Как МР-153 сменило МЦ-21-12

Изображение Как МР-153 сменило МЦ-21-12
Изображение Как МР-153 сменило МЦ-21-12

С особым интересом слежу за публикациями в охотничьей периодике, рассказывающими о различном самозарядном оружии. Ну ничего не могу с собой поделать, в части гладкоствольного оружия мое сердце отдано полуавтоматам. И поэтому для меня интересна любая информация от охотников, накопивших опыт в обращении с таким оружием.

И каким бы этот опыт ни был, положительным или отрицательным, изложенный на страницах газеты, он помогает начинающим охотникам правильно подойти к выбору своего первого ружья, а более опытным не ошибиться при покупке второго. Если, конечно, и те и другие решили остановить свой выбор на полуавтоматическом оружии.

Две недавних статьи на эту тему Сергея Иорданова «Отдельно про МЦ-21» (для перехода к статьям нажмите на ссылку) и Виктора Проявина «МЦ-21-12 не только по зайцам», вновь оживили неутихающую среди охотников дискуссию о возможностях самозарядных ружей и видах охот, на которых они применяются.

Внимательный читатель, я думаю, заметил, что в обеих статьях кроме главной героини МЦшки, упоминаются МР-153 и Беретта. Мимолетные встречи на охотах с ружьями марок Беретта, Браунинг и Бенелли у меня, конечно, происходили и оставили приятное впечатление. Но пока не может рядовой российский охотник без ощутимых потерь для семейного бюджета приобрести что-то из трех «Б». Да и редко в  магазине далеком от Москвы можно увидеть их живьем. Ну а вот вышеупомянутые российские полуавтоматы имеются в продаже практически везде. Они на данный момент имеют самое большое представительство в линейке самозарядного оружия у обычных российских охотников.

В связи с этим мне и захотелось поделиться с товарищами охотниками своим мнением об этих ружьях, благо не один сезон я провел с ними в охотничьих угодьях. Испытал их на различных охотах, в жару и холод, снег и дождь. Наблюдал, как охотились мои друзья, сделавшие свой выбор в пользу этих ружей.

Легендарное МЦ-21-12 конечно, пока опережает по количеству МР-153, но это скорее по причине более длительного срока производства тульской самозарядки, как никак, а сорок лет для ружья – хороший срок. И сложившаяся ситуация, когда российскому охотнику приходится выбирать в основном между этими ружьями, не изменится в скором будущем. А другое российское полуавтоматическое оружие пока не может кардинально повлиять на сложившийся баланс сил.

Моя МЦшка не была моим первым ружьем. В 1989 году на Камчатке выбор в охотничьем магазине был прост – новая ИЖ-27 или подержанная ТОЗ-34. Остановился я на новой ИЖевке. Через год мучений (экстракция гильзы через раз, частые осечки верхнего ствола, некачественная врезка металла в дерево и т.д.) пришел к решению о замене ружья. И уже осознанно приобрел в Туле во время отпуска МЦ-21-12.

Сделать именно этот выбор мне помог мой первый наставник в охотничьем деле Осинкин Иван Васильевич. Сибиряк, попавший на Камчатку в пятидесятых годах на срочную службу, да так и оставшийся здесь надолго. Хотя и имел он два ружья, но на охоте в основном использовал МЦ.

Выпущено оно было в 1962 году в мастерских ЦКИБ СОО. Автоматика работала безотказно, а в руках умелого стрелка данное ружье производило убойное впечатление. Вот эти ружья, произведенные мастерами ЦКИБ СОО, и создали положительный имидж тульскому полуавтомату, сыгравшему злую шутку со многими охотниками. Как оказалось, МЦ-21 девяностого года выпуска Тульского оружейного завода и ружье, сделанное мастерами ЦКИБ СОО – это две очень большие разницы.

Изображение фото: Семина Михаила
фото: Семина Михаила 

Даже внешние отличия бросались в глаза, не говоря уже про работу внутренних механизмов. Радужные надежды на обретение достойного оружия рухнули на первой же охоте. Оказалось, что без должной доводки, с таким ружьем можно было охотиться только на ворон. При помощи знакомых станочников, набора надфилей и собственных рук удалось добиться приемлемой работы автоматики ружья, но забота о патроне, пригодном для успешной стрельбы, осталась.

До сих пор храню целый комплект различных приспособлений для калибровки сначала гильзы, а потом и заряженного патрона. За годы охот накопилось достаточное количество отбракованных патронов. Их судьба станет понятна далее.

Опыт в доводке своего ружья удалось приложить в большей или меньшей степени еще к пяти МЦ-21. Но уверенности в том, что с этим ружьем можно охотиться на крупного и опасного зверя, не было никогда. Здесь я имею в виду только надежность работы механизма перезарядки. Бой этого ружья всегда оставался на высоком уровне любыми видами патронов. И прав Сергей Иорданов, что уверенность в своем оружии – это для охотника главное.

