Отмерив срок пятилетнего стажа владения гладкоствольным оружием, я имел на руках лицензию на покупку нарезного. Вначале был соблазн приобрести «мелкашку», памятную по юным годам, урокам физкультуры в тире «ДОСААФ». Но ТОЗ-8 в магазинах уже не достанешь.
В одном из оружейных магазинов на востоке столицы я его увидел. Среди других ОП-СКС-ов (охотничьих вариантов СКС), потертых, с облезлой ложей, он выглядел новым и нарядным. Боясь упустить понравившийся экземпляр, я обратился за кредитом к своему другу, работавшему неподалеку, и уже вечером рассматривал и разбирал его в компании своего брата. Брат мой с таким карабином был знаком по службе в ГДР.
Произведя частичную разборку, мы были приятно удивлены: внутри была заводская смазка! На крышке ствольной коробки выбито: «1952 г.», а затвор весь в старом солидоле, под которым начала появляться ржавчина. Неужели из него не стреляли? Хотя документ об отстреле, выданный на имя предыдущего владельца, имелся. Конечно, отстрел — это одно, а любовное ухаживание за оружием — другое. По-видимому, карабин этот прямо с военного склада попал к лицу, имевшему возможность его зарегистрировать. Стрелять из него он не стал, а хранил, пока не сдал в магазин.
Ну что же, поздравляю сам себя с новым, неизношенным стволом, и — за дело: чистить и пристреливать. Пристрелка меня вначале обрадовала: разброс
В чем дело? Возрастное ухудшение зрения и невозможность пользоваться открытым прицелом? Но я еще мог прищуривать глаз и видеть целик с мушкой. В магазинах большое разнообразие оптических прицелов и кронштейнов к ним. Мой выбор пал на прицел «Вилейка» и кронштейн из легкого сплава.
Увлекательнейший это процесс установки кронштейна, юстировки трубы и дальнейшей пристрелки! Но результат стрельбы не воодушевил: разброс пуль если и изменился в лучшую сторону, то незначительно. Стрельба с оптикой подразумевает умение «отстраиваться» от «лунообразных теней», т.е. центровать глаз, чем я ещё не обладал в должной мере.
Памятна пристрелка, которую я проводил несколько лет назад осенью. После каждого выстрела я делал перерыв с тем, чтобы последующий производился из холодного ствола. Кучность оказалась очень хорошей: 40 мм. При этой пристрелке я смоделировал ситуацию, характерную для охоты с вышки: единственный выстрел из холодного ствола, от которого зависит исход охоты.
ОП-СКС годится для выстрела на 100 м по некрупному зверю. А вот при стрельбах на 300 м, которые я провел на следующий день, пробоины от пуль были раскиданы по всему листу мишени 50×60 см. В пересчете на 100 м разброс приблизительно равен
Одна из них — сбой наводки движущимися частями механизма автоматической перезарядки, когда пуля еще не успела покинуть ствол. Для точной стрельбы мало подходит самозарядное оружие. Даже винтовка СВД-63, специально разработанная для этого, имеет лучшие показатели по кучности с отключенной автоматикой.
Вернемся к СКС. Усилие нажатия на спусковой крючок для срыва курка в моем экземпляре оказалось около 7 кг. К примеру: у охотничьих гладкостволок это усилие
Это же надо так тянуть за спусковой крючок, чтобы выстрелить! Немудрено, что после такого усилия, когда курок срывается для удара по бойку, срывается и палец, инерцией сбивая наводку. Я надумал ослабить пружину шептала. «Родную» пружину решил сохранить в целости и стал подбирать среди разных пружинок подобную по размерам, но менее жесткую. В конце концов купил в оружейном магазине новую пружину шептала СКС и откусил у неё часть витков, добившись усилия на спуск в пределах 3-4 кг. И я оказался обладателем скорострельного автомата!
При очередном посещении стрельбища я, приготовившись к пристрелке новой партии патронов, снарядив ими полный магазин, делаю первый выстрел. Карабин тарахтит как пулемет, задирает вверх. От испуга я отпускаю палец. Семи патронов как ни бывало! По-видимому, слабая пружина не позволяла шепталу оставаться неподвижным и удерживать курок в тот момент, когда затвор, произведя перезарядку и дослав патрон, ударял в ствольную коробку, инерцией своей сотрясая все оружие. Шептало срывалось, отпускало курок и весь цикл повторялся.
Нет, мне не нужен такой «Шмассер»! Кроме запрещения законом владения автоматическим оружием, сколько еще будет с ним неудобств и неприятностей: первый выстрел — в цель, а остальные вверх — в загонщиков, в населённый пункт, в небо! Вот поэтому в военном самозарядном оружии тугие спуски!
Кстати, через несколько лет, на этом же стрельбище, я услышал на другом конце стрелковой галереи подобную очередь. Не перевелись у нас еще Кулибины! Самоделкины хреновы! Повторили мою же ошибку!
