Охотнику без собаки плохо. Вся глубина этих слов становиться понятной, только когда ты навсегда расстаешься со своим самым преданным товарищем по страсти.
Собака никогда не отказывается от поездки на охоту, она каким-то невероятным образом всегда заранее знает о предстоящих выездах, даже если ты еще не начал собираться. А в угодьях это самый надежный, неутомимый и верный помощник.
Поиски спикировавшего в лес вальдшнепа были четными. Покровительствующая окраска лфесного кулика и быстро надвигающиеся сумерки делали задачу по обнаружению заветного весеннего трофея невыполнимыми. Даже самый мощный фонарик не заменит охотничью собаку.
Решив заняться розысками завтра при свете дня, я возвратился назад на свое место. Загоревшаяся на темнеющем небе первая звезда напомнила мне сцену тяги, описанную в романе Льва Толстого «Анна Каренина». Прекрасный вечер, пробуждающаяся от зимнего сна природа, только нет рядом верной помощницы.
Месячная сучка курцхаара появилась у нас дома в середине весны. Она сразу оживила и изменила весь наш быт. Первое время, лакая молоко, она смешно качала вправо-влево головой, полоща в миске свои длинные уши, – так она по привычке расталкивала покинутых братьев и сестер. Играя с кем-нибудь из домашних, она вдруг замирала, затем деловито убегала в другую комнату и вскоре возвращалась, оставляя за собой мокрые следы на паркете.
В начале лета мы стали выходить с ней во двор. Поводком сначала, конечно, не пользовались, но ошейник стали надевать с самого первого гулянья – чтобы он ассоциировался с радостью прогулки, а не был символом ограничения.
Вообще знания о натаске подружейных собак у меня к тому времени были слабые – только теоретические. Была проштудирована вся доступная литература по этому вопросу – от классики до современных авторов. Не пропускалась ни одна посвященная натаске статья в «Российской охотничьей газете», в журналах, Интернете. Но, конечно, я не раз наступал на старые грабли.
Как выяснилось, весна не самое лучшее время для приобретения щенка. Фактически натаску можно начинать только осенью, а полноценное поле ожидается уже в полуторагодовалом возрасте. Но тем не менее первое лето не должно пропадать. Мы провели его, усваивая команды и прививая послушание. Каких-либо физических воздействий при дрессировке старались не применять.
Например, манипулируя лакомым кусочком, поднимая его высоко вверх или кладя на пол, я заставлял щенка садиться или ложиться по команде. На прогулках, собираясь повернуть, свистком или щелчком языка обращал на себя внимание и показывал рукой направление.
Скоро щенок стал проявлять и неплохое чутье, правда, по сушеной рыбе. За несколько метров собачка безошибочно определяла местонахождение кусочков этой пищи, брошенной в парке отдыхающими, и старалась скорей проглотить добычу. Но эта проблема со временем сошла на нет, а вот другая осталась на всю жизнь. Как-то гуляя, я просто так показал ей мышиную нору. И все.
С тех пор любые норы для нее стали представлять огромный интерес. Правда, нужно сказать, что она про них тут же забывала, если чуяла в поле настоящую дичь. Были у нас и ошибки, которые вполне могли закончиться трагически. Помню, какую радость я испытал, когда еще неуклюжий и неуверенный щенок впервые стал в стойку. Встал, правда, по голубям.
Я сразу припомнил, что где-то читал, как это нехорошо. Но какая разница, когда твоя воспитанница четко заявила, что она ЛЕГАВАЯ! И вот однажды, идя на прогулку, мы переходили дорогу. На противоположном тротуаре разгуливали голуби. И мой полугодовалый курц сделал стойку прямо посередине дороги. Я растерялся, не зная, как быть.
С одной стороны, я боялся, что если ее сейчас грубо отдернуть, то она больше никогда не будет делать стойки, а с другой, понимал, какой опасности мы подвергаемся. Взяв собаку за ошейник и успокаивающе поглаживая ее, я постарался отойти подальше от злосчастных птиц.
Потом было и многое другое: большая серебряная медаль с большим серебряным жетоном за первое место в младшей, а потом и в средней возрастной группе, и поиски почему-то дефицитного жетона второй степени за рабочие качества, и, конечно, выезды на охоту.
Особенно запомнился один выезд на весеннюю охоту, когда, не сделав ни одного выстрела, мы приехали домой с тремя вальдшнепами. Только выпрыгнув из машины, собака сразу указала стойкой на одного подранка, сидящего на обочине и, видимо, не найденного охотниками. А еще двух она подала по просьбе охотника, вставшего неподалеку от нас и смогшего найти свою добычу только с нашей помощью, за что и презентовал их нам (все равно жена выбросит, сказал). Все это было и прошло, оставив только добрые и светлые воспоминания.
Да, много раз сказано, что человек, единожды заведший охотничью собаку, чувствует себя в полях без нее неполноценным охотником. И, одиноко стоя в вечернем лесу, я четко понимал, что скоро и в мою жизнь придет новая весна в виде маленького забавного щенка, и все начнется сначала.
Комментарии (1)
Пользователь удалён
всё так.....