных возможностей, и в итоге мы имеем промышленный дамаск, произведенный на московском заводе «Серп и Молот» или закуплен в Швеции под маркой «Дамастил».
Несмотря на эти достижения, от потребителей все чаще слышишь вопрос, где приобрести нож с клинком из качественной стали? Тем более Златоустовский металлургический завод разработал новую марку стали — «Златоустовская ножевая специальная» — и представил ее на выставке «Металл-Экспо 2007».
Перенасыщенность ножевого рынка разными дамасками привела к некоторой девальвации, и кузнецы преподнесли покупателям новый подарок — клинки булатной стали. Сегодня наиболее актуальными являются слова великого русского ученого, профессора Д.К. Чернова «… самая лучшая сталь, которая когда-либо выплавлялась в любой из стран, есть без сомнения булат».
Впрочем, вопрос о том, в чем разница между булатом и дамаском, остается одним из самых популярных. Оба этих понятия относятся к металлам, которые имеют сходство, — своеобразный, видимый невооруженным глазом узор после протравливания поверхности изделия какой-либо слабой кислотой, а иногда он появляется и непосредственно после полировки. Он состоит из светлых полос на более темном фоне. Появление этого узора объясняется структурной неоднородностью металла, в котором участки с разным содержанием углерода травятся и полируются по-разному. С точки зрения современной науки узорчатые стали объединены в особый класс композиционных материалов.
Но узорчатые сварочный дамаск и литой булат это разные вещи. На наш взгляд, наиболее приемлемым и строгим определением булата должно быть следующее: «Булат — это полученная особым способом высокоуглеродистая сталь без существенных содержаний примесей, обладающая структурой с ярко выраженной макро-и микронеоднородностью, проявляющейся на поверхности металла в виде узора. Структура булата после специальной ковки и термомеханической обработки обеспечивает высокие механические свойства, сочетающие твердость, вязкость, прочность и упругость. Булат — слоистый материал, чередование мягких и твердых участков на лезвии клинка превращает его в микропилу и обеспечивает самозатачиваемость. Назначение булатной стали — это клинок». И, наверное, это все, с чем согласятся многие. А дальше — одни вопросы, вокруг которых за многие века родилось бесчисленное количество мифов и легенд, пытающихся рассказать, как в булате совмещается несовместимое — высокая твердость и способность к большим упругим деформациям, и с чем связаны его необыкновенные режущие свойства.
Наиболее полно исследовал литую сталь выдающийся русский металлург Павел Петрович Аносов (1797—1851). В 1830-х годах на Златоустовском оружейном заводе он получил методом тигельной плавки «русский булат», который не уступал по качеству лучшим сортам индийского вутца. Труд П.П. Аносова «О булате», опубликованный в 1841г., представляет собой наиболее полную работу, обобщающую результаты огромного количества научных экспериментов и практических опытов по изготовлению булата. На этот труд до настоящего времени опираются все серьезные научные исследования в этой области.
Научное наследие П.П. Аносова достаточно полно изучено. Обратим внимание на два аспекта его деятельности, которые, как нам кажется, особенно актуальны в наши дни. Первое. П.П. Аносов начал с изучения сохранившихся исторических образцов булатного оружия. Так, ученый исследовал великолепную коллекцию восточного булатного оружия из коллекции графа В.А. Перовского (один из побочных детей графа Алексея Разумовского) и имел подробное исследование состава и свойств древнего металла. Это был тот отправной «образцовый» материал, который необходим для научного поиска. К сожалению, многие из современных мастеров, обратившихся к теме булата, никогда не видели и не держали в руках ни одного образца исторического булата, а тем более булата Аносова. С другой стороны, эти образцы, хранящиеся в современных музейных и частных коллекциях, практически не подвергались специальным металлографическим исследованиям, т.к. известные в настоящее время методы подобного исследования могут нанести урон сохранности этим ценнейшим историческим памятникам.
В результате исходный, «образцовый» материал не изучен, и до настоящего времени нет необходимой обобщающей статистики по структуре и химическому составу исторического булата. Мы не имеем ГОСТа на «булат» или, точнее, стандартизации комплекса качеств при отработанной технологии. Второе. П.П. Аносов подчеркнул, что узорчатая поверхность булатного клинка является показателем качества кристаллической структуры металла. Чем сложнее и причудливее узор, тем высше качество металла, а следовательно, и качество клинка. Он предложил классификацию разных сортов булата, основанную на их узоре: полосатый, струистый, волнистый, сетчатый, коленчатый. Этот эффект используют некоторые современные мастера «булатных дел». Один из вариантов — проковывается нержавеющая сталь, затем протравливается и получается имитация булатного узора. Другой вариант — переплавляется по булатной технологии легированная сталь, и также получается узор якобы «настоящего булата». В этом случае горе-мастера забывают, что один из выводов П.П. Аносова после проведения 185 экспериментальных плавок с легирующими добавками заключался в том, что булат есть максимально чистый, без существенных примесей сплав железа с углеродом, и ничем более. Когда современные мастера, используя элементы булатной технологии, стремятся воспроизвести внешнее сходство с булатной сталью, налицо подмена исторического термина «булат», что, несомненно, происходит в угоду коммерции. Думается, было бы правильнее и честнее оставить термин «булат» для истории, а современные экспериментальные работы мастеров называть по-иному.
2011 год покажет, как будут развиваться события на ножевом рынке. Но, думается, феномен удивительной булатной стали не оставит никого равнодушным. Ведь слова П.П. Аносова о возможностях клинков из «русского булата» звучат песней: «шпажный клинок из хорошего булата, правильно выточенный и соответственно закаленный… не может быть при гнутье ни сломан, ни согнут до такой степени, чтобы потерять упругость; при обыкновенном гнутье он выскакивает и сохраняет прежний вид, при усиленном (будучи загнут под прямым углом) не сломается и, будучи выпрямлен, не потеряет прежней упругости. При этой связи в частях булатный клинок может быть тверже всякого другого, приготовленного из стали. Это и есть без сомнения предел совершенства в упругости, которая в стали не встречается».
Комментарии (0)