Стрельбы прекращаю, еду домой и возвращаю родную пружину на свое законное место. Смазываю шептало специальной смазкой (название не рекламирую) и усилие спуска снизилось на 1,5-2 кг. Надо учиться обрабатывать тугой спуск. Парень я не хилый, руки сильные. Научусь!
И научился. По книгам и самостоятельными тренировками при незаряженном оружии: работаю только кистью, вся рука расслаблена и сжимаю между собой только указательный палец и основание большого. Результат вижу в оптический прицел. Если после срыва курка перекрестие ушло с цели, значит, я допустил ошибку и при реальном выстреле пуля уйдет в ту же сторону, куда дернулось перекрестие. Тренировки пошли мне на пользу.
Еще одна интересная особенность этого карабина. При отсутствии патронов в магазине затвор, при ручном взведении, остается в заднем положении на «останове», который смонтирован в подающем механизме магазина. Чтобы при моих тренировках с «холодным» спуском курка не опускать этот останов вручную, я раскрывал магазин, при этом он случайно задевал за разные предметы. Детали подающего патроны механизма слегка деформировались.
На стрельбище я столкнулся со следующим явлением. Первый и второй выстрел производятся как обычно, а третий — задержка: патрон придавлен затвором поперек, пуля смотрит в небо, а на гильзе вмятина. Таким патроном стрелять уже нельзя: вмятина произведет кумулятивный эффект и патронник разорвет.
Тщательное исследование процесса подачи патрона и его досылки, регулирование путем подгиба в нужную сторону подавателя и его пружины помогли: патрон стал досылаться носиком пули по центру патронника.
В процессе досылки патрона есть один нюанс. Так как в магазине патроны расположены в шахматном порядке, то подача и досылка их производится следующим образом. Первый патрон находится слева и досылается затвором, отпущенным для движения вперед, вручную. Патрон движется, направляясь в патронник, вперед и слева направо, задевая за его левый край оживальной частью пули. На пуле остается едва заметный след. Второй патрон досылается уже автоматическим возвратом затвора и с большей скоростью. Пуля бьется сильнее своей «скулой» о правую сторону входа в патронник, и вмятина на ней еще больше. А что такое даже малозаметная вмятина на пуле? Да, правильно: небольшое, но отклонение ее траектории. Особенно, когда возрастает эффект деривации после 150–200 м полета пули. Вот еще одна из причин, ухудшающих кучность при стрельбе на 300 м (см. выше).
Вторая интересная особенность карабина — отсутствие отбойной пружины бойка. Боек представляет собой проходящий через затвор стержень с утоньшением в боевой части. В заднюю часть этого стержня спущенный курок наносит удар, и в пределах своего свободного хода боек перемещается и прокалывает капсюль. Все бы хорошо, но!.. Когда я настраивал подачу патронов (см. выше), то передергивал затвор, моделируя процесс перезаряжания. Затвор «клацал» в ствольную коробку, я дергал рукоятку на себя, нестреляный патрон отлетал на диван. Я снова отпускал рукоятку. Собрав выброшенные из карабина патроны, я обнаружил на капсюлях следы бойка!
Если вы увидите у кого-то патроны 7,62×39 с небольшими углублениями на капсюлях, то этот «кто-то» разряжал когда-то свой СКС, передергивая затвор, как в американских фильмах.
Как мне быть? Вдруг пусть легкие, но удары бойка отслаивают капсюльный состав и патроны становятся непригодными? Купил запасной боек облегченного типа (в утолщенной части трехгранного сечения вместо штатного цилиндрического), установил в затвор, испытал. Вмятины стали чуть-чуть меньшие. Вывод: разряжать — только раскрывая магазин!
В заключение упомяну об уходе за карабином. Я применял для чистки стволов своих гладкоствольных ружей щелочное масло, как того требовали инструкции, перепечатываемые из издания в издание, появившиеся на свет во времена дымного пороха. Для снятия нагара.
И я для СКС стал делать то же самое. После стрельб — первая чистка-проход по стволу щелочным маслом, потом протирка, а затем нейтральным маслом дочиста. При очередной чистке я решил заглянуть в ствол с помощью лупы и обнаружил в области газоотводного отверстия почернение — отслоение хромого покрытия. По-видимому, щелочь задерживалась этим отверстием и совершала «свое «черное» дело.
Читаю в «РОГ» историю о том, что после смерти Н. С. Хрущева, заядлого охотника, его «Голанд-Голанд» смазали по незнанию щелочным маслом. Лет через пять хранения драгоценного оружия наследники нашли его проржавевшим и с неработающими механизмами.
Я перестал применять щелочное масло. Чай живем не в 19 веке! Пользуюсь только оружейным нейтральным, вычищая им тщательно стволы и смазывая механизмы.
Охотники — владельцы эскаэсов, не совершайте моих ошибок!
Комментарии (0)