Не изменив правил испытаний, мы потеряем легавые породы

Изображение Не изменив  правил испытаний, мы потеряем  легавые породы
Изображение Не изменив  правил испытаний, мы потеряем  легавые породы

Действующие в настоящее время «Правила испытаний легавых собак по болотной и полевой дичи», утвержденные МСХ СССР № 20 от 18 мая 1981 г., необходимо менять как утратившие свое назначение – отбор племенных производителей по породным наследуемым признакам.

Их применение с незначительными изменениями к настоящему времени привело к падению качества двух основных отличительных породных признаков: стойки и чутья во всех породах легавых.

Еще 20 лет назад, в 1992 году, В.В. Курбатов в своей работе «Размышления над правилами испытаний и их влияние на совершенствование легавых собак», взяв эпиграфом старинное убеждение животноводов: «Нет ничего проще, чем испортить породу, давая посредственностям высокие награды», предлагал вернуться к судейству по правилам 1925 года. В то время недостатки проявлялись в основной массе собак. Некоторые линии в породах, благодаря вдумчивой работе владельцев, сохраняли высокие породные качества, давали потомков, становившихся чемпионами, создававшими видимость благополучия. Десять лет назад исчезли и они, не стало чемпионов на состязаниях высочайших рангов, нет дипломов первой степени. Отсутствие чемпионов – факт неприятный, но малозначимый: собака-чемпион в одной из шести пород на межпородных состязаниях ничего не дает пяти остальным породам. А тот факт, что половина собак из числа лучших производителей, участвующих в состязаниях, отобранных секциями по полевым качествам, остаются без дипломов, не выполнив даже минимальных требований к племенной собаке, ясно говорит о том, что правила испытаний не пригодны для отбора племенных производителей (по статистике за 10 лет только около 40% собак получили дипломы 3 степени, и только 1–2 смогли подтвердить диплом 2 степени)
Создавшаяся ситуация послужила толчком для написания правил в новой редакции сначала под руководством Е.Н. Смирнова, а затем в следующих редакциях В.В. Беделя. И первые, и вторые были отклонены после широкого обсуждения, ибо могли только ухудшить сложившуюся ситуацию. И первые и вторые предлагали снижение требований к испытуемым собакам, не учитывая того, что это всегда ведет к потере качества. Вернуться к правилам 1925 года без исправления допущенных в них ошибок нельзя – это будет повторением уже пройденного. Первая ошибка была в их названии: «Правила полевых испытаний легавых подружейных собак». Таких собак в природе существовать не может, а значит, и природных признаков тоже. В природе существуют только собаки легавых пород, предки которых были природными охотниками на птиц с сотворения мира; они передают по наследству до настоящего времени свои природные, наследуемые качества.


Второй ошибкой было применение одних и тех же правил для решения разных задач.
1. Отбор племенных производителей по природным наследуемым качествам.
2. Демонстрация наглядным путем результатов дрессировки и натаски отобранных производителей как подружейных.


Решение двух разных задач по единым правилам было возможно только при судействе – работе на испытаниях и состязаниях судей, которым было дано право разделять природные и приобретенные качества и оценивать их в зависимости от цели мероприятия, только придерживаясь перечня свойств, данных в таблице. Для этого нужно было быть большим специалистом и иметь огромный опыт в работе с легавыми. Список судей из нескольких десятков человек был утвержден съездом (и это для всего СССР). С заменой судей экспертами, а судейства – экспертизой необходимо и разделение правил для решения каждым своей конкретной задачи. Таблица правил испытаний 1925 года должна быть исправлена: в нее должна быть включена подача – завершающий момент всех предыдущих действий, и потому, что это природное качество, по определению профессора Савича, а не только потому, что она была обязательной по нашим российским традициям и всегда входила в оценку собаки и каждой породы легавых в целом (см. Л.П. Сабанеев, «Легавые»). Подводке, как природному качеству, необходимо вернуть ее природное предназначение – преследование бегущей птицы с целью заставить ее остановиться, затаиться, запасть, а затем удержать стойкой. Действующие правила предписывают ей действия, противоположные природным: продвижение после стойки или остановки под руководством ведущего для выпугивания птицы на расстоянии без возможности завладеть добычей. Подводка, будучи природным качеством, демонстрирует стиль, красоту, породность и, что самое главное, чутье – верное и верхнее, без них она невозможна. Оценить подводку следует в 5 баллов, которые нужно снять с манеры поиска за поиск челноком (такого поиска в природе нет ни у одного хищника, поэтому его не должно быть в оценке природных качеств), а оценивать нужно только природное стремление искать добычу.


