Из этой полемики видно, что многочисленные авторы подразумевают под идеальной охотничьей собакой очень разные понятия. Видимо, стоит выяснить, а что же собственно есть охотничья (рабочая) собака, какие качества ее определяют? Это необходимо, ибо без понимания цели невозможно выработать пути для ее достижения.
Я буду говорить на примере борзых, поскольку именно эта группа пород мне хорошо знакома, но принципы, которые я озвучу, общие для всех охотничьих (рабочих) собак.
Начну немного издалека. Несколько лет назад мы с моим другом экспертом (к сожалению, слишком рано от нас ушедшим) Еленой Федоренко обсуждали очередной «новодел» правил испытаний борзых, а именно сложную и абсолютно неприменимую на практике таблицу определения резвости. У каждой группы охотничьих собак в правилах испытаний выделено главное качество, дающее на этих самых испытаниях наибольшее число баллов. У борзых это резвость. Так вот, довольно неожиданно мы пришли к выводу, что в реальной полевой работе абсолютная (м/с, км/ч) резвость нас вообще не интересует! А интересует резвость относительная, то есть может или нет борзая догнать объект охоты. Более того, сумасшедшая резвость порой даже мешает, повышая травматизм, проносливость собаки на угонках. Кроме того, она излишне пугает зверя. С другой стороны, мне неоднократно приходилось видеть работы опытных собак, в которых борзая, добросив себя до зверя, как бы зависала над ним в 1–3 метрах на некоторое время и, выбрав удобный момент, ловко брала его. Вспомнилось письмо украинского эксперта Е. Халмоши. Описывая некоего хортого кобеля, она отмечала, что, имея несколько дипломов I степени, он не обладал необходимой для этой степени диплома резвостью. А далее следовала замечательная фраза: «Но она (резвость на I степени) ему и не нужна. Кобель настолько мастероват, что ловит почти каждого поднявшегося зайца». И действительно, на реальной охоте мастерство зачастую оказывается не менее важным, чем резвость. Тогда мы с Леной решили определиться, что же такое идеальная рабочая борзая в современных условиях? И вот что у нас получилось.
Это должна быть собака, способная к продолжительному рыску, так как зверя сегодня не очень много.
Желательно, чтобы она умела подрабатывать чутьем, так как время комплектных охот кануло в Лету и охотиться часто приходится в одиночку.
Борзые должны быть зоркими и способны хорошо понимать друг друга (сосворенными), так как зверь может подняться отнюдь не под ногами.
Они должны быть достаточно резвы, чтобы догнать зверя в поле зрения владельца, так как всем нам хочется посмотреть на их работу.
Они должны быть способны скакать по любому грунту, так как сезон охоты в большинстве областей открывается лишь в ноябре и «черная тропа» зачастую держится 1–2 недели.
Они должны быть мастероваты, выносливы, настойчивы и аккуратны, чтобы обеспечить поимку зверя.
Кроме того, они должны заловить добычу с наименьшей затратой собственных усилий, так как в отличие от испытаний, на охоте собаке приходится скакать по нескольку раз в день, иногда подряд.
При этом собаки должны оставаться целыми, так как задача охотника – охотиться, а не врачевать «боевые» раны.
По возвращении домой они должны быть непритязательны к условиям содержания, так как в отъезжих полях не всегда есть возможность взять собаку в дом. Усваивать тот корм, которым охотник может их обеспечить в полях. Собаки должны быстро отдохнуть и восстановиться, чтобы назавтра быть в «боевой» форме. И так – весь сезон.
Кроме того, хочется, чтобы продуктивный период собаки (способность результативно охотиться) длился как можно дольше, не ограничиваясь несколькими осенями.
И это еще неполный перечень качеств. И все они важны. Выпадение любого из них приводит к осложнению, а то и невозможности использования собаки на охоте.
Получается, что охотничья собака – понятие, заключающее в себе обширный комплекс самых разнообразных качеств. Причем на испытаниях по вольному зверю нам удается проверить лишь часть из них. На испытаниях же по садочному зверю еще меньше.
