О сроках охоты

Изображение О сроках охоты
Изображение О сроках охоты

И традиционном природопользовании

Новые Правила охоты для Российской Федерации, безусловно, позитивный шаг в создании правового поля охотничьего хозяйства. Необходимость подготовки нормативных документов в сокращенные сроки всегда отражается на их качестве. Отсутствие разработанных наукой подходов и принципов, не говоря уже о готовых документах, затрудняет деятельность сотрудников Департамента охоты. В такой ситуации некоторые недостатки подготовленных документов, скорее правило, чем исключение.

В настоящий момент хочется высказать некоторые замечания о сроках охоты и традиционном природопользовании на юге Дальнего Востока России. Сроки охоты являются одним из рычагов количественного регулирования промыслового усилия на охотничьи ресурсы. Первостепенное значение они имеют при охоте на свободной территории на безлицензионной основе. Собственно, и охранять в такой ситуации охотничьи ресурсы проще: если закрылся сезон охоты, то любой человек с ружьем в охотугодьях — нарушитель.

Другие аргументы положительности ограничения сроков охоты достаточно сомнительны. Например, охота в период беременности и рождения молодняка оказывает отрицательное воздействие только на самок. Настойчивое преследование может вызвать абортирование или потерю новорожденного. В действительности же в январе размер эмбриона у изюбра, например, не более 5–7 см и случаев абортирования, даже при охоте с собаками, в течение десятков лет отмечено не было. Охота на самцов в этот период никакого отрицательного воздействия на популяцию не оказывает. Другой пример — охота во второй половине зимы, когда копытные животные ослаблены и любое вмешательство вызывает избыточную потерю энергии. В такой ситуации интенсивная охота, особенно с собаками, вызовет дальнейшее ослабление и возможную гибель животного. Но если охота проводится с подхода для обеспечения ведения традиционного образа жизни, то охота в эти сроки вполне оправдана, а на некоторых территориях только в этот период можно заготовить достаточное количество мяса для питания семьи аборигенов.

Для пушных животных сроки охоты издревле определялись достижением их шкурок товарного вида. Для пернатой дичи сроки охоты ограничивались только на период рождения и выращивания молодняка. А еще сроки охоты определялись удобством добывания животных в определенный период. Например, охота на самцов оленей и лося — во время гона, охота на кабанов и медведей — на сельскохозяйственных полях (на потравах), весенняя охота на медведей — на «приваде» и на «солнопеках» и другие.

В разных природных условиях России сроки наступления и окончания гона, появление неокостеневших рогов и другие биологические процессы отличаются. В утвержденных Правилах охоты для всех регионов России они практически одинаковые. Приятно удивляет и радует отдельная строка для Приморского края. Наверное, ее логичнее было вставить в Приложение 1, и тогда было бы меньше разночтений. Логичен такой вариант толкования Правил: в п. 22 указаны сроки охоты для всех половозрастных групп лося, оленя благородного, оленя пятнистого, косули сибирской и кабана, а для взрослых самцов сроки охоты читаем в Приложении 1.

Нет никаких сомнений, что продление срока охоты на косулю, оленя благородного и оленя пятнистого до 15 января даст возможность приморским охотникам совместить Рождественские каникулы с охотой и в то же время не окажет никакого отрицательного влияния на популяции этих видов копытных. Ведь много лет охота на них в Приморском крае так и заканчивалась 15 января (а во времена сдачи мяса государству и того позднее).

Сроки охоты на оленя благородного в период гона попадают в среднемноголетние сроки реального периода размножения, а вот гон у пятнистого оленя в Приморском крае проходит позднее — в среднем с 10 сентября по 10 октября. Этот теплолюбивый вид живет возле моря, поэтому и сроки гона сдвинуты на конец сентября — октябрь. Сроки гона лося в Приморском крае также отличаются от сроков гона в европейской части России.

Промысловая добыча кабарги вполне может удовлетвориться сроками с 1 ноября по 31 декабря, когда снеговой покров невысок. А вот трофейная охота на кабаргу могла бы проводиться и в период глубокоснежья, когда ее легче добыть с подхода, и в летний период, когда самец кабарги идет на манок.

