Она должна существовать!

Изображение Она должна существовать!
Изображение Она должна существовать!

Весенняя охота абсолютно не наносит ущерба природе

Вопрос о полном закрытии весенней охоты вновь остро поднят в печати. Этому посвящены конференции, совещания, дискуссии. Словом, тема по-прежнему болезненна для тех, кто не мыслит себя без весенней охоты.

Весенняя охота — неотъемлемая часть русской культуры, что бы ни говорили те, кто выступает за ее полное прекращение. Закрыть весеннюю охоту — значит лишить тысячи тысяч наших соотечественников охотничьего счастья. Конечно, понять всю трогательность весенней охоты могут только настоящие охотники, которые никогда не принесут беды в весенний лес. Она должна существовать! И это однозначно. А те, кто ратует за ее закрытие, как правило, не охотники; они либо поверхностно, либо вообще не знают охоты, тем более так, чтобы спорить о ней. Для них на первом месте стоит факт добычи птицы, приносящий якобы “огромный” вред всему живому. Причем, говоря так, противники охоты даже не вникают в ряд существенных вопросов охотпользования и очень далеки от охотоведения, да и в лесу, похоже, бывают крайне редко.

Аргументом для закрытия весенней охоты является сама весенняя пора: все в природе оживает, зарождается новая жизнь, а тут охотники, несущие ей гибель! Эта абсурдная мысль то и дело появляется на страницах периодической печати в разных вариациях, порождая ненависть “зеленых” к охоте вообще и к весенней в частности.

Сторонники запрета весенней охоты, как правило, совсем не касаются экологических проблем, имеющих первостепенное значение для благополучия природы. Приведем одну из них. Это урбанизация, рост городов. Человек, осваивая новые территории, вовсе не заботится о природном благополучии, не задается вопросом, останутся ли здесь глухариные тока, услышит ли он поутру из окна своего дома тетеревиное бормотание, будет ли тянуть над его домом вальдшнеп? Не думает и не будет думать. А жаль! Отсюда и сокращение охотничьих угодий. Могу сказать лишь о Московской области, успешно развивающейся в промышленном направлении. О каких глухариных токах можно говорить на большей части ее территории?! Они остались лишь в самых отдаленных районах. Вот и пожалуйста — проблема весенней охоты! Не надо ее запрещать там, где ее уже нет и никогда не будет!

Не лучше ли нам позаботиться о целости и сохранности охотничьих угодий, привести их в то состояние, в каком они были десятилетия, столетия назад? Да, это очень трудно, общество динамично развивается. Но при чем здесь весенняя охота?! Не нужно переворачивать все с ног на голову, дорогие защитники природы, и ратовать за закрытие весенней охоты, лучше первым делом заняться сохранением охотничьих угодий.

Весенняя охота — это сезонная охота, которая, в отличие от осенней и зимней, абсолютно не наносит ущерба природе. Для не знающих в охоте толк эта фраза может быть непонятной. Но это именно так. Если в осенне-зимний период под выстрел попадают особи обоих полов, то весенняя охота это полностью исключает. Охота на глухариных и тетеревиных токах, на вальдшнепиной тяге, с подсадной полностью исключает добычу самки. Да и проводится весенняя охота на полигамные виды птиц, т. е. не создающих постоянные пары. Тянущего вальдшнепа и “шатающегося” по водным угодьям селезня мы можем наблюдать и в мае — июне. Да и глухариные, тетеревиные тока продолжаются еще определенное время после закрытия охоты. Так в чем же вред весенней охоты?

Изображение фото: Сергей Фокин
фото: Сергей Фокин 

По-моему, сторонники закрытия весенней охоты крепко путают охоту с поведением граждан в охотничьих угодьях. Праздное шатание по угодьям весной, да еще с ружьем, совершенно недопустимо. Но это не имеет ничего общего с правильной весенней охотой. Принести вред животному миру весной можно и не имея при себе ружья. Можно, например, как считают многие, иметь “безобидное” духовое оружие и постреливать из него по всему, что движется и летает. Кстати, этого оружия у населения в настоящее время превеликое множество, и я знаю десятки случаев, когда граждане, обладая таким оружием, забавляются на природе совсем не мирной стрельбой по неживым мишеням.

