От инстинкта до ума

Изображение От инстинкта до ума
Изображение От инстинкта до ума

Говорят, что Иван Павлов, великий русский физиолог, основоположник учения об условных рефлексах, однажды осерчал на своих ассистентов: «Что вы заладили, как попугаи: рефлексы, рефлексы... А где же сообразительность и ум?»

В основе поведения всех животных, в т.ч. собак, лежат инстинкты, условные рефлексы и когнитивное поведение, включающее элементарную рассудочную деятельность. (Учение о последней разработал российский ученый Л.Н. Крушинский в 70-е гг. ХХ века, в то время как западные ученые стояли на позициях бихевиоризма и представляли животных рассматривались как живые механизмы.)

Инстинкт, или безусловный рефлекс, – опыт поколений, т.е. «память вида». Инстинкты даны животным от рождения. Это заведомо известный ответ на стандартную ситуацию. Инстинкт имеет две основные особенности: стереотипность действия и простую стимуляцию (вызывается с помощью определенного стимула).

Так, у всех хищников, к которым относятся и собаки, есть инстинкт преследования убегающей добычи – они бросаются в погоню за любым движущимся объектом. Объект, который перестает двигаться, перестает быть добычей. (Отсюда, кстати говоря, и повадка прикидываться мертвыми некоторых животных, скажем, енотовидных собак.)

Все инстинкты условно делятся на три группы: витальные, зоосоциальные и инстинкты саморазвития. Витальные (пищевой, питьевой, оборонительный) обслуживают непосредственные физиологические функции.

Зоосоциальные (половой, родительский, территориальный, иерархический, эмоционального резонанса, или сочувствия) регулируют общение между особями одного вида. Инстинкты саморазвития (исследовательский, игровой, имитационный, манипуляторской деятельности) помогают приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды.

Зоосоциальные инстинкты и инстинкты саморазвития – это та материальная база, на которой могла появится рассудочная деятельность.

Условные рефлексы – это личный опыт животного, который вырабатывается в процессе индивидуального развития и обучения и носит приспособительный характер.

Обучение и инстинкт – два способа обеспечения адаптивных, т.е. приспособительных ответов на условия окружающей среды. Любой инстинкт требует «доводки» с помощью условного рефлекса. Например, новорожденный щенок стремится подползти к соску и начать сосать.

Это инстинктивное поведение, но с приобретением опыта щенок добирается до соска быстрее и сосет молоко успешнее.

Существует целая классификация условных рефлексов. Так, латентное обучение происходит в скрытой форме, без видимого подкрепления: собака исследует новую для нее территорию за счет исследовательской реакции.

Изображение fotolia.com
fotolia.com 

Собака запоминает новые маршруты передвижения. Для нас в первую очередь интересны оперантное, или инструментальное обучение, и инсайт. Инструментальное обучение обусловлено положительным или отрицательным подкреплением во время дрессировки собаки. Обучение зависит от сенсорных возможностей животного. Кроме того, на скорость и качество обучения влияют возраст, стимул и вид подкрепления.

Молодая собака обучается лучше старой. Собаки с преобладающей пищевой реакцией дрессируются на лакомство, а если преобладает игровое поведение, то в качестве награды лучше использовать игру.
Инсайт-обучение, или «озарение», – мгновенное обучение. Например, хорошо апортирующая собака может научиться открывать двери, потянув их за ручку. Если дверь открылась сразу, то условный рефлекс вырабатывается без повторных попыток.

Разница между элементарной рассудочной деятельностью и инсайтом, по представлению ряда авторов, заключается в том, что в первом случае ситуация возникает однократно; у животного, решившего ее успешно, условного рефлекса не вырабатывается; во втором случае условный рефлекс вырабатывается с первого раза и при повторении ситуации сохраняется.

Охотничьим собакам часто приходится работать без человека и сталкиваться с неординарными ситуациями, используя когнитивное поведение.

РАБОТА ОТДЕЛЬНЫХ ПОРОД

 Различия в поведении собак разных пород и отдельных особей внутри одной породы чаще всего обуславливаются степенью возбудимости нервной системы, передаваемой по наследству, возможностями сенсорных систем. Однако ни одна из предложенных ранее систем характеристики нервной системы собак пока не является удовлетворительной. Вопрос остается открытым.