Хорошо, когда есть товарищ и верная собака, которые подстрахуют в трудную минуту, а ведь могут и не успеть. Судя по отзывам в прессе, значительных изменений в лучшую сторону не произошло и в новом веке. МЦ-21-12 так и осталось ружьем, требующим доводки. А вот точность, заявленная Виктором Проявиным, кажется мне преувеличенной.

Все МЦшки, прошедшие через мои руки, на 50 метров поднимали различные пули на 30–40 сантиметров от точки прицеливания и имели диаметр рассеивания от 10 до 15 сантиметров. Так что на расстоянии 100 метров даже с пулей Полева от МЦ-21 не добиться уверенного точного выстрела, как и от любого гладкоствольного ружья. Поэтому не стоит вводить в заблуждение доверчивого читателя.

И уж совсем мне, мягко скажем, не понравилось, как уважаемый сибиряк между делом прошелся по другому российскому полуавтомату. В одном я согласен с Виктором Проявиным – не хватает нашим оружейникам при производстве охотничьего оружия желания сделать все, чтобы ружье сохраняло свою внешнюю красоту на долгие годы при интенсивном использовании. Но это касается большей части производимого в России охотничьего оружия, а не конкретно МР-153.

Другие же приведенные недостатки (прогоревший поршень, ржавеющие детали спускового механизма), мне кажется, стали следствием не совсем качественного обслуживания ружья. Ну а уж «отпавшая напрочь» прицельная планка совсем, извините, ни в какие ворота. Хотя похожий случай описывается в статье «Сломай, если сможешь».

В ней шла речь об испытании МР-153 в Италии. За пять дней было отстреляно из «Байкала» 50000 патронов. Прицельную планку пришлось удалить после 17000 выстрелов. От интенсивной стрельбы в районе газоотводного отверстия не выдерживала пайка, и для обеспечения безопасности стрелков планку удалили. А вот цитата из статьи Виктора Проявина «Я ничего не могу сказать про автоматику...» и есть квинтэссенция этого ижевского полуавтомата. Автоматика этого ружья работает как швейцарские часы с момента покупки и до бесконечности (50000 выстрелов).

Покупая свой «Байкал» ничего этого я еще конечно не знал, он только появился на прилавках охотничьих магазинов. И вот после шести лет интенсивной эксплуатации я ни разу не пожалел о своем выборе. Самое главное – это ружье надежно и всеядно. Запасы патронов, не прошедших для МЦ-21 были проглочены МРкой на одном дыхании.

За все время эксплуатации только один патрон сыграл плохую шутку с моим ружьем, и то это произошло скорее по моей вине. И патрон этот был заводского исполнения с пулей Гуаланди. Произошло это на Камчатке. Осенняя охота на медведя. К косолапому, остановленному в кедраче двумя лайками, удалось подойти на расстояние выстрела. Выстрел прозвучал очень странно, тихо. Оружие не перезарядилось. Потом напарник сказал, что из цевья пошел сизый дым.

В азарте охоты я ничего этого, конечно, не видел и не слышал, поэтому правильно не оценил происшедшее. Передернув затвор, произвожу второй выстрел, который оказался для ружья роковым. Ствол в районе газоотводного отверстия разорвало, цевье треснуло. Скорее всего, после первого выстрела в стволе остался пыж, что и привело к разрушению ружья. Как говорит народная пословица, «не было бы счастья, да несчастье помогло».

Мое ружье первоначально имело ствол длиной 710 мм. При оформлении заказа на ремонт в мастерской Ижевского механического завода мне предложили кроме штатного, изготовить ствол длиной 750 мм с чоковым сужением 1,0 мм. Памятуя о таком же стволе на МЦ-21-12, показывающим отличный бой на средних и дальних дистанциях, я не преминул принять это предложение. Так я стал обладателем двух стволов к своему МР-153.

Теперь в моем распоряжении ружье практически для всех видов российских охот. Где, как и почему использовать стволы различной длины и сверловки и без меня написано предостаточно. Но на стрельбе пулей все-таки хочу остановиться подробнее.

Согласно общепринятому мнению оптимальным для пулевой стрельбы являются стволы цилиндрической сверловки или цилиндры с напором. Производя пристрелку своего ружья пулевыми патронами (с пулями Полева, Гуаланди и Майера), я заметил, что лучшим оказался ствол 750 мм с дульным сужением 1,0 мм. И в отличие от такого же ствола МЦ пули из МРки на расстоянии 50 метров ложились по центру мишени с диаметром рассеивания меньше десяти сантиметров.

И в заключение хочу предположить, что если производители МР-153 примут меры, увеличивающие долговечность различных покрытий своего изделия, то неизбежно ему отдадут свое предпочтение многие российские охотники.