Говоря о «некоторых исследованиях», показавших, «что при выстреле полностью заполняется межреберные впадины наружных ребер», В. Кузнецов тоже не сообщил, стволы с какой сверловкой подверглись исследованиям. Если там были полные чоки, то я готов в это поверить, т.к. при минус один миллиметр (или более) дульной части канала ствола свинцовые ребра пули заметно «размажутся». Я уже не говорю о том, какая при этом дополнительная нагрузка ложится на оружие и стрелка. Я же под пулевые патроны «многие десятилетия» использую стволы 12 калибра с цилиндрической сверловкой, и в той статье я априори имел их в виду. Вкратце поясню, какой опыт по этой части у меня имеется.
В пятидесятые годы прошлого века охоты на копытных не проводились (были редкие лоси, за добычу которых полагался ощутимый штраф), и стрельба пулями не практиковалась, поэтому было несколько пробных выстрелов «просто так» пулями Якана и круглыми из ИЖ-54. Результаты средние.
В шестидесятые годы поголовье лосей увеличилось, и передовым первичным коллективам в обществах охотников стали выдавать лицензии на их отстрел. К этому времени у нас в коллективе активизировала работу стендовая секция, ребята меня «затащили» на стрельбище «Локомотив», мне понравился «круг», и я поменял свое ИЖ-54 на ИЖ-12 в экспортном исполнении (ложа орех вместо бука, на колодке «made in USSR» и цена вместо 120 рублей – 145) как более удобное для стрельбы на «круглой площадке» стрельбища. Но при штатных стволах с чоковыми сужениями ждать хороших результатов было наивно, и я приобрел вторые стволы (полуфабрикаты) в магазине за 11 руб. 50 коп., благо в то время никаких «хождений по мукам» за разрешениями не требовалось. Через знакомых охотников с соседнего завода сделали насечку на прицельной планке и отворонили стволы, а подгонку колодки и установку мушки проделал сам. Самое трудное было снятие чоковых сужений в стволах с помощью развертки под размер диаметром 18 мм. Развертка была установлена на горячую посадку в стальной трубе диаметром 18 мм и длиной 700 мм, и проводилась она со стороны казенной части. Внутренний диаметр стволов 18,3 мм. Трудно было удерживать стволы, чтобы их не повредить, но в масляной ванне и при небольшом нажиме это сделать удалось, правда, времени потрачено было много.
Зато этот труд был вознагражден тем, что увеличился результат на стрельбище, а при стрельбе пулями разброс стал значительно меньше. Сначала стреляли пулями Бренеке и Якана (тогда их величали «жаканами»), а при появлении стволов с «цилиндрами» опробовал пулю Майера (из чоков этими пулями из нового ружья я стрелять опасался). Так вот, из этих цилиндров с напором в 0,2 мм диаметр рассеяния у пули Майера был заметно меньше, чем у вышеприведенных. Особенно хорошо ложились круглые подкалиберные пули в полиэтиленовых стаканчиках (обтюраторах) от дроби. Но на охотах они запрещены, поэтому в дальнейшем их не пристреливал.
Но время шло, чаще стал стрелять на стенде и у стволов с цилиндрами отрезал 40 мм, приблизив их размер к ружью ИЖ-25К, появившемуся в то время у некоторых стрелков. Стрельба пулей при этом не изменила результатов, но мы с приятелем Володей Стекачевым обзавелись в 1971 году еще и полуавтоматами МЦ 21-12.
Опять процесс проверок, пристрелок, а у них стволы 750 мм и с полными чоками. Проверили и пулю Майера, опять же у нее результаты были лучше, чем у «жаканов», «Вяток» и прочих «стрел». Остановились на подкалиберной пуле Майера в стаканчике от окучнителя дроби. Кстати, под пулю Майера на войлочный пыж надо не забывать класть картонную прокладку, чтобы нейтрализовать возможную неоднородность плотности войлочного пыжа по диаметру (это мое мнение, но не проверено). Это оружие мне понравилось, и через пару лет я заказал в Туле еще один ствол к своему МЦ21-12. Отрезал дульную часть ствола на 30 мм, получился чистый цилиндр, установил увеличенную на 1 мм мушку (на 35 м он немного высил), и пули Майера 12 калибра стали «ложиться» практически одна в одну, разброс в пределах ошибок прицеливания (не более 100 мм), плоская прицельная планка и крупная мушка не позволяли точнее выцелить.
