На белку... с зарядом некомпетентности

Изображение На белку... с зарядом некомпетентности
Изображение На белку... с зарядом некомпетентности

От скольких же факторов зависит, удастся выстучать белку или нет: от погоды, времени суток, а в первую очередь – от массивности и густоты кроны облаиваемого дерева. На состязаниях тем более. Как любит повторять одна из старейших наших карелочниц И.С. Соколова, «здесь должны сойтись все звезды»

 На основании опыта экспертной работы на испытаниях и состязаниях лаек по белке, проводимых под эгидой МООиР, осмелюсь утверждать, что доверять собаке охотник может только в том случае, если он полностью уверен, что его лайка не склонна к пустым полайкам. Исходя из этого, из числа потенциальных бельчатниц для таежных охот можно смело исключить карельских лаек (в прошлом «карело-финских»): среди них даже в парковых угодьях «пустышки» «лепят» как новички, так и многократно дипломированные ветераны.
Ф. Стогов, эксперт II категории по породам и испытаниям лаек («РОГ» № 50, 2011)

Вопрос о пустых полайках не так однозначен, как представляет в своей статье «многоопытный» эксперт Ф. Стогов. Для тех, кто выставлял своих собак на испытания и состязания, ничего нового я, конечно, не напишу. От скольких же факторов зависит, удастся выстучать белку или нет: от погоды, времени суток, а в первую очередь – от массивности и густоты кроны облаиваемого дерева. На состязаниях тем более. Как любит повторять одна из старейших наших карелочниц И.С. Соколова, «здесь должны сойтись все звезды». А разве мы подчас не хвалим белку, которая позволила себя обнаружить, и не костерим ту, которую «в мыле» еле-еле заставили чуть пошевелиться? Поясню для непосвященных, почему в «мыле»: на испытаниях и состязаниях приходится носить тяжелый колот, представляющий из себя освобожденную от веток, срубленную 4-метровую ель.

Поверьте, даже крепкому мужчине таскать такую дубину на плече более часа, чтобы при полайке стучать ею по дереву, очень и очень тяжело. В настоящее время это самый практикуемый на испытаниях и состязаниях способ обнаружить белку.
Если высоко залезть на дерево, и то можно не увидеть эту «нахалку», забравшуюся на самую верхушку и затаившуюся там. И только с такой, максимально достоверной проверкой, можно с очень большой степенью уверенности считать или не считать полайку пустой. За последние 10 лет мне не доводилось видеть людей, лазающих на деревья. А как тогда можно со 100%-й уверенностью считать полайку пустой?

На 64-х Межпородных областных состязаниях по белке в 2009 году лично я со своей карелкой Сикси на собственной «шкуре» прочувствовала, как диплом I степени буквально «выскользнул» из кармана. В первом запуске собака нашла двух белок. На первой проверили слежку, дали 13 баллов. Во второй запуск пошли, когда стало садиться солнце, и белка крепко сидела. На дубе Сикси нашла третью белку, ее было отлично видно. Оставалось найти еще одну. Времени было достаточно, но в «нерве» состязаний я этого не учла. И поплатилась за это. Собака стала облаивать необъятную, очень высокую ель, рядом кто-то сказал, что видел шевеление. Нет бы мне отвести собаку, времени впереди – вагон. Стали проверять. Дерево не простукивалось совсем, результат закономерный – пустышка. Т.е. для диплома I степени собаке надо было найти за оставшиеся 20 минут 4 белки. Я, зная свою собаку как отличную бельчатницу с отменной слежкой, рисковать не стала. Остаток времени мы «погуляли», 2 раза отзывая собаку от найденных белок.

Я думаю, историй, подобных моей, любой, выставлявший лайку на состязания, может вспомнить достаточно.
Но если уж эксперт Ф. Стогов решил так безапелляционно заявить о профнепригодности карелок-бельчатниц, придется возразить ему, что называется, с цифрами в руках. Возьмем 2009 год, как наиболее информативный за последнее время.

Кормовая база была хорошей, и зверька на ИТС «Фирсановка», где традиционно проходят состязания, было достаточно. Согласно представленным рапортичкам, которые легко проверить в отделе собаководства МООиР, выставлялось 45 лаек, из которых 17 – западносибирских, 16 – русско-европейских, 12 – карельских (ранее карело-финских):

- из 17 западносибирских лаек дипломировано 8 (47,0%);
- из 16 русско-европейских дипломировано 10 (62,5%);
- из 12 карельских лаек дипломировано 10 (83,3%).
Всеми лайками, получившими дипломы, было сделано 105 полаек, из которых 88 результативных и 17 пустых:
- русско-европейские лайки лаяли
37 раз, из них 4 – пустых (10,8%);
- карельские лайки – 36 раз, из них
6 – пустых (16,7%);
- западносибирские лайки – 32 раза, из них 7 – пустых (21,9%).

По данным Межпородных областных состязаний, с 2005 года карело-финские лайки показывали отличные и стабильные результаты и получали дипломы высоких степеней.

2005 год: Ликкела Лаврика А.Н. – диплом II степени при 76 баллах;
2007 год: Чингиз-Хан Давыдова И.П. – диплом I степени при 84 баллах;
2008 год: Куна Власова А.Л. – диплом
II степени по кунице при 81 балле;
2009 год: Сикси Кудиновой И.Ю – диплом II степени при 80 баллах;
2011 год: Марта Игнатьева А.М. – диплом II степени при 77 баллах;
Чингиз-Хан Давыдова И.П. – диплом
II степени при 79 баллах.

Гордость нашей породы – Рыжик Короткова А.Ф. и Айка Смирнова Г.В. – выдающиеся карелки-бельчатницы, имевшие дипломы I степени на состязаниях при очень высоких баллах.
В этом году команда карельских лаек МООиР заняла 1 место на 66-х Межпородных областных состязаниях и была награждена бесплатными путевками на пушнину. Второе место заняла команда г. Балашихи в составе двух карелок и одной русско-европейской лайки.

Я думаю, цифры говорят сами за себя. А Стогову хотелось бы порекомендовать «выйти из тени» и хотя бы один раз поприсутствовать на состязаниях по белке, чтобы в дальнейшем не вводить в заблуждение уважаемых читателей «Российской охотничьей газеты» своими домыслами в отношении работы собак той или иной породы.