Полагаю, что, говоря о существовании весенней охоты, в первую очередь нужно иметь в виду ее культуру, этику, правила и отношение к ним охотника. Истинный охотник не просто человек с ружьем, палящий во все живое, не признающий ни сроков, ни норм охоты, игнорирующий все принципы бережного и ответственного отношения к природе. К сожалению, за последнее время в число охотников зачислена целая армия граждан, способных управляться с ружьем. Именно управляться, а не правильно охотиться. Многие из них настолько далеки от понимания правильной охоты, что любое нравоучение в этой области их попросту раздражает. Вот и получается, что граждане, получившие и реализовавшие конституционное право на охоту, вовсе забыли о своей ответственности перед природой. Посмотрите, что делается в сезоны охоты (и не только весенней!) на реках и озерах, на гусиных перелетах. — Стрельба во все живое: по гусиным и утиным стаям, идущим на беспредельных высотах, по бекасам и дупелям, на которых весной охота вообще закрыта, да и многое, многое другое, о чем не хочется писать, так как охотничья душа противится этому. Такое поведение в охотничьих угодьях не просто наносит огромный ущерб природе в весеннюю пору — оно дискредитирует честных охотников, уравнивая их с бесшабашными гражданами — псевдоохотниками.

Да и запрет весенней охоты на перелетные виды птиц — например вальдшнепа — только лишит российских охотников замечательного трофея и сделает более успешным сезон охоты в странах, куда он отлетает на зимовку.

Наконец, о весенней охоте на гусей. Считаю, что здесь должны хорошенько поработать специалисты в области охотоведения и биологии, и уж тогда решить, охотиться на гусей весной или нет…

Так как же вразумить сторонников закрытия весенней охоты? Ответ на этот вопрос, по-моему, прост: необходимо упорядочить прием в охотничьи общества. Принимать нужно только достойных. Вспомним советский период. Чтобы стать членом общества охотников и рыболовов, нужно было пройти кандидатский стаж, тем самым доказав, что ты действительно вступаешь в общество не для развлечения. Кандидат предоставлял с места работы характеристику, за него ручались охотники со стажем. Это был действительно сложный процесс, может быть, и волокитный, но от него, несомненно, был толк. Сам прием в общества осуществлялся на правлениях достойными и уважаемыми членами охотничьего коллектива. Разве это плохо? От этого и культура охоты еще какие-то 20 лет назад была на должном уровне. Хорошо помню свое вступление в общество охотников. Это был экзамен с большой буквы — настоящее испытание, в ходе которого нужно было доказать, что я по праву могу называться охотником. Поговорите со старыми охотниками, прислушайтесь к их мнению, и, я думаю, вы услышите самые добрые слова о той процедуре приема.

А что происходит сейчас? Во главу угла поставлен вступительный взнос! Деньги, вперед! Следом — охотбилет! А личность получающего охотничий билет отходит на второй план. При приеме граждан в общества охотников и выдаче охотничьего билета не должно быть места бизнесу!

Охота — это не пустая стрельба, а нечто другое, где крепко связаны между собой чувство единения с природой, личностные качества человека и ответственность за бережное отношение ко всему живому. Поэтому в среде охотников очень много творчески одаренных людей.

С введением государственного охотничьего билета полагаю целесообразным экзамен на знание охотминимума. Конечно, это не панацея от нерадивых охотников, но, думаю, даст положительный результат. И это не бюрократизм, а необходимость! Возьмите, к примеру, ряд зарубежных стран — Германию, Францию, Италию, Англию, где культура охоты воспитывается с детства, и точка над “и” будет поставлена.

Конечно же, в возрождении охотничьей культуры в России ни в коей мере не должны оставаться в стороне общества охотников. Работа с членами охотничьего коллектива, знание каждого охотника в “лицо”, тесное сотрудничество с правоохранительными органами и органами государственного охотничьего надзора — необходимые составляющие деятельности охотничьих обществ для повышения культуры охоты и статуса охотника.