Для решения основной и единственной цели – отбора и аттестации племенных производителей в таблице должны быть только природные наследуемые качества, подлежащие расценке с максимальным баллом за них в зависимости от их значимости в потомстве.


Деление пунктов на составляющие нужно не только потому, что к этому привыкли все ныне действующие эксперты, но и потому, что это дает возможность показать в таблице более подробную картину действий собаки, видимых экспертами, для выражения их в баллах, только ясно выраженных природных наследуемых качеств, присущих легавым. Работа по перемещенной птице желательна для всех испытуемых собак, а для оценки на диплом первой степени обязательна, ибо только она дает возможность экспертной комиссии четко и последовательно видеть всю работу собаки чутьем: прихватку, потяжку, подводку, верность, верхнее чутье и стойку, а по команде – подачу птицы под выстрел. По совокупности всех действий будет точно определена дальность. В правилах должно быть дано время от посадки птицы до наведения на нее собаки с точностью до минуты, и единое для всех, ибо оно способно менять дальность не только на метры, но и в разы, влияющие на степень диплома. Дальность чутья по птице, найденной собакой в свободном поиске, при любом составе экспертной комиссии нельзя считать истинным из-за неизвестности времени нахождения птицы в месте причуивания, которое может быть от нескольких минут до многих часов.


Испытания – основа ведения породы, мероприятие, дающее право собаке на участие в племенном использовании. Поэтому оценка природных наследуемых качеств должна определяться с максимально возможной точностью. Необходимо твердо сознавать, что только испытания закладывают фундамент пород. Это требования к работе экспертных комиссий, работающих на испытаниях. Они проводят племенной отбор – решают судьбы пород.

Изображение
 


Для решения второй задачи (второстепенной, как правильно определил ее значение Ф.Р. Генгрос) нужны свои правила. Цель их – демонстрация наглядным путем результатов дрессировки и натаски племенных производителей по подготовке к практической охоте как подружейных. Это правила соревнований, состязаний, чемпионатов, и в них, как во всех видах спорта, цель – победить, стать лучшим, получить звание, выиграть приз. На них должно быть судейство, как во всех видах спорта. Кого назначить судьями, как их отбирать и утверждать, – это должен решать кинологический совет или совет экспертов.


В таблице существующих правил нужны изменения: подводку следует вернуть на соответствующее ей место в потяжке с 5 баллами, снятыми с послушания, в котором они не работают, а послушание, как один из основных предметов соревнований, оценивать по ясно видимому:
отличное – 5, хорошее – 4, посредственное – 3: только диплом III ст.; плохое – 2: расценка без диплома; отсутствует – 1, снимается.
Завершаться работа легавой собаки по нашим исконным российским традициям должна подачей.


Таблица корректировки базовой оценки видимых действий должна быть общей: собака + натасчик, ведущий. Написана она должна быть с пониманием того, что легавая на охоте не инвентарь в придаток к ружью, а равноправный партнер-охотник. Таблица должна стать инструкцией по натаске и подготовке собаки к состязаниям.
Каждые правила должны разрабатываться отдельной комиссией, их проекты должны быть опубликованы в охотничьей прессе и только после всестороннего обсуждения отредактированы и согласованы с кинологическим советом. Только тогда правила подлежат утверждению и принятию к действию.
Все написанное я не считаю бесспорным. Кроме того, не изменив существующие правила, нельзя остановить деградацию легавых пород по основным отличительны признакам – чутью и стойке. Иначе деградация медленно, но неуклонно будет продолжаться.

От редакции
Сохраняя некоторые спорные положения автора статьи, мы предлагаем ее для обсуждения экспертами и владельцами собак.