“Ружье МЦ7–12 С предназначено для стрельбы по быстродвижущимся мишеням на соревнованиях по спортингу. Стволы отъемные, расположены в вертикальной плоскости, внутренние поверхности каналов и патронников стволов не хромированы. Приклад может иметь регулируемый гребень. УСМ с одним спусковым крючком и переключателем очередности выстрелов.
Гильзы выдвигаются из патронников и выбрасываются эжекторами. Для безопасности ружье снабжено предохранителем”.
Коммерческое предложение ЦКИБа, также не изобилует подробностями:
“Обращаем Ваше внимание, что нашим предприятием продолжается выпуск нового ружья МЦ7–12 С. Ружье разработано на основе анализа опроса спортсменов. В частности, по их замечаниям были доработаны формы и размеры приклада и цевья, прицельная планка и соединительные боковые планки. Ружье предназначено для стрельбы по движущимся мишеням в ходе спортивных соревнований, в том числе по “спортингу”. Кроме того, на базе МЦ7–12 С разработаны варианты спортивно-охотничьих ружей. ЦКИБ СОО принимает заказы на изготовление ружей…”
Корни этой модели имеют столетнюю историю, которая начинается с модели бокфлинта “BOSS” 1909 года. Далее через МЦ9–1, русскую копию английской вертикалки “BOSS”, следует стендовая “улучшенная” модель МЦ9 (не путать с курковкой МЦ9 и МЦ9–1) и охотничье МЦ7, впитавшее в себя достаточно большой ряд технических решений поздней “девятки”.
“Русская часть” истории началась в конце 50-х годов, когда по инициативе главного тренера СССР по стендовой стрельбе Николая Покровского были изготовлены две копии “BOSS”, получивших наименование МЦ9–1, с одним из которых В. Зименко завоевал звание чемпиона мира в изнуряющей перестрелке с К. Сингхом.
Вот как описывает “русского англичанина” заслуженный тренер СССР К. Рачинский: “Когда впервые я взял в руки ружье В. Зименко и опробовал его в стрельбе, то был буквально очарован: более совершенного ружья по маневренности, управляемости, посадистости, прикладистости я ни до, ни после не встречал”.
Надежностью ружье не отличалось, и его пришлось ремонтировать во время соревнований, столь удачно завершившихся для Зименко. Но что можно отнести к ненадежности конструкции или недостаточной квалификации тульских мастеров, сегодня можно лишь гадать.
В начале 60-х годов ЦКИБ СОО была разработана уже почти совсем отечественная модель ружья, предназначавшаяся для спортивной стендовой стрельбы — МЦ9. Ружье имело упрочненную конструкцию с усиленным тройным запиранием стволов. Применение в ружье оси вращения стволов цапфенного типа позволило (как и в последующей модели МЦ7) значительно снизить высоту передней части коробки, что придало ружью в целом элегантные обтекаемые формы. Однако феноменальные качества “BOSS” в части управляемости сохранить не удалось.
Охотничье ружье МЦ7 (год создания — 1965-й, год выпуска — 1970-й) можно охарактеризовать как упрощенную модель стендового МЦ9, без “полных” замков на боковых “досках”, более простую в изготовлении, еще в меньшей степени сохранившую некоторые черты своего английского “прародителя”. По слухам, МЦ7 еще в бытность существования упражнения “бегущий олень” пытались приспособить к спортивной пулевой стрельбе, но далее проекта дело не пошло и МЦ7 осталось оружием достаточно высокого класса лишь в охотничьем варианте гладкоствольного ружья и двустольного штуцера.
Словом, МЦ7–12 С назвать новинкой можно с большими оговорками. Так как оно позиционируется как отличное ружье, имеющее самую современную конструкцию, его живучесть обеспечит длительные тренировки нам, нашим детям и внукам. Живучесть спортивных образцов ЦКИБ СОО, аналогичных МЦ7–12 С, — несколько сот тысяч выстрелов. А где искать аналоги МЦ7–12 С? Если среди модельного ряда МЦ7, то семерка — ружье чисто охотничье и говорить о беспроблемном настреле (даже в несколько тысяч выстрелов) не приходится. Не потому, что конструкция ружья слаба, а потому, что на охоте расстреливают патроны в лучшем случае сотнями, если не десятками. Да и к тому же МЦ7 — двустволка настолько штучная или, правильнее сказать, редкая, что скорее встретишь “Голланд” или “Перде”, чем изделие ЦКИБа. Но возможно, спрос и рождал предложение. Так, что если рассматривать образцы, аналогичные МЦ7–12 С, то остается обратиться лишь к самой дорогой отечественной стендовой модели МЦ9, тираж которой тоже был невелик, в пределах одной сотни.
Конечно, материала у меня недостаточно чтобы делать обобщения, — всего три ружья. Но если сравнивать “девятки” с основными стендовыми ружьями МЦ8–108, “МЦ6–106, МЦ200, то МЦ9 по посадистости и управляемости значительно выигрывает. К надежности запирания и долговечности стволов и колодки претензий никаких, боковые замки сработаны хорошо, но к МЦ7 это отношения не имеет (у МЦ7 другое устройство замка). Эжекторы, “странной” конструкции, выбрасывали гильзы слабо, что, впрочем, для стендовой стрельбы некритично. Но больше всего нареканий вызывала работа спускового механизма настолько сложной конструкции, что не каждая ружейная мастерская бралась привести его в надлежащий порядок. Московские стрелки, обладатели МЦ9, буквально “молились” на любителя стендовой стрельбы Владимира Гаврилова — мастера-самоучки, единственного известного мне настоящего знатока, хитростей УСМ МЦ9. Так что возможно, стволы и колодка спортивной семерки проживут достаточно долго, но сомнения по УСМ все же остаются. Хотя, если верить некоторым неофициальным источникам, спусковой механизм на “МЦ7–12 С” был переделан и стал как будто проще и надежнее. Впрочем, время покажет.
Говорить о почти гарантированных нескольких сотнях тысяч настрела для МЦ7–12 С (выпуск ружья начался в 2008 г), когда в эксплуатации всего неполных два десятка ружей, пока преждевременно. Но в целом, если быть объективным, то МЦ7–12 С по техническим характеристикам отвечает современным требованиям к спортивно-стендовому оружию. Но и прорывной моделью спортинговую семерку не назовешь. Все как у всех импортных середнячков, только с запозданием лет на десять-пятнадцать. А при учете высокой стоимости эта модель даже близко не подходит к разряду бюджетного оружия, к которому визуально можно было бы отнести базовую МЦ7–12 С, поскольку резко бросаются в глаза небрежности выделки, за которыми теряются плюсы изделия ЦКИБа. К тому же создается впечатление, что для “идеологов” МЦ7–12 С “сверхзадачей” было повторение “внешних” характеристик “Perazzi”, к тому же взяв за образец самый простой вариант его исполнения, туляки упустили из виду, что итальянский бокфлинт далеко не самое популярное ружье среди спортингистов.
Чтобы встать в первые ряды производителей спортивных ружей, ЦКИБу следует найти “революционный” подход к новой модели, воплотить в материал (умышленно не говорю — в металл и дерево) неординарные и оригинальные решения с гарантией высочайшего качества, а не “копаться” в закромах пятидесятилетней давности.
Считаю своим приятным долгом поблагодарить Сергея Борисова за предоставленную информацию.
Комментарии (0)