Филд трайлы: мои впечатления

Изображение Филд трайлы: мои впечатления
Изображение Филд трайлы: мои впечатления

Зарождающийся интерес в охотничьем собаководстве к филд трайлам – это вполне закономерный и объективный процесс в развитии охотничьего собаководства России, переживающего сегодня непростые времена, непосредственно связанные с отсутствием единого, то есть авторитетного, а значит, признанного большинством любителей и специалистов-породников подхода к ведению охотничьих пород собак, и в частности легавых.

На протяжении последних тридцати лет, что примерно совпадает с периодом моего активного участия в кинологии, среди охотников-кинологов постоянно идет «острая» дискуссия. К сожалению, зачастую проходит она без взаимопонимания, с неэтичными выпадами участников друг против друга при обсуждении стандартов, проектов правил полевых испытаний и состязаний, организации выставок. Иногда она затихает, переходя в шепот заринговых кулуаров, и вновь со временем разгорается, особенно после грамотных и аргументированных выступлений в печати.

При этом понятно, что все организаторы современных российских (национальных) полевых кинологических мероприятий, независимо от статуса их проведения, руководствуются при проведении экспертизы собак в поле привычными для большинства (и единственными – других не дано!) правилами испытаний и состязаний 1981 года. Правилами, с которыми у определенной части современных владельцев легавых собак и экспертов-кинологов, в основном из числа выездных, участвующих в различных, в том числе и в международных мероприятиях, отношения не «сложились».

Многочисленные актуальные вопросы современного охотничьего собаководства, которые неоднократно поднимались на страницах кинологической и охотничьей печати, так и оставались без ответов. Все это в конечном итоге и подвигло молодых и нестандартно мыслящих современных владельцев собак к тому, от чего русская охотничья интеллигенция ушла еще на заре XX века, отказавшись от филд трайлов в пользу балльной оценки охотничьих качеств собаки.

Балльная оценка тогда сразу же четко поставила все на свои места: создала условия для объективных оценок качества работы собаки и сохранила их на годы для дальнейшей племенной работы. И сейчас, читая отчеты с испытаний, написанные много десятилетий назад, можно иметь четкое представление о выставленной и давно канувшей в лету собаке, ее стиле, ходе, дальности и верности чутья – обо всем, что является признаками полевой охотничьей собаки, благодаря которым мы осмысленно заводим ту или иную породу.

По этим документам можно сравнивать, подбирать линии, производителей не только в иллюстрационном или демонстрационном виде, оперируя лишь памятью знакомых и личными впечатлениями, но и проводя серьезную исследовательскую работу по подбору пар в разведении. При этом для нас важна и функциональность экстерьера, и эстетическое соответствие породному признаку. Как говорится, охотимся мы с легавой два-три месяца в году, а остальное время смотрим на нее.

Но вернемся к филд трайлам. Сегодня на различных сайтах и в социальных сетях размещено огромное количество видеоматериалов, демонстрирующих это захватывающее действо. Работа собак впечатляет: великолепный стиль, очень быстрый ход, запредельная (по нашим представлениям) ширина поиска. Состязательность пар и расстановка в оценке, несомненно, заслуживают внимания и обсуждений.

Лично у меня любопытство было настолько велико, что, когда раздался звонок по телефону от президента «Пойнтер-клуба» К. Блохина с предложением принять участие в состязаниях, где будут проходить и филд трайлы с иностранными судьями, я, узнав, что удастся посудить «наши» и посмотреть «ихние», согласился, не задумываясь. Теперь могу сказать: был на филд трайлах, видел и многое для себя прояснил.

Не углубляясь в описания состязаний, не давая никаких оценок действиям организаторов, приглашенных экспертов, активности участников состязаний и их компетенции, пришел для себя к выводу, что все дискуссии о том, нужно проводить филд трайлы или нет, бессмысленны! Филд трайлы – это не замена «наших», а другое состояние состязаний, ни в коей мере не отрицающих родные правила, существующие и действующие с исторического 1925 года.

