Ковровские спаниели

Изображение Ковровские спаниели
Изображение Ковровские спаниели

Неумолимо бежит время. То, что происходит сейчас, очень быстро становится историей

Волны времени стирают из памяти, как надписи на песке, не только подробности, но и сами факты некогда значительных для многих событий. Время уносит и саих участников, и их очевидцев. Около шестидесяти лет назад образовалась отечественная порода русский охотничий спаниель. Охотники знают, насколько эта порода популярна в России. Но время идет. Не осталось в живых людей, которые стояли у истоков породы. Такие фамилии, как Б. Вагин, Н. Валов, В. Герман, З. Милиоти, П. Павлов, В. Дмитриевский, В. Архипов, Б. Данилевский, спаниелисты помнят до сих пор, но не многие знают, что конкретно сделал каждый из них. Общая история породы складывается из частичек маленьких историй этих людей, из историй породы в городах и районах. Мы в Комиссии по спаниелям РФОС как-то задумались над этим и увидели, что история породы теряется. Остались еще люди, которые что-то помнят. Комиссия обратилась к ним с просьбой написать про то, как становилась и развивалась порода в регионах. Какие люди занимались породой, какие собаки оставили след в породе. Одним из первых откликнулся Леонид Николаевич Карантаев, эксперт из города Коврова Владимирской области. Олег ЯНУШКЕВИЧ, Председатель комиссии по спаниелям РФОС

Спаниели, как порода охотничьих собак известна очень давно. Есть утверждения некоторых историков, что еще отец Александра Македонского охотился со «спаниелеподобными» собаками. Само название спаниель несет в себе испанские мотивы, откуда и ведется происхождение этой породы. Всего в настоящее время известно более 10 разных пород спаниелей. Из них наиболее широко известен нашей широкой ковровской публике английский кокер-спаниель. В Коврове еще лет 15–25 назад собаки породы английских кокеров встречались и у охотников. Потом кокеры «глянулись» нашим дамам, и теперь их можно видеть только на диванах. Английские кокеры для охоты кончились. Но мы не об этом. Объективно говоря, английские кокеры несколько слабоваты и неудобны для типичных российских уремных угодий. Учитывая эти обстоятельства, московские любители «охоты по перу», целенаправленно скрещивая уцелевших в СССР во время войны спаниелей разных пород, начали формировать новую охотничью породу. Память хранит имена основателей новой породы: Б.Е. Вагин, писатель В.Е. Герман, Н.А. Валов, А.А. Пелевин и др. В 1951 году был разработан первый стандарт на новую породу русский охотничий спаниель (РОС). Разносторонние охотничьи качества способствовали росту популярности и численности русских охотничьих спаниелей. Кроме традиционных центров разведения спаниелей — Москвы и Ленинграда, появились новые центры в Кирове, Саратове, Тамбове, Рязани, Череповце и др. Не пускаясь в исторический экскурс развития русских охотничьих спаниелей в стране, остановимся на появлении и распространении их в нашем славном городе Коврове.


Конечно, сейчас никто не вспомнит, кто и откуда привез первого РОСа в Ковров.


Из воспоминаний старых охотников можно предположить, что РОСы появились в Коврове где-то в середине 50-х годов прошлого столетия. Может быт, и несколько ранее, но сведений об этом нет.
По воспоминаниям потомственного охотника-спортсмена Митрофанова Виктора Васильевича, его отец — заядлый Ковровский охотник (директор школы ДОСААФ) Василий Васильевич Митрофанов — в эти годы держал бело-черного русского спаниеля по кличке Дик. Держал его во дворе дома и охотился с ним. Дик родился от суки Лады, принадлежавшей другому заядлому охотнику ковровчанину — Зайцеву Борису Алексеевичу, директору лесхоза.


Есть также упоминания, что рыже-пегую спаниеля суку по кличке Лада держал в 50-е годы известный ковровский охотник Юрий Алексеевич Валежнов — начальник цеха ЗИД, потом предисполкома города. За неимением другой информации можно считать этих спаниелей первыми РОС в Коврове. Очень вероятно, что спаниелей породы РОС держали и другие ковровские охотники. Приобретали они спаниелей в Москве, Владимире и, естественно, друг от друга. Однако документально подтвержденных данных о ковровских РОСах той поры пока не имеется.


