Все, кто знал первого космонавта планеты, свидетельствуют, что Юрий Алексеевич был исключительно многогранной личностью. Среди его увлечений далеко не последнее место занимали охота и рыбалка.
Житель деревни Щеглятьево Лотошинского района Московской области Николай Иванович Лаврунов – один из тех, кто встречался с Юрием Гагариным по охотничьим делам. Вот что он рассказал о той памятной встрече.
– Было это 3 января 1968 года. Я в то время работал секретарем Лотошинского райкома партии. Из Москвы позвонили: «Завтра к вам приезжает Юрий Алексеевич Гагарин. Нужно организовать для него охоту». Мне было поручено приготовить все для встречи именитого гостя. Сразу же решили, что предложим Юрию Алексеевичу поехать на охоту в Лотошинское хозяйство Военно-охотничьего общества. Я позвонил начальнику хозяйства Сергею Васильевичу Дубакину, сказал о звонке из Москвы. Сергей Васильевич, опытный руководитель охотничьего хозяйства, сразу высказал мысль, что больше всего шансов на успех при охоте с вышки на кабана. Этот вариант и нужно предложить Юрию Алексеевичу. Договорились, что в хозяйстве для угощения гостя подготовят домашние разносолы.
Около десяти утра следующего дня я был на центральной усадьбе хозяйства в деревне Рождество. Как всегда, здесь царили уют, чистота, порядок. На стенах красовались искусно выделанные рога оленя, голова кабана. Этот домик, в котором сейчас живет семья одного из сотрудников хозяйства, хранит память о многих известных людях. Несколькими годами раньше в нем останавливался Маршал Советского Союза Г.К. Жуков, приезжавший сюда на тетеревиную охоту.
Ю.А. Гагарин приехал около 13 часов. Черной «Волгой» управлял сам. Вышел из машины, приветливо – по-гагарински – улыбнулся. Минут десять постояли на улице, поговорили. Гость тепло отозвался о природе района, сказал, что наша земля очень похожа на его родную Смоленщину.
Настало время обеда. На столе исходила аппетитным ароматом тушенная с картошкой зайчатина, манили своей упругой красотой рыжики, соленые огурцы и помидоры. Юрий Алексеевич, чтобы подбодрить хозяев, весело сказал: «Вот это да! В каком ресторане увидишь такое!» И произнес это с такой непосредственностью, что не могло быть никаких сомнений в его искренности. Хочется подчеркнуть: с первых минут общения космонавт покорил нас своей простотой, непринужденной манерой разговора. Он предстал перед нами истинно русским человеком – доброжелательным, с открытой душой. Обмениваясь потом впечатлениями о встрече с космонавтом, мы были единодушны: выбор кандидатуры космонавта № 1 оказался исключительно удачным во всех отношениях. Недаром во всех странах, где Гагарин побывал к тому времени, люди отмечали его высокие человеческие качества.
Из всех блюд на столе Юрию Алексеевичу, чувствовалось, больше всего понравились соленые огурцы, которые у Дубакиных всегда получались отменно.
– А знаете, что хотят поесть космонавты после длительного полета? – с улыбкой спросил Гагарин.
– Наверняка щец, картошечки, селедочки, соленых огурчиков, – предположил Дубакин.
– Правильно, человеку, лишенному на какое-то время привычной пищи, хочется именно ее, – подтвердил Гагарин. – Ведь картошка, да еще со шкварками сала, совсем неплохо.
За обедом космонавт поделился впечатлениями о поездках в некоторые страны, подчеркнув большое уважение, которое там оказывали представителям нашей страны. Вспоминая о наиболее ярких охотничьих эпизодах, рассказал, что в отряде космонавтов есть коллектив военных охотников, в котором он состоит.
Приближалось время выезда на вышку. Сопровождать Гагарина решил сам начальник хозяйства. У дома уже стояла запряженная в сани лошадь. Чувствовалось, Юрий Алексеевич был доволен, что придется прокатиться в розвальнях. Когда он вышел в полной экипировке, мы, естественно, полюбопытствовали насчет его ружья. Оказалось, космонавт приехал с двустволкой горизонталкой 16 калибра немецкой фирмы «Зауэр». Это был подарок руководителя ГДР Вальтера Ульбрихта.
Вышка была сравнительно недалеко, в пределах слышимости выстрела. И мы, естественно, оставались на улице в ожидании. Примерно через час донеслось два выстрела. Дуплет – это, как правило, означает, что трофей взят. После первого зверь падает, второй – контрольный, для надежности. Но бывает и по-другому.
И вот слышим скрип полозьев – подъезжают. Юрий Алексеевич смущенно улыбается: мол, не получилось, пусть живет кабан, кому-то достанется. Стрелять пришлось почти в полной темноте, мушка была видна не очень четко. Второй выстрел, в угон, тоже оказался безрезультатным. Пройдя с фонариком по следу несколько десятков метров, Гагарин и Дубакин крови не обнаружили.
Откровенно говоря, мы переживали за неудачу. Но на настроение космонавта она, похоже, ни в малейшей степени не повлияла. За ужином он шутил, рассказывал анекдоты. Он искренне благодарил за гостеприимство, за хорошую организацию охоты.
Когда вышли провожать космонавта, Дубакин сказал:
– Юрий Алексеевич, как вы посмотрите на то, если у входа в гостиницу мы прикрепим такую табличку: в этом доме останавливался первый космонавт планеты?
Гагарин, не задумываясь, ответил:
– Этого делать не надо. Лучше поставьте памятник егерю, который сохранит для потомков последнего глухаря в подмосковных лесах...
Комментарии (0)