Сумерки, во время которых каждый раз вспоминаются незабвенные пришвинские строки: «... и так мы осмеркались в лесу», уже сгущаются. А вот «осмеркаться-то», как раз и не хочется, и, хотя места у нас не лесистые, а напольные, спешу трубить «вызов». На сегодня хватит. Свое я уже отслушал – благо русак, поднятый после полудня на озимом поле, ушел в запушенный фруктовый сад, оставшийся еще с барских времен, где и водил нас вокруг да около битый час. И перемолчек-то практически не было. Но поди вот возьми его в одиночку, среди яблонь, заросших малиной, да крапивой! В конце концов ему тоже тут крутиться надоело, взял да и увел настырного гончака торной дорогой километра за полтора да и запал где-то у деревенской фермы.
А тут еще со стороны Оки заходит свинцовая, наверняка снежная туча, всем своим видом показывая, что сумерки сегодня наступят намного раньше положенного срока. Есть в ее очертаниях и что-то настораживающее, что заставляет меня вновь взяться за трубу. В бинокль – Никола-зимний это еще позволяет – оглядываю окрест лежащие поля в надежде разглядеть Терзая, что весьма проблематично, учитывая его светло-чепрачный окрас, столь органично сливающийся с пастельным ландшафтом средней полосы. А вот и он. Трусцой огибает на дальнем поле заброшенный коровий выгон, заросший бурьяном.
Опасения насчет тучи оказались ненапрасными. Завьюжило. Выжлец, однако, не слишком поспешает. Водится за ним такой «грешок»: с явной неохотой покидает он место скола. От усиливающегося ветра приходится укрыться за дородной березой. Конечно, не за такой, какую «обнимал» Есенин «как жену чужую», но и эта мне мила – должную порцию снега и ветра она заботливо приняла на себя. Закуриваю с мыслями, что вот, прошел еще один охотничий день, а сколько их еще будет впереди, одному Богу известно. Да и будут ли? Не в чести нынче охота с гончей, а жаль.
Над перелеском, уходящим в сторону Подмосковья, прошла стая тетеревов. Подумалось: спасаться полетели, там теперь, если верить СМИ, введен на них запрет до 1 сентября 2011 года. Почему «если верить»? Так запрет-то озвучен отлученным от охоты Минсельхозом, а не Минприродой. Да и запрет какой-то странный: для сирых нельзя (птицы мало), а избранным в Госзаказниках можно. Вот только сдается мне, что и там тетерева от переселения не страдают. Если бы страдали, давно бы разлетелись: птица-то кочующая – из охраняемой федеральной «коммуналки» в ближайшие общенародные угодья, на радость нам, простым смертным. А этого вроде как и не наблюдается.
Да и вообще как-то невесело охотничьей душе накануне Нового Года – «года зайца» (для охотников он ближе, нежели кролик). Приближается как ни крути 1 июля – «день-Х». День начала оформления, как нас уверяют, наконец-то единого госохотбилета. Вроде обещают сию процедуру упростить, но что-то не верится. Экзамен какой-то опять-таки хотят для всех устроить. Ладно бы только для начинающих – это понятно, но проводить его для «осенистых» охотников так же поздно, как и требовать для профилактики справку из кожвендиспансера от новобрачных после уже проведенной первой брачной ночи.
Однако застоялся я за березой, да и Терзай уже настойчиво тычется мордой в рукавицу, всем своим видом давая понять, что пора нам домой.
Комментарии (12)
Борис Соколов
Лучше русской, никакой другой охоты нет. Только она даёт такие тончайшие сочетания счастья и грусти, малого и глобального. Спасибо, Филипп, хоть и два года этим "Раздумьям", а ощущения и мысли по -сути те же!
1 ответ
Филипп Стогов
Русская охота - "сочетание счастья и грусти" - тонко подмечено, спасибо, Борис! Возможно,из-за этого сочетания и особая любовь к русским гончим.
Юрий Любимский
Вы уж извините меня, но я не могу не добавить стихи Фёдора Тютчева:
Эти бедные селенья,
Эта скудная природа -
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!
Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.
Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде царь небесный
Исходил, благословляя.
Спасибо за преданность и любовь к настоящей Русской Охоте!
