Правомерность применения огнестрельного оружия

Изображение Правомерность применения огнестрельного оружия
Изображение Правомерность применения огнестрельного оружия

Анализ поступающей почты свидетельствует о правовой неосведомленности граждан по применению имеющегося у них на законных основаниях огнестрельного оружия при непосредственном нападении в целях защиты жизни, здоровья и собственности.

В письмах содержатся просьбы прокомментировать понятие необходимой обороны, ответить на вопросы, что следует понимать под превышением необходимой обороны, разъяснить порядок применения оружия.

Отвечая на эти просьбы, прежде всего обратимся к ст.45 Конституции РФ, которая гласит: «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом».

Уголовным законодательством под необходимой обороной понимается защита личности и прав обороняющегося или других лиц охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства путем причинения вреда нападающему. Право на необходимую оборону имеют в равной мере все лица независимо от их профессиональной или иной специальной подготовки и служебного положения. Это право принадлежит лицу независимо от возможностей избежать общественно опасного посягательства или обратиться за помощью к другим лицам или органам власти (ч.1,2 ст.37 УК РФ).

Для правомерной обороны не требуется пропорциональности, соразмерности между способами и средствами защиты и способами и средствами посягательства. Вред, причиненный нападавшему лицом в состоянии необходимой обороны, может быть более значительным, чем вред, который мог бы быть причинен этому лицу.

Невооруженное нападение может представлять для жизни непосредственную опасность, предотвращение которой посредством оружия вполне оправданно и допустимо. Требование пользоваться при защите тем же оружием, что и нападающий, ставит обороняющегося в худшее положение, чем преступника. У защищающегося нет времени для размышлений, соразмерны ли применяемые им способы и средства защиты способам и средствам посягательства. В состоянии душевного волнения, вызванного нападением, его внезапностью, обороняющийся не может точно определить характер опасности и избрать соразмерные средства защиты. Поэтому средства защиты могут быть более эффективными, вплоть до применения оружия против невооруженного лица или невооруженных лиц.

Граждане Российской Федерации могут применять имеющееся у них на законных основаниях оружие для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости. Применению оружия должно предшествовать четко выраженное предупреждение об этом лица, против которого применяется оружие, за исключением случаев, когда промедление в применении оружия создает непосредственную опасность для жизни людей и может повлечь иные тяжкие последствия. При этом применение оружия в состоянии необходимой обороны не должно причинить вред третьим лицам.

Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения. О каждом случае применения оружия, повлекшем причинение вреда здоровью человека, владелец оружия обязан незамедлительно, но не позднее суток, сообщить в орган внутренних дел по месту применения оружия (ст.24 Федерального закона «Об оружии»).

Совершенные в состоянии необходимой обороны действия, хотя и подпадают под признаки преступного деяния, но не считаются преступлением и не влекут уголовной ответственности.

Право на необходимую оборону чаще всего возникает при преступном посягательстве. Однако не требуется, чтобы посягательство было бы обязательно преступное. Достаточно, чтобы оно было общественно опасным и по объективным признакам воспринималось как преступное нападение. Поэтому необходимая оборона может служить и против отражения нападения со стороны душевнобольных, малолетних и лиц, действующих под влиянием устраняющей их вину фактической ошибки.

Посягательство должно быть наличным, т.е. нападение уже начало осуществляться или была непосредственная угроза нападения, т.е. было ясно, что нападение может тотчас же, немедленно осуществиться. Состояние необходимой обороны наступает не только в самый момент общественно опасного посягательства, но и при наличии реальной угрозы нападения.

Посягательство должно быть действительным, реальным. Если человек оборонялся от кажущегося ему нападения, то такую оборону квалифицируют как мнимую. Мнимая оборона – это оборона против воображаемого, но в действительности не существующего посягательства. При необходимой обороне допускается защита не только собственных интересов обороняющегося, но и интересов других лиц, а также интересов общества и государства; защита осуществляется путем причинения вреда нападающему; защита должна быть своевременной и не превышать пределов необходимой обороны.

Закон прямо указывает, что лицо имеет право на необходимую оборону независимо от того, мог ли он избежать грозящей опасности, уклониться от нападения, спастись бегством, обратиться за помощью к другим лицам или органам власти.