Первый РОС, о ком сохранились документальные данные, был черно-пегий кобель Чарли Евгения Васильевича Игнаточкина от московских кобеля Каро Сидякина В.М. и суки Дианы (ВРКОС 1004/с ) Себера В.И. Чарли был зарегистрирован в книге ПРКОС в Ковровском ДСООх под № 10/с. Следовательно, было в те годы еще 9 спаниелей. Но записи не сохранились. На Ковровских выставках, где Чарли выставлялся дважды, он получил оценку за экстерьер «очень хорошо». Судил тогда эксперт А.Н. Юшков.


По родословной Чарли, его прадедом был Дик-2 Вагина Б.Е., а прапрародителями — кобель Чарли и сука Дели писателя В.Е. Германа. Таким образом, в 50–60-е годы, почти с самого основания породы, ковровские охотники держали и использовали на своих охотах спаниелей породы РОС. Это говорит о значительных преимуществах новой породы. Например, о большей приспособленности РОСов к местным условиям охоты; о возможности содержать этих милых собачек не только в доме, но и во дворе, что в условиях острой нехватки жилья для людей в послевоенное время было большим плюсом.
Охотились со спаниелями преимущественно на тетеревов и уток.


Своих ковровских линий РОСов в то время не было: плановыми вязками РОС в Коврове никто не занимался.


Так, например, известный ковровский охотник Л. Жирнов приобрел щенка у писателя Германа от его знаменитых московских спаниелей. Как он потом с гордостью говорил, от «германского» щенка. Но крови этого представителя РОСов были потеряны. Они растворились в случайных вязках, потому что, со слов Льва Жирнова, в то время для него был важнее сам процесс охоты…


Первым, кто целенаправленно начал внедрение РОСов ковровских линий, стал Гашок Владимир Васильевич — известный охотник, владелец спаниеля-суки по кличке Марта (ВПКОС № 2408/с) и позднее — по кличке Марта-2 (1984 г.р.). Как вспоминал позднее Владимир Васильевич, в те годы на выставки в Коврове допускались и полукровки, а с него начались настоящие ковровские спаниели. Интересно, что происходит Марта по восходящей линии от той же самой вязки московского кобеля Каро Сидякина В.М. и суки Дианы (ВРКОС 1004/с ) Себера В.И.,но, от другого щенка из этого же помета. Оценку за экстерьер Марта имела на Ковровских выставках «очень хорошо», на областной выставке была оценена почему то только на «хорошо». Есть в родословных Марты и два полевых диплома 3-й степени. Гашок занимался вопросом разведения ковровских линий РОСов серьезно. И сейчас в родословных можно встретить запись: Марта — Гашок В.В.


В 80-е годы РОСы завоевали большую популярность среди охотников Коврова и Ковровского района. В этот период на ежегодных Ковровских районных выставках охотничьих собак демонстрировалось до 30 спаниелей….


В конце 80-х — начале 90-х годов прошлого века наиболее заметный след в деле популяризации и развития спаниелей породы РОС оставил знаменитый ковровский охотник, мастер спорта по стендовой стрельбе, чемпион спартакиады народов СССР Жирнов Лев Викторович. Он воспитал прекрасного коричнево-пегого кобеля по кличке Тимур, чемпиона выставок и полевого чемпиона, имевшего 6 дипломов I ст. Тимур вместе с Мартой Гашока, стали прекрасными производителями ковровских РОСов. Нужно отметить, что Тимур в прадедах по родословной имеет 3 раза Чарли Михайлова Г.Ф. а по кровной линии происходит из того же помета, что и Чарли Игнаточкина Е.В. (от Каро Сидякина и суки Дианы (ВРКОС 1004/с ) Себера В.И.), следовательно, родословная ведется от тех же московских спаниелей Вагина и Германа (интересная ситуация: три достоверно установленных ковров ских РОСа — Чарли Игнаточкина, Марта Гашока и Тимур Жирнова происходят от трех разных щенков одного и того же помета повязанных Каро Сидякина и суки Дианы Себера В.И.).


