Многие из участников опроса становятся нашими постоянными надежными помощниками, и мы пользуемся случаем, чтобы высказать им искреннюю благодарность. Часто ответы на наши вопросы сопровождаются письмами, в которых охотники делятся своими проблемами, переживаниями, и мыслями о ситуации, сложившейся в процессе охоты на отдельные виды птиц, присылают фотографии. Сведения, сообщаемые ими, помогают оценивать объем добычи пернатой дичи в России, отстаивать интересы отечественного охотничьего собаководства и культурной охоты на государственном и международном уровне. Многие письма могут быть интересны читателям «РОГ». С некоторыми из них мы хотим Вас познакомить.
ИЗ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Весенняя охота в Ивановской области в ушедшем году открылась 16 апреля, когда в полях снега оставалась примерно 30–35 сантиметров, а в лесу он был глубиной до 80 сантиметров. За пять выездов на тягу (16–20 апреля) видели семь вальдшнепов. Птицы тянули вдоль кромки леса, преимущественно там, где на припеках стаял снег. К 24 апреля из-за резкого потепления снега не осталось даже в лесу, и интенсивность тяги многократно возросла. С 25 по 30 апреля на охоту выезжали каждый день. Количество птиц на тяге в этот период колебалось от 10 до 14 особей. Я стрелял только 25 числа, когда взял двух вальдшнепов, и то после того, как пропустил их десяток.
Все без исключения охотники, с кем разговаривал, отмечали в этом году весной увеличение числа тянущих вальдшнепов. Как я заметил, особенность тяги нынешнего года заключалась в том, что лёт птицы начинался до захода солнца, когда диск светила находился еще над линией горизонта. Если в предыдущие годы первые птицы начинали тянуть в 21:00–21:15, то в 2011 году – в 20:00–20:30
Я всегда думал, что вальдшнеп находится в полете постоянно, с момента взлета и до встречи с самкой. В этом году четыре дня кряду я был свидетелем картины, когда почти мне в ноги (в двух-трех метрах от меня) вальдшнеп садился, потом быстро перебегал открытое пространство сечи и скрывался в зарослях старой малины. Отдохнув минут 10–15, он взлетал снова, и так продолжалось до конца охоты. Странно было наблюдать, как он забавно бежит, вытянув шею, быстро-быстро перебирая ногами.
Осеннюю охоту у нас открыли с очень большим опозданием – только 10 сентября. К этому времени все основные местовые птицы (дупель, перепел) ушли. Мы застали лишь конец пролета с севера.
По тетереву охотиться было возможно только с очень вежливой собакой, коей и является моя Сентиль. На сегодня число боровой дичи в области возросло в разы. За выход поднимали до сорока тетеревов, и от пяти до семи вальдшнепов. Вальдшнеп предпочитал держаться в поросли молодых деревьев на месте бывших колхозных полей, со стороны, примыкающей к старому лесу. Наибольшее число вальдшнепов мы наблюдали с 24 сентября по 2 октября. В эти дни собаки отрабатывали до десяти вальдшнепов в одном месте. Птица сидела очень плотно, собакам приходилось после посыла буквально ковырять вальдшнепа носом, чтобы поднять его на крыло. Были моменты, когда Сентиль вставала второй раз после подводки, а птица оказывалась у самой ее морды и не думала взлетать, даже тогда, когда я подходил вплотную. Я брал одного вальдшнепа за выход, только ради собаки.
Следует отметить значительное увеличение численности вальдшнепа в этом году как местового, так и пролетного. Многие легашатники, из тех, кто осенью никогда на него не охотится, в прошедшем сезоне предпочли охоту на вальдшнепа обычной для них утиной охоте.
Виктор ЧЕРНИКОВ
ИЗ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Хочу поделиться впечатлениями с товарищами по страсти и сказать несколько слов о своих охотах на вальдшнепа в Рязанской области. Весной только два раза отстоял тягу в старых яблоневых садах и березовых посадках, расположенных по соседству с оврагами. За обе вечерних зари слышал и видел шесть вальдшнепов, из которых три оказались на выстреле и двух из них я взял.
Более подробно остановлюсь на осенних высыпках. Охотился строго на пролетного вальдшнепа. В этом году он пошел намного позднее, чем в прошлом (с 8 октября), и закончился в связи с морозами 30 октября. В 2010 году высыпки были с 20 сентября по 20-е числа ноября. Причем ушел вальдшнеп еще до наступления морозов. Причиной этого, по-моему, стала сухая осень. Сады стояли без яблок, луж было мало, осенний лист звенел под ногами. В таких условиях кормиться вальдшнепу нечем, в результате, я думаю, он прошел транзитом.
Часть добытых вальдшнепов находилась на заброшенных полях с «залысинами». Невзирая на отсутствие капели, сидели они очень плотно. Спаниель Мика у меня в таких случаях стоит, как сеттер, дожидаясь, пока подойду. Еще вальдшнепы встречались в яблоневых междурядьях, поросших травой. Взлет птиц происходил в двух-пяти метрах.
По сравнению с прошлым годом в 2011 году плотность высыпок была гораздо ниже. За пять-шесть часов охоты в среднем удавалось видеть по три- четыре подъема птицы.
В результате, невзирая на плохие для лесного отшельника условия, мы с Микой, добыли 15 птиц. Судя по разговорам с нашими очень достойными легашатниками примерно такая же картина наблюдалась и в лесной Мещере.
Комментарии (0)