Изображение фото: fotolia.com
фото: fotolia.com 

Состояние необходимой обороны может иметь место тогда, когда защита последовала непосредственно за актом хотя бы оконченного посягательства, но по обстоятельствам дела для оборонявшегося не был ясен момент его окончания. Другими словами, обороняющийся совершил защитные действия непосредственно вслед за хотя бы и оконченным нападением, но последний не сознавал, что нападение окончено.

Действия, совершенные в целях предупреждения нападения в будущем, не образуют необходимую оборону. Причинение вреда нападающему после того как нападение завершено или прекращено, также не образует необходимую оборону.

Превышением пределов необходимой обороны признаются умышленные действия, явно не соответствующие характеру и степени общественной опасности посягательства (ч.3 ст.37 УК РФ). Явно не соответствующим посягательству следует считать защиту, осуществленную такими средствами и методами, применение которых не вызывается ни характером и опасностью посягательства, ни реальной обстановкой его совершения и которые без явной необходимости причинили нападавшему тяжкий вред.

Причинение нападавшему легкого и средней тяжести вреда, побоев лицом, находящимся в состоянии обороны, исключает возможность привлечения его к уголовной ответственности за превышение пределов необходимой обороны.

Привлечение обороняющегося к уголовной ответственности возможно лишь в случае причинения нападавшему тяжкого вреда или его смерти.

Крайняя необходимость – это такое состояние, при котором лицо устраняет опасность, непосредственно угрожающую личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, или эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости (ч.1 ст.39 УК РФ). Действия, совершенные в состоянии крайней необходимости, не влекут за собой уголовной ответственности.

Вред при крайней необходимости причиняется не лицам, создавшим опасность, а третьим лицам, посторонним по отношению к источнику опасности. Под третьими лицами понимаются физические и юридические, а также государство и общественные организации, не являющиеся юридическими лицами. Причинение вреда, равного тому, который мог наступить, или вреда большего, не может быть оправдано состоянием крайней необходимости.

Важнейшим условием правомерности акта крайней необходимости является приоритет выбора средств, направленных на устранение опасности без причинения вреда, должен быть избран именно этот путь. В этом состоит главное отличие необходимости от необходимой обороны.

Превышением пределов крайней необходимости признается причинение вреда, явно не соответствующего характеру и степени угрожавшей опасности и обстоятельствам, при которых опасность устранялась, когда указанным интересам был причинен вред равный или более значительный, чем предотвращенный. Такое превышение влечет за собой уголовную ответственность только в случаях умышленного причинения вреда (ч.2 ст.39 УК РФ).

Следует иметь в виду, что неосторожное причинение вреда в случае превышения пределов крайней необходимости исключает уголовную ответственность.

Опасность уже миновавшая, как и еще лишь возможная в будущем, не может породить состояние крайней необходимости. В тех случаях, когда имеет место провокация крайней необходимости, т.е. искусственное создание опасности в качестве повода для умышленного совершения преступления, ответственность для лица, провоцирующего создание такой ситуации, наступает на общих основаниях, как за конкретный состав преступления.

Провокация может иметь место и при необходимой обороне. Не признается состояние необходимой обороны в тех случаях, когда лицо умышленно спровоцировало нападение, чтобы иметь возможность под предлогом обороны причинить вред нападающему.

В соответствии с гражданским законодательством вред, причиненный в состоянии крайней необходимости, должен быть возмещен лицом, причинившим его. Исходя из конкретных обстоятельств дела, суд может возложить обязанность возмещения вреда на лицо, по вине которого возникла опасность причинения вреда или в интересах которого действовал причинивший вред, либо частично или полностью освободить его от возмещения вреда.

Таким образом, гражданин вправе применять оружие при нападении, как против нападающих с оружием, так и без оружия. При обороне не требуется соразмерности между способами и средствами защиты и способами и средствами нападения. Каждый гражданин имеет право на защиту своей личности и своих прав от общественно опасного посягательства независимо от возможности избежать посягательства либо обратиться за помощью к другим лицам или органам власти.

Применять оружие следует крайне взвешенно и осторожно, не нарушая пределов необходимой обороны и крайней необходимости. Применению оружия должно предшествовать четко выраженное предупреждение об этом лица, против которого применяется оружие. Нельзя иметь при себе оружие во время участия в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, пикетировании, иных массовых акциях. О применении оружия гражданин обязан сообщить не позднее суток в органы внутренних дел.