Без сюрприза не обошлось

Изображение Без сюрприза не обошлось
Изображение Без сюрприза не обошлось

Летний учет вальдшнепа на тяге нет-нет да и преподносит нам сюрпризы

Так, 10 лет назад один из моих товарищей во время учета был атакован медведем – благо все закончилось благополучно. А был случай, когда, выдвигаясь к месту учета, мы умудрились утопить в болоте наш уазик, и его пришлось вытаскивать целые сутки. Как-то раз перед выездом на учет пойманную щуку у нас украла норка.

Вот и сейчас без сюрприза не обошлось. Учет вальдшнепа в июне 2011 года в окрестностях нашей заброшенной деревни в Тверской области шел своим чередом. После полудня я собрался на речку половить рыбу на спиннинг, чтобы разнообразить наше походное меню — всем уже надоела картошка с тушенкой. К нам подошел местный егерь Валера и рассказал следующую историю. Пошел он на реку ставить жерлицы на щук и видит, как плес переплывает утка с выводком утят. Вдруг из-под противоположного берега в сторону выводка метнулась самая настоящая “торпеда”. Аж волны пошли по заросшему кувшинками плесу. Она ударила точно посередине линии, которую образовали плывущие за мамашей утята. Утка с кряканьем рванула к берегу, утята за ней, и все семейство скрылось в прибрежной, заросшей травой канаве, прорытой бобрами. Понял Валера, что выводок подвергся атаке крупной щуки. Забыл он про жерлицы и побежал домой за спиннингом. Подкрался тихонечко к воде и сделал заброс в чистое окно. Хватка последовала незамедлительно, удилище в дугу, но щука оказалась хитрой. Выйдя на поверхность и увидев Валеру, она сумела от блесны освободиться и была такова. Сколько потом Валера ни пытался ловить, ничего не получалось, только сплошные зацепы. Тогда он снарядил жерлицы. Но и здесь ничего не получилось. Щука-утятница их полностью игнорировала. Вот и пришлось ему обратиться ко мне с необычной просьбой изловить эту щуку, а то она истребит весь выводок утят. Взять эту щуку можно было только на спиннинг, но главная трудность состояла в том, что передвигаться по берегу реки было практически невозможно. Русло было извилистое, заросшее травой и рогозом. Берега — сплошные кочки с травой по шею, да к тому же изрытые бобрами. Попробуй пройди! Но у меня была одноместная байдарка класса “Таймень”, еще советского производства. Плавсредство, надо сказать, абсолютной проходимости. На ней я мог без особого труда быстро попасть в любую точку реки, причем практически бесшумно. Идеальное средство для охоты на щуку.

И вот я отплыл в половине четвертого после полудня. С утра прошел сильный ливень, давление стало повышаться. Несмотря на пасмурную погоду, это должно было стимулировать активность подводных обитателей. Для охоты я поставил красно-золотистый “Поппер”, потому что никакая другая приманка в таких условиях не могла быть использована в принципе. В течение минут 20-ти я аккуратно обловил все плесы на подходе к месту, где обитала хищница, и тихонечко подошел к роковому плесу.

Байдарка бесшумно режет рогоз, входит носом в плавучую, заросшую ярко-зеленой травой кочку (лабзу) и останавливается у самого “горла” плеса шириной метров 30. От лабзы впереди по ходу в 10 метрах “окно” метра три в диаметре. Туда мы и пошлем приманку. “Поппер” описывает дугу в воздухе и мягко садится на воду у дальнего края окна. Следует рваная, булькающая подводка, и тут же атака! Тело крупной рыбы пересекает траекторию движения приманки слева направо, но поклевки нет. Следующий заброс. Новая атака, но теперь справа налево. По плесу пошли волны. И опять не взяла. Третий заброс. “