Володя же потом стрелял весьма результативно пулями Майера и 12 калибра, но сейчас он «карабинер».
Качество литья этих пуль сейчас не очень высокое, поэтому перед установкой ее в гильзу надо аккуратно ножичком снять облой и «заусенцы» спереди и сзади и подровнять хвостовую плоскость.
Убедиться в том, что на пуле «межреберные впадины наружных ребер полностью» не заполняются, мне позволили пули, извлеченные при разделе трофеев. При ударе о кости они деформируются, но пояски видны хорошо, а однажды пуля прошла грудь лося насквозь, изорвав легкие и сердце и зацепив ребро, застряла под шкурой с противоположной стороны. Так вот эта пуля имела только небольшую деформацию головной части при ударе о ребро, а все пояски были целы, и я, поправив немного кромку «головы», зарядил ее повторно, как удачную, но не помню дальнейшую ее судьбу.
Пуля Майера хорошо проходит и по кустам. Было два случая стрельбы сквозь густые ивовые кусты (контуры лосей были видны), и оба выстрела оказались удачными.
Я полностью согласен с Владимиром Тихомировым в дополнении «от редакции» в том, что рассеяние пуль зависит от многих факторов, в том числе и «от профиля канала ствола», и необходимо подбирать пулевой заряд под каждое ружье скрупулезнее, чем под дробовой.
Вспоминается случай из моих первых пристрелок нового МЦ21-12.
Стреляли с приятелем Александром Карповым на пристрелочной площадке «Локомотива» по стандартной стодольной мишени. У меня пули ложились вблизи черного центра, а он из нового ТОЗ-34 (они тогда только появились в продаже, и он соблазнился его относительно малым весом) разбросал их вверх и вниз на 20–25 см, причем «крестило»: из нижнего ствола пули шли вверх, а из верхнего наоборот. Было сделано по нескольку выстрелов из каждого ствола, разброс в каждой зоне был невелик, а вот «крест» его расстроил. Не занимаясь более испытаниями, он от ТОЗ-34 избавился, не испытав даже дробью.
А посему, прежде чем идти на охоту, надо все боеприпасы испытать в своем ружье, тем более пулевые. А вот стрелял ли В. Кузнецов сам пулями Майера, из его заметки не ясно, похоже, что нет, а обобщил чьи-то результаты.
В заключение пожелаю охотникам не просто купить ружье, набить сумку патронами и отправиться вперед, за трофеями, а не жалеть времени и средств на испытания и пристрелку своего оружия.
Комментарии (8)
Андрей Зимин
В молодости очень любил эту пулю за дальность предсказуемость на открытых пространствах. Снаряжал войлочным разрезным калиберным пыжом, подсыпка из мелких опилок и Д.В.П., с подкладкой под саму пулю толстой прокладки исключающей вминание пыжа в канал пули. Современные пули Майера легче и заметно короче пуль выпусков 70 годов, свинец мягче. Добиться приемлемого боя ими не представилось возможным.
НИК.ИВАНЫЧ
Если уж подняли эту тему, то сообщу, если кто не знает...
Изобретатель данной пули Александр Карлович Майер умер в этом году 3 февраля 2016 года в возрасте 90 лет. Светлая ему память.
Иван Максимов
Пока не было современных пуль, пуля Майера решала свои задачи. В до карабинные времена я сам использовал эту пулю, правда как подкалиберную и удачно, автор статьи это может подтвердить, мы несколько раз охотились вместе. Но потом появилась пули Полева, и Майер был забыт. Сейчас пуля Майера это, на мой взгляд, это архаизм. Из старых пуль в настоящее время актуальна пуля Бренеке, но только в ОРИГИНАЛЬНОМ исполнении (ручной сборки), правда стоит она , мама не горюй, да и её вес - 42 г, при частом применении будет излишне насиловать оружие.
Александр Посудин
Лучшая на сегодня пуля для гладкоствола - это пуля Посудина (Ленинградка). ;) ;) ;)
3 ответа
Пользователь удалён
Пуля Рубейкина в исполнении Посудина!? Восхитительно! :)
Aleks Jarkovoj
Главное -не умереть от ложной скромности...
Пользователь удалён
Это точно. Опять же - время сейчас такое.
НИК.ИВАНЫЧ
На вкус и цвет...каждому своё :-))) Для меня Полева...