Но как бы хороши ни были эти штуцера, двустволки или карабины, найдется не один десяток, а то и сотня их “близнецов”, различие которых будет в гравировке имени владельца на вензеле (медальоне) ружья, габаритах приклада да номере изделия.
Но есть для коллекционера по-настоящему уникальные, интересные ружья, “тираж” которых измеряется единицами, и часто такое оружие существует в единственном экземпляре. Стоит лишь вспомнить некоторые имена знаменитых ружейных мастеров, за изделиями которых “охотится” не одно поколение коллекционеров.
Фрэсис Иннес: сохранилось единственное ружье этого мастера, с замками Форсайта, в коллекции сэра Вальтера Скотта в Аботсфорде.
Вильям Лейг: известно только одно ружье у Джефри Бутройда — обладателя самой большой коллекции шотландских оружейников.
Джозеф Ланг: ружья Лангов на родине мастеров считаются коллекционными и ценятся выше изделий других английских оружейников.
Ричард Бурнанд — основоположник технологии высококачественных английских ружей; в частных коллекциях остались лишь единичные экземпляры оружия этого великолепного мастера.
Томас Хорсли — йоркский оружейник. Иметь ружье “Томас Хорсли” считалось признаком патриотизма и гордостью аристократии. В настоящее время эти ружья высоко ценятся коллекционерами.
Можно было бы продолжать этот “великолепный” список, но, отдавая дань патриотизму, закончу перечисление существующим в единственном экземпляре и хранящимся в Удмуртском республиканском краеведческом музее, “парадоксом” А. С. Бутурлина, доказавшим когда-то приоритет России в изготовлении малокалиберного пульно-дробового охотничьего оружия.
Но все это скорее ружейный антиквариат, представляющий ценность в первую очередь для коллекционеров охотничьего оружия, а не ружья для практической охоты.
Бывает, что в руки охотника попадает ценное во всех отношениях ружье, очень редкое и в то же время отвечающее современным условиям охоты и не обязательно, со столетней историей. Встречаются ружья достаточно “молодые”, уникальные по дизайну и техническим решениям, “тиражируемые” в одном-трех экземплярах.
В 70-е годы мне удалось подержать в руках самозарядный карабин работы чешского мастера. Те, кто знаком с армейским стендовым спортом, безусловно, помнят Виктора Бушинского, “открывшего” многих знаменитых стрелков. Так вот этот карабин был подарен ему маршалом Георгием Жуковым. Сам же маршал получил его в дар от чешского оружейника с обещанием, что ни один конструктор охотничьих ружей не увидит его в разобранном виде. Конечно, по прошествии стольких лет сложно точно вспомнить все его конструктивные особенности, но в памяти остались простота самозарядного узла и способ перезарядки с помощью подвижной антабки и ружейного погона.
В прежние годы единственным местом, где можно было “приобщиться” к элитному охотничьему оружию, был единственный в Москве комиссионный ружейный магазин на Соломенной Сторожке, ставший в доперестроечные времена настоящим клубом и местом встреч любителей охоты и рыбалки.
Сегодня комиссионное оружие “расползлось” по многочисленным охотничьим магазинам. Чтобы найти раритетное “малотиражное” ружье, придется объехать не один оружейный салон. Когда мой приятель захотел “выделиться” среди владельцев престижных “Хаймов”, “Блазеров” и “Зауэров”, желая найти карабин достаточно современный и в то же время редкий, к тому же по “разумной” цене, то задача эта оказалась совсем непростой.
Большинство магазинов в основном вторично перепродавало ранее купленное у них оружие. И лишь в одном оружейном салоне оказался весьма стоящий отдел антикварного оружия. Надо было видеть глаза моего приятеля, когда за стеклом витрины он увидел карабин работы оружейного мастера из Гамбурга Ф. Крайдель. Его имя в оружейном мире пользуется высочайшей репутацией. Это мастер, из рук которого выходили ружья, великолепные во всех отношениях (к сожалению, в очень ограниченном количестве). И в отличие от большинства оружейников прошлых лет и сегодняшних, стоимость и ценность его изделий складывалась в первую очередь из чистоты выделки и технических решений. Без излишнего украшательства его ружья сразу выделялись из “пестроты гравировки” прочего штучного оружия элегантностью форм, строгостью выделки и подкупающей простотой истинной дороговизны.
Калибр этого карабина 7 мм Rem. Mag. По мощности и настильности выстрела его можно признать универсальным для любых российских, европейских и американских охот. Прекрасная оптика Zeiss 3–12×56, отлично подходящая как для загонных охот, так и для стрельбы из засидки и по горным животным. Ствол 66 см при общей длине ружья 120 см. Прекрасные штатные прицельные приспособления и без оптики позволят точно отправить пулю в цель. Затворная группа, магазин, предохранитель, спусковой крючок, шнеллер — все выполнено безукоризненно. А механика даже у самого сурового критика не вызовет ничего другого, кроме слов восхищения и похвалы. Отдельно хочется сказать о ложе. Орех превосходен. Контуры колодки “обрисованы” с таким умением (и при этом не нарушен традиционно агрессивный “винтовочный” стиль), что понимаешь: здесь поработала рука настоящего художника. Форма приклада и “пистолета” — неведомое смешение стилей и форм, и, как результат, прикладистость выше всяких похвал. Понимаешь, что с деревом работал не только знающий ложевщик, но и отличный стрелок. О нарезке сетки на шейке и цевье ложи говорить не буду — это надо видеть. Кожаный затыльник как бы завершает работу мастера и дает понять, что в плече после первого, второго… выстрелов карабин будет устойчив, и не потребуется поправлять его после каждого поворота затвора.
Хотя я и не азартный человек, но готов биться об заклад, что в России и бывшем СССР карабин “Бушинского”, безусловно, один, а карабин Ф. Крайделя если не один, то его не больше двух. Конечно, я не знаю его родословную, но могу предполагать, что она столь же загадочна и интересна, как и у бывшего маршальского подарка. И можно лишь порадоваться за моего приятеля — любителя и знатока эксклюзивного оружия, что Ф. Крайдель не только украсил его оружейный шкаф, но и помог ему стать обладателем “Горной пятерки” в трофейных номинациях Ассоциации “Росохотрыболовсоюз”.
Комментарии (0)