В моей практике совсем не редкость случаи, когда городская собачка при соответствующей подготовке, выехав на испытания продолжительностью 1–2 недели и честно («рисованные» дипломы я здесь даже не рассматриваю) пробежав на диплом III степени (в случае с борзыми это значит, что она сумела дать зайцу хотя бы одну угонку), получает доступ в племенное разведение. А дальше… ее пользуют все ветеринары города Москвы. С другой стороны, сельские, реально работающие борзые часто вообще не имеют полевых дипломов. Испытаний мало, зверя на всех участников не хватает, у владельцев нет времени или средств, или они не видят необходимости тратить их в разгар сезона на испытания, боязнь «светить» своих собак, опасаясь кражи, – причин много. Вот мы и получаем два типа поголовья. С одной стороны – городские собаки с оформленными родословными документами (оформить их в городах технически проще), прошедшие выставки, но с относительно условными охотничьими качествами (хотя и подтвержденными дипломами). С другой – сельские «работяги», не выровненные по экстерьеру, часто без родословных и, тем более, без дипломов, но отобранные из поколения в поколение по всему приведенному выше комплексу охотничьих качеств, ибо в деревне ни один охотник не станет кормить тупую в поле собаку.
Когда понимаешь, что охотничья собака – это не одно-два или пять-шесть качеств, а гармоничный сбалансированный комплекс, становится очевидным и направление движения к «идеальному» поголовью.
Родословные документы необходимы, надо только изменить к ним отношение. Родословная не «печать Бога», а ценная информация, необходимая заводчику. Кстати, именно поэтому родословные РКФ – FCI так неудобны: несут слишком мало информации. Следовательно, надо «подтягивать» сельское поголовье, разъяснять необходимость ведения племенной документации.
При разработке правил испытаний нужно стараться учитывать как можно больше качеств, присущих той или иной породе. Возможно, стоит ввести какие-то бонусы за дипломы, полученные в разных регионах, в разном возрасте.
Понизить «цену» садочных дипломов.
Самих испытаний проводить по возможности как можно больше и в «глубинке».
И самое главное – не оставлять «за бортом» племенной работы сельских «работяг». Они несут необходимый каждой охотничьей собаке генетически заложенный запас здоровья и работоспособности.
Вместо всего этого, наряду с шоу-разведением, оторванным от реального использования собаки на охоте, наблюдается тенденция к увлечению спортивными мероприятиями. Соревноваться по множеству признаков сложно, поэтому в спорте во главу угла ставятся 1-2 качества. По сути спорт в собаководстве равнозначен шоу-разведению, поскольку ведет к потере гармонии и согласованности необходимого на охоте комплекса качеств. Кроме того, еще из учебников биологии известно, что отбор на увеличение однородности по одному признаку неизбежно ведет к увеличению разброса по другим.
В случае с борзыми спорт – это мода на всевозможные «кубки резвости». Из огромного списка охотничьих качеств собаки выбирается только одно – резвость. О том же, что борзая вообще-то должна еще и ловить зверя, как-то уже и забывается! Ладно грейхаунд – он в принципе и создавался в Англии именно для бегов. Хотя, кстати, и он заплатил за свою баснословную резвость немалую цену – охотничьей собакой его можно назвать весьма и весьма условно. Но русская псовая… Мало того что великолепная в недалеком прошлом охотничья порода перерождается под влиянием шоу-разведения, так давайте «добьем» ее кубками резвости! То есть отбором только по одному качеству. Хочется спросить у заводчиков русской псовой, ставших на этот путь: а чего, собственно, вы хотите добиться? Вывести псового грейхаунда? Так один уже есть, да и опоздали вы лет эдак на сто с лишним. Или вы рассчитываете, что за десяток лет сможете проделать работу, на которую англичанам потребовалось более столетия? Конечно, «смелость города берет», но грейхаунда вам не догнать! А вот русскую псовую борзую как породу охотничью вы потеряете окончательно! Ибо добиться гармоничности необходимого комплекса охотничьих качеств сложно, а разрушить, напротив, легко. Это – тупиковый путь!
Да, страсть к удовлетворению своих амбиций, видимо, заложена в самой природе человека. Но напомню, что «садки на резвость» у наших предков никакого отношения к племенной работе не имели. Да, амбиции! Да, тотализатор со всевозможными «продиусами»! Но племенную ценность борзой в старину определял исключительно ее полевой досуг.
Подведем итоги. Охотничья собака – это гармоничный комплекс огромного множества качеств, и при разведении той или иной породы следует искать пути сохранения всего этого комплекса, поскольку потеря любой его составляющей осложняет (или даже делает невозможным!) использование собаки на охоте.
Закончить свою статью мне хочется словами одного липецкого охотника, сказавшего, что «главное в охотничьей борзой даже не резвость, а… надежность». Присоединяюсь!
Комментарии (0)