На мой взгляд, филд трайлы – это состязания «кенелей», высшего мастерства школ натаски, законодателей высокой моды и развития технологий дрессировки. Я бы также назвал их парадом кинологических достижений.

Очень часто противники филд трайлов сравнивают их с лошадиными скачками и конным спортом. Но, господа, кто из нас не восхищался забегом и выездкой! Без конного спорта и скачек нет развития у коневодства. Мы отдаем себе отчет, что английская скаковая не подходит для ежедневной работы, но ее кровь течет в жилах почти всех лошадей мира.

Конечно, в экстерьерном плане филдтрайловые собаки (особенно сеттеры) выглядят, мягко говоря, простовато и на выставочных рингах вряд ли окажутся лидерами. Это яркое свидетельство того, что владельцев собак (к примеру так называемого «большого поиска») в основном занимает сам поиск, ход и стиль, а не красота собаки в целом.

Да и породы у наших коллег за рубежом делятся на три ветви: охотничью (пользовательную), филдтрайловую и шоу. Русского охотника, державшего, как правило, одну-две собаки, всегда интересовали все эти три качества собак в одной особи. Деды и прадеды наши этого добивались посредством беспристрастного отбора. Это были не просто заводчики, а страстные охотники с огромным опытом практической охоты, с жестким и бескомпромиссным взглядом на племенную работу.

Имена этих людей с трепетом упоминаются в качестве авторитета современными кинологами спустя многие десятилетия. А результатом их деятельности стало то, что еще в недалеком прошлом именно собак из России пытались приобрести себе наши коллеги из-за границы, восхищаясь сочетанием блеского экстерьера с высокими полевыми достоинствами.

Находясь долгое время за «железным занавесом» и будучи финансово не вполне состоятельными, охотники СССР вели породы с практически ограниченным, внутренним (замкнутым) материалом: завозы извне проводились крайне редко, и это со временем привело почти все породы легавых, культивированные в нашей стране, в генетическом плане к стагнации, в результате чего собак с устойчивыми полевыми и экстерьерными качествами из года в год больше не становилось.

«Мягкая», порою просто некачественная экспертиза собак на рингах и в поле, протекционизм и келейность в отечественном охотничьем собаководстве, простое нежелание учиться, изучать имеющийся богатый исторический опыт и повышать свою квалификацию – тенденции, которые появились, «прижились» и, понятно, не способствовали развитию отечественного охотничьего собаководства.

С середины 90-х годов по объективным причинам появились любители пород, имеющие возможность завозить и содержать не одну собаку, создавать собственные питомники, содержать профессиональных натасчиков и участвовать в состязаниях и чемпионатах в разных странах мира, посвящать этому занятию свой досуг. Хотели мы того или нет, господа, но «высокая мода» пришла и к нам. И в этом нет ничего удивительного. Как говорят, мир-то тесен.

Нам, уважаемые коллеги, российские знатоки и любители легавых собак, пора уже давно договориться и прийти к компромиссу в решении насущных проблем современного отечественного охотничьего собаководства. И прежде всего необходимо направить свой взор, о чем неоднократно говорилось и печаталось, на экспертизу собак в поле. Тем более что последние «сводки с полей», поступающие в канун предстоящей XI Всероссийской выставки охотничьих собак в Туле, преподносят нам новые «сюрпризы».

Жесткость, объективность и честность судейства являются основой жизнеспособности и популярности филд трайлов. Добьемся мы жесткости и четкости экспертизы у себя дома – решится львиная доля всех наших полевых проблем. Нужна лишь воля – все нам по силам. ЦКК пора уже «включить» свои надзорные функции на постоянной основе: отбор-подбор, переаттестация-дисквалификация экспертов. «Хулиганство» закончится быстро.

И даже при далеко не самых совершенных и не всеми горячо любимых правилах испытаний 1981 года (и всех прочих правилах для разносторонних легавых) мы вскоре почувствуем перемены к лучшему. Дело не в инструменте, а в том, в чьих он руках оказался. Нам уж точно пора давно действовать. Если не мы сами, так кто? ФИЛД ТРАЙЛЫ наши проблемы не решат.