Чутье – одно из основных качеств охотничьих собак. Мы обычно подразумеваем под чутьем способность различать запахи. Традиционно оно разделяется на верхнее и нижнее; учитывается его дальность. Но на охотничьем языке это качество трактуется шире, влючая умение пользоваться зрением и слухом. Как понять, чем верхочутая лайка при верховой слежке за белкой пользуется в большей степени? Запахом? Легким поскребыванием когтей зверька по стволу?

Упавшими вниз шерстинками или чешуйками от погрызенной шишки? А низочутые или следовые? По пороше они не только чуят, но и видят след.

Успех поиска зависит от темперамента собаки, личного опыта (насколько  хорошо она обучена и как часто с ней ходят на охоту) и элементарной рассудочной деятельности, включающей экстраполяцию – умение предугадать траекторию движения добычи! Темперамент (а отсюда – манера поиска) и тонкость чутья передаются по наследству, все остальное, как говорится, от Бога!

Изображение fotolia.com
fotolia.com 

Только одна группа собак, обладающая чутьем, пользуется в основном зрением. Это конечно же борзые. Недаром живого зайца оказалось возможным заменить механическим. Скорость, которую развивают эти собаки, передается по наследству: внутри одной породы имеются линии более быстрых собак. Стратегия преследования добычи у разных пород и разных собак одной породы также различается. Борзым часто отказывают в уме, ссылаясь на их низкую дрессируемость.

Однако дрессируемость не является синонимом рассудочной деятельности. В полной мере проявить свой ум борзым дано лишь при охоте на настоящего зайца, когда собака мастерит для его поимки.
Стойка легавых, как и голоса гончих, вызывает истинное эстетическое наслаждение у знатоков. Собаки, обладающие стойкой, появились не раньше XVI–XVII веков.

До этого собака либо просто выпугивала дичь под ловчую птицу, либо подкрадывалась к ней, а охотник накрывал ее сетью вместе с птицей. Более того, сохранились гравюры, на которых запечатлен момент обучения: собака останавливалась перед птицей потому, что натыкалась на прикрепленную к ошейнику палку.

Разумеется, выработанные условные рефлексы не передаются по наследству. Для всех хищников характерно подкрадывание к добычи и кратковременное замирание перед последним броском. Вот стойка и является таким пролонгированным замиранием.

В результате длительного искусственного отбора стойка не только закрепилась у группы легавых собак, но превратилась в наследуемый породный признак: «мертвая» стойка пойнтера отличается от почти лежачей стойки английского сеттера или укороченной стойки дратхаара. Первые две породы – «специалисты по перу», третья – универсальна (может использоваться даже для поиска подранков оленей и кабанов, а в последние годы, благодаря своей выносливости, – в качестве ездовой).

Кроме красивой стойки, легавая должна быть необыкновенно послушна. Только тогда, когда человек и собака составляют единое целое, охотник получает максимальную отдачу от своего увлечения. Но самые послушные охотничьи собаки никогда не становятся бездушными автоматами.

Разобраться в набродах, причуять дичь в месте сидки, поднять ее на крыло в нужный момент – для этого нужен ум! Кстати, про лаек-утятниц рассказывают, что они иногда хватают нелетных птенцов из поздних выводков и тут же выпускают. Что это? Обучение, основанное на отсутствии положительного подкрепления со стороны охотника, или ум?  

Чем больше охота превращалась в спорт, отдаляясь от промысла, тем больше появлялось собак с отдельными полезными для охотника качествами. Многие (хотя и не все) собаки охотно идут в воду, но отбор на самых «водолюбивых» привел к появлению ретриверов и лабрадоров. Эксперименты по скрещиванию овчарок и лабрадоров показали, что у потомков доминирует любовь к воде.

В принципе щенки всех пород в определенном возрасте играют различными предметами, берут в рот палочки и другие предметы, играют с ними. Однако особую склонность к апортировке проявляют охотничьи собаки, которые подают убитую дичь. Этот навык также закрепляется в ходе дрессировки, но одни породы обучаются ему легко, а другие – с трудом.

Например, ретриверы были выведены специально для мягкой подачи дичи, при которой у птицы не повреждается ни одно перышко.

Еще раз вернемся к понятию «дрессируемость», в основе которой лежит скорость выработки условных рефлексов. Это свойство передается по наследству. Волки для достижения собственных целей проявляют чудеса ума. Однако самое большое достоинство собак заключается в том, что они умеют подсказать своему владельцу правильное решение.