Ведущим экспертом по спаниелям в Коврове в то время был В.Н. Розов. Тимур Жирнова Л.В. дал много хороших потомков, за которыми, можно сказать, «охотились» ковровские охотники. Вот некоторые из счастливцев: Туман Мохова, Том Парфентьева, Чок Варначева и др.


Из их числа и черно-пегая п.ч. Грета Душина С.Е., которая дала два помета и продолжила кровную линию чемпионов. Наиболее ярким из ее гнезда стал высокопородистый черно-пегий кобель Айтос (род. 10.06.1996) Карантаева Л.Н. Айтос — победитель экстерьерных рингов во Владимире, Москве, Иванове, Нижнем Новгороде. Имел с выставок 36 малых и больших золотых медалей. Неоднократный чемпион областных, региональных открытых монопородных и межпородных состязаний по болотно-полевой и водоплавающей дичи. Ч. и п.ч. Айтос был к 4-м годам признан абсолютным лидером и стал выставляться только показательно, чтобы не падал интерес к состязаниям у других владельцев спаниелей нашей области. Более 100 его прямых потомков нашли себе хозяев не только в России, но и за рубежом.


В конце 90-х годов экспертом по спаниелям в Коврове стал Матахин Василий Васильевич.


Нужно отметить, что с началом перестройки и финансовыми трудностями населения в России среди Ковровских охотников-спаниелеводов отмечался некоторый спад активности, что выразилось в снижении количества экспонируемых охотничьих собак на районных и городских выставках.


Новый подъем интереса к спаниелям породы РОС начался на волне золотых медалей с выставок и яркой работы в поле по болотно-полевой и водоплавающей дичи и на реальной охоте ч.-п.ч. Айтоса Карантаева Л.Н.. Среди новой регенерации охотников Коврова появились молодые интересные собаки Тагир Первушина А.С., п.ч. Малыш Нефедова В.А., п.ч. Дарси Данилевского В.А., Шерри и п.ч. Аргос Хромова В.С., Дина Карпова Б.А., Сабрина Душина С.Е., п.ч. Бакс Иванкова В.Е., Айтос-2 Князева М.В., и др. Из приведенного перечня видно, как отличные рабочие качества Айтоса передались потомкам, как много среди них полевых чемпионов (п.ч.).


На выставках количество экспонируемых спаниелей стало постепенно вновь увеличиваться.


С 2001 года экспертом-кинологом по спаниелям в Коврове стал Карантаев Л.Н.


В последние годы ковровские охотники-спаниелисты открыли для себя новые спортивные объекты охоты: наряду с традиционной охотой на утку появился больший интерес к охоте на болотно-полевую дичь. Это в первую очередь коростель и бекас. Кстати, бекас по-английски «снайп». Вот отсюда и пошло название метких стрелков — снайпер.


В настоящее время в Коврове славные линии высокопородных русских охотничьих спаниелей достойно продолжают Бруна Клеветова А.Б., Бакс Иванкова В.Е., Арес Хромова В.С. и др. Признанным лидером этой команды бесспорно является Бархат Душина Р.С.. Есть в городе и другие спаниели из славной высокопородной линии ковровских чемпионов, которые могли бы достойно продолжить свою породу. Но, к сожалению, их случайные хозяева не понимают, что за собаки им достались: не показывают их на выставках охотничьих собак, не показывают их и на полевых испытаниях, так что их отличные экстерьерные и полевые качества не послужат породе РОС.


Конечно, понимаем, что в этой заметке из-за отсутствия фактического материала отражена лишь малая часть истории русского охотничьего спаниеля в Коврове. Если у кого из читателей есть документы, фотографии, воспоминания об охотниках-спаниелистах и их прекрасных ушастых партнерах по охоте 50-х, 60-х, 70-х годов и есть желание и возможность ознакомить с ними, просьба обращаться к нам.


Выражаю свою признательность Амплееву С.И., Гашоку В.В., Митрофанову В.В. и Игнаточкину Е.В., оказавшим помощь в подготовке этого материла.