1 ответ
Филипп Стогов
Да, Юрий, если бы составители "Правил добывания охотничьих ресурсов" читали бы стихи Русских Поэтов такого формализма, казенщины и бардака, как сейчас, не было бы, а был бы закон "Об Охоте". основной целью которого было бы сохранение и развитие традиционных Русских Охот, и согласно которому, Охотник был бы хозяином в угодьях, а не временщик-арендатор, снимающий "бабло" за "добывание ресурсов" в захапанных угодьях.
Пользователь удалён
Лакай вино погони, гончий пес,
Ноздрями пей звериную тропу.
Ты не забыл, что твой собачий нос
Вершит мою охотничью судьбу?
Наверно, нам с тобой гореть в аду
За то, что на тебя в лесу молюсь.
Как на кресте, на заячьем следу
Распят четвероногий мой Исус.
Зима бросает снег за ворот мне
И хвойной лапой лупит по щекам.
Но я горю в охоте, как в огне.
И верю только русским гончакам.
И вот уже крестоподобный след
Затягивает мертвую петлю.
И зверь идет на выстрел, как на свет.
И я стреляю в тех, кого люблю.
И я жалею братьев меньших.Но
Мой пращур, бывший первым из стрелков,
Подлил мне в рог охотничий вино,
Настоянное на крови веков.
И я взахлеб вино охоты пью.
Горячий след сжигает душу мне.
И я стреляю в тех, кого люблю.
И убиваюсь по лесной родне.
Когда смертельной раной плавя снег,
Добыча распластается у ног,
Тогда во мне очнется человек,
А зверь во мне отступит на прыжок.
Мы вновь тряхнули стариной, мой пес.
Ты ткнулся мне в ладонь исподтишка.
Твой черный, как печать, собачий нос
Скрепляет нашу дружбу на века.
Леонид КОРНИЛОВ
4 ответа
Филипп Стогов
Сердечно благодарю Вас, Валентин Львович! Такие стихи охотник читает как молитву: с верой, надеждой и любовью. Ни пуха, ни пера! Мы еще погоняем.
Пользователь удалён
нЕначем.
Сердечные благодарности Юрию, это он всех настроил "на лирический лад"...
Взаимно!
Филипп Стогов
"Как здорово, что все мы здесь, сегодня собрались...". Всем всех благ.
Иван Ларионов
Позвольте и мне присоединится к "тоске душевной" такой знакомой!
Когда мой первый гончак(русский), впервые отдал голос и погнал, я стоял и слёзы умиления сами собой текли по щекам. Запомнил на всю жизнь!
Юрий Любимский
С гончей
Октябрь ступает осторожно.
Пестреет лес.
По сердцу мне
внимать, как гулко и тревожно
гогочут гуси в вышине.
Как голосит,
поёт со стоном,
взбудив в чапыге беляка,
мой вЫжлец страстным баритоном.
Я слышу, как издалека
плывет над лесом голос зычный,
вплетаясь в солнечный наряд.
Все ближе песня.
День обычный
с утра восторгами объят.
В груди волненье и отвага,
томленье сладостных минут.
Играет в сердце страсти брага,
щекочет нетерпенья зуд...
Сухой дуплет пугает воздух.
Разносит ветер крик,
- дошё-ол!...
Закончен гон, пора на отдых.
Трубит охота.
Хорошо!
В избу, к огню.
Трещат поленья.
В глазах - цветной картинкой день.
Волной приходит вдохновенье:
Блокнот.
Перо.
Какая лень?
Скорей писать про лес, болота,
любить, надеяться и жить,
и вновь под музыку охоты
с мечтой осенний вальс кружить.
Сергей Ворошилов (Петрозаводск)
2 ответа
Филипп Стогов
Спасибо, Юрий! Прекрасные стихи о красивейшей охоте, читал их впервые и стало немного грустно. Ведь угасает свечой охота с гончими, навряд ли хоть что-то подобное напишут о входящем в моду лабрадоре. И хотя говорят, что ружейная охота с гончими пришла к нам из Польши, пусть говорят, дело давнее. Для нас она - национальное достояние и так наплевательски руководству охотничьих хозяйств к ней относится нельзя.
Борис Соколов
Зашёл опять перечитать, ну и комменты заодно... Спасибо, коллеги, хоть и действительно грустновато, но это теплая какая-то грусть.