К чему мы придем?

Изображение К чему мы придем?
Изображение К чему мы придем?

Прочитав статью Шатуновой В.В. «Путь в никуда», я чувствую её обиды, её слёзы, что эксперт ни до чего и не до кого не может достучаться. Название её статьи правильное и очень точно замечено: не эксперты, не наше собаководство ни кому не нужны. Идёт некий раскол между экспертами, нет единых мнений, нет той дружбы между экспертами, какой она была раньше.

Нет никакой информации о каких либо изменениях по областям, всё идёт скрытно и секретно, чтобы эксперты меньше знали и меньше задавали вопросов. К чему мы идём не понятно.

Большинство экспертов молчат, боятся открыть рот и высказать своё мнение, чтобы не быть наказанными. Пошла какая-то напасть на вольерные виды кабана и медведя. Есть проблемы серьёзнее, которые приносят больше вреда охотничьим лайкам - как универсальность, но почему-то все про неё молчат и никто не поднимает вопросов, потому что все держат собак, а чем больше и выше универсальных дипломов, чем дороже щенок, глядишь и в чемпионы полегче пробраться.

А нарисовать дипломы по вольным видам как хорь, норка, куница, колонок намного проще и ненаказуемо, пошли в лес, нет норки, нет хорька и проблем никаких нет. А попробуй, напиши диплом I степени по кабану или по медведю, приведут собаку на площадку - тут всё видно, всё на глазах, за это могут и спросить, если ваша собака попала под подозрение.

Некоторые хотят унизить достоинство лайки по подсадным видам, якобы, имея диплом I степени, в лесу она его не подтверждает даже на III степень. Если с ней не охотиться, то так и будет, если же с собакой активно охотятся - это всё домыслы.

Изображение фото Антона Журавкова
фото Антона Журавкова 

Всегда надо смотреть на первый выход молодой собаки, хоть в загоне, хоть на площадке. Если при виде зверя собака в панике убежала от него, неужто такая собака вам найдёт в лесу медведя или кабана, по крайней мере я в своей практике такого не встречал.

Если в собаке заложено, то она и на площадке по первому выходу покажет свою работу и в лесу она найдёт и облает зверя. Я писал статью, как мы проверяли лаек на Камчатке. Туман и Буян Молчанова А.О.: один полевой победитель по медведю на Камчатке, другой имеет 2 диплома I степени по медведю.

Мы в течении 2-х суток добыли с ним медведя, а сколько медведя он добыл с ними с клиентами, есть документально снятые съёмки. Затем в Приморье мы охотились с собаками, которые имели дипломы II-III степени по медведю, а с ними тоже добыли огромного медведя, я засёк время с начала подъёма зверя до его отстрела, прошло всего 40 минут, а сколько добыто медведя из-под собак. Я считаю, такие собаки достойны только диплома I степени.

А сколько у них собак, которые на площадке не могут получить выше III степени, а на охоте с ними успешно добывают медведя. Когда молодая собака в первый раз выходит на площадку или в загон, она ещё не знает, что зверь подсадной, ну а в будущем, чем больше охотится владелец, тем хуже собака начинает работать на площадке.

И не надо утверждать, что собаки не подтверждают свои дипломы. У нас ещё в памяти сухой закон, объявленный Горбачёвым – помните, со слезами на глазах уничтожали виноградники, люди десятилетиями их содержали и они им приносили свои плоды.

Вы сейчас идёте этим же путём, хотите покончить со зверовыми лайками, как снизим дипломы по кабану и медведю до II класса, это сразу и произойдёт – побросают все станции, которые построены с большим трудом. Чтобы построить вольер в 4 га, то по затратам это выйдет минимум 150000 рублей. А какой вред нашему лайководству принесли подсадной медведь или кабан, то что мы испытали их на площадке, наши собаки стали от этого хуже?

И не надо приводить в пример Украинские загоны в 12 га – это самодурство, если в собаке заложено, она покажет это и в 4-х, если у неё нет поиска, то его нет нигде, нет его не на 4-х, не на 12 га, нет его и в лесу. Если у неё нет чутья, то его нет на 12 га и в лесу его тоже нет, она может пройти 3-4 раза возле кабана, не обнаружив его если у неё нет смелости и злобы, она не покажет их негде.

И наши российские лайки, получившие у нас дипломы в России, едут на Украину и подтверждают свои дипломы у них. Украинские лайки приезжают к нам в загон в 4 га, с неба звёзд не хватают, показывают точно такие же результаты и получают такие же дипломы, никаких чудес не показывают. Осталась одна отдушина у лаечников - состязания и испытания по кабану и медведю, где они могут встретиться, пообщаться и посоревноваться.

Вы представляете, закроем испытательные станции, где лаечники будут встречаться, если белки нет, утка – II класс? Испытывать по вольному кабану вас не один охотпользователь в свои угодья с собаками не пустит. Сейчас простой охотник на тетерева не может получить путёвку. Где вы будите проводить испытания по вольному кабану?

Изображение фото Антона Журавкова
фото Антона Журавкова 

Приведу вам свой пример, за питомником закреплено 60000 га – в основном лесной массив, поля почти нет. Где мы охотимся с собаками, там кабан на зимовку не встаёт, как его только не корми. Он весь собирается на зимовку там, где с собаками не охотимся, а только с лабазов.

В 80-90 годы, когда я завозил и искал зверовых лаек с дипломами I степени по медведю, их можно было по пальцам на одной руке посчитать: в Москве 2 собаки - у Акимова и 2 - у Григорьева, несколько в Новосибирске. С дипломами же по белке была уйма собак, можете открыть каталог и посмотреть. Зверовые лайки были на вес золота, а сейчас они стали не кому не нужны, только где мы возьмём белку?

Да и на белку из всего российского поголовья лаек охотится 20 %, и то если наберётся этот процент. Патрон стал дороже, чем шкурка белки, да и больше 2-3 белок тебе в день не добыть, белки просто нет. Правильно и хорошо заметила Шатунова В.В., норники всю жизнь получают дипломы в искусственной норе, ведь не лезут они в лес разрывать норы, чтобы испытать по барсуку и лисице. А порода как велась, так и ведётся.

Мы все судим и проводим выставки по 1985 году, а по ним диплом по кабану является основным, по медведю идёт как дополнительный. Как судили так и будем судить и никто нас не накажет, любой суд нас оправдает. Не надо трогать не кабана, не медведя.

Лучше займитесь теми, кто испытывает норку и куницу в клетке, кто приписывает дипломы за универсальность, как было в Туле на Всероссийской выставке – у кобеля и суки в младшей возрастной группе диплом I степени по 5-ти видам, а они обманным путём получили призовые места, а их команда заняла 1-е место.

От питомника послали официальное письмо в РОРС с нашими предложениями по вольерному кабану, послали докладную, что на Всероссийской выставке из ринга вышли 2 собаки, одной из них уже объявлена оценка удовлетворительно, в родословную же её не вписали, просили, чтобы разобрались с собакой, которая в младшей группе имеет 5 дипломов I степени по разным видам.

Письма ушли в никуда, не ответа, не привета. А это хамское поведение участников и зрителей, когда стоят за рингом или в ринге и хамят эксперту, забирают собак с состязаний, выводят с ринга. Почему это так безнаказанно остаётся, да потому что все знают, что эксперт никем не защищённое лицо, что он не кому не нужен, об эксперта можно «вытирать ноги» и никто его не защитит.

Как было в Туле в ринге у Суховского А.И., чуть не дошло до драки, стоят, матерятся и хамят эксперту, стучат себе в грудь, что они тоже эксперты и понимают больше эксперта, которого поставили судить на ринг. Точно так же было и в ринге у Насырова Г.З. Зрители, в том числе стояли кричали и оскорбляли эксперта, сбивали его с гласного описания.

Изображение фото Антона Журавкова
фото Антона Журавкова 

Всегда из покон веков эксперты лаечники собирались после выставки и обсуждали по проведённой экспертизе у костра или за столом и безобидно высказывали свои мнения. Что творится сейчас – это уму не постижимо и никто их не наказывает. У меня в Григорьевском архиве есть протокола собраний, где за одно грубое слово в сторону эксперта, лишали участия собаки до 3-х лет. И собаководы относились с уважением к экспертам, потому что знали, что безнаказанно это не пройдёт.

Поэтому сейчас без всякого опасения, без стыда собакам рисуют дипломы, хамят, знают , что их никто не накажет. Всего проще найди у эксперта какую ни будь ошибку в бонитировке, если он ошибся на один балл или дал младшей группе без ВПКОС I класс, объявить эксперту выговор не смотря на его возраст, его заслуги, а эксперт просто пожалел и присвоил I класс.

Все наши учителя и ведущие эксперты, которые были у истоков развития лайки, младшей группе присваивал I класс и не только младшей, даже средней и старшей, потому что они болели за породу, а не искали друг у друга какие либо нарушения. В архиве Григорьева В.В. и Перельмитер И.Д. много отчётов, где ведущие эксперты судили выставки по правилам 1985 года, присваивали без ВПКОС I класс.

Можно поднять архивы и посмотреть отчёты или я могу послать вам их описание и бонитировку. И с этими же ВПКОС перестали записывать, если она имеет дипломы в паре или только дополнительные, в ВПКОС должны записывать с любым дипломом, если у собаки есть диплом, значит у неё есть классность. И с этим дополнительными дипломами такая путаница, что эксперты со стажем не могут разобраться, не говоря о молодых начинающих экспертах.

Уже 4 года не работает комиссия по лайкам – РОРС её похоронила. Раньше она так плодотворно работала над правилами, стандартами, прочими изменениями, а сейчас ни кто не собирается и ни чего не обсуждается. Мы просим, чтобы комиссию обратно восстановили. Поэтому правильно пишет Шатунова В.В. , что наш «путь в некуда».