В приложении 2 Правил охоты приморские охотники с сожалением обнаружили отсутствие весеннего срока охоты на гималайского медведя. Гималайский медведь посещает овсяные и кукурузные поля, но трофейщиков не устраивает качество шкуры зверя в этот период. В осенне-зимний период даже в урожайные на желудь или кедровый орех годы добыть хороший трофей «среднестатистическому» трофейщику практически невозможно. А вот в весенний период, когда гималайский медведь охотно выходит на приваду, охота на него запрещена.

Отдельно стоит отметить п. 23,29,33,37 Правил охоты. Охота для осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности, а также для регулирования численности охотничьих животных в течение календарного года не вызывает сомнений. А вот охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности имеет много нюансов. Если это территория традиционного природопользования, оформленная в соответствующем порядке, и локальные поселения аборигенов окружают бескрайние просторы, то охота на этой территории в течение календарного года жителями этих поселений, независимо от национальности, является насущной потребностью. В данном случае система практически саморегулируемая. Если аборигены выбьют всю дичь на территории ТТП, то им придется перебираться на другие земли и жить по законам охотничьего хозяйства других территорий. Если жители ТТП имеют специалиста-охотоведа или некоторый опыт устойчивого природопользования, то охотничьи животные будут обеспечивать едой и товарами жителей ТТП до тех пор, пока последний абориген не уедет в город или ближайший поселок с электричеством и магазином.

Изображение фото: Михаил Кречмара
фото: Михаил Кречмара  

Совсем другая ситуация, когда поселения коренных малочисленных народов есть, а оформленной территории ТТП нет, как и организованного самими аборигенами и действующего охотничьего хозяйства. Ни Правила охоты, ни закон «Об охоте…» однозначного ответа на вопрос, где охотиться круглый год коренным малочисленным народам при отсутствии закрепленной территории, не дают. В реальной жизни большинство населенных пунктов, где проживают коренные малочисленные народности, находится не на бескрайних просторах тайги и тундры, а в обжитых человеком местах. Как правило, окружают их территории охотничьих хозяйств, созданные общественными и коммерческими организациями. Согласно действующему законодательству лицензии для добычи животных аборигену не нужны, а вот путевку у пользователя охотничьих ресурсов он взять должен. И согласно действующему законодательству охотпользователь должен выписать аборигену путевку без указания срока добычи, но в счет лимита животных для охотхозяйства. Возникают три проблемы: как проконтролировать аборигена, чтобы он добыл одно животное на одно полученное в виде путевки разрешение; сможет ли купить абориген путевку на охоту по цене выше себестоимости (если хозяйство не может продавать путевки по себестоимости или ниже); останутся ли у охотпользователя лицензии на животных для собственных нужд после удовлетворения потребностей всех аборигенов, проживающих на территории охотхозяйства.

Согласно закону «Об охоте…» охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления. Места традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации определены распоряжением Правительства от 8.05.2009 г. № 631-р в рамках целых административных районов, где в большинстве случаев нет оформленных территорий традиционного природопользования, но созданы охотничьи хозяйства. Где в этом случае охотиться аборигенам и где охотиться местным жителям, которых подавляющее большинство, но которые не имеют льгот и должны охотиться в соответствии со сроками, в отведенных местах, с лицензиями и путевками?

В данном случае есть простой выход: необходимо в законе «Об охоте…» в ст. 1 прописать, что традиционный образ жизни коренных малочисленных народностей — это проживание на оформленных территориях традиционного природопользования в национальных жилищах без использования современных приборов и технологий, а традиционная хозяйственная деятельность — добывание охотничьих животных традиционными орудиями с использованием традиционного охотничьего снаряжения.

В таких условиях аборигены (в том числе и других национальностей), проживающие на территории оформленной ТТП, будут использовать охотничьи ресурсы без каких-либо разрешений и в течение календарного года. При проживании коренных малочисленных народов на территории охотничьих хозяйств они будут пользоваться только льготами местных жителей.

В целом же при грамотном ведении конкретного охотничьего хозяйства сроки охоты на охотничьих животных вполне могут регулировать специалисты этого хозяйства. В том числе и в части, касающейся регулирования численности, осуществления научной и образовательной деятельности. Но на данном этапе развития охотничьего хозяйства нам нужны Правила охоты, которые с добавлениями и замечаниями, высказанными специалистами охотничьего хозяйства разных регионов России, будут более действенными и эффективными. Поправки к законам в России научились принимать быстро. Базы данных обновляются регулярно. Услуги Интернета в настоящее время доступны и недороги. Не стоит бояться совершать ошибки. Нужно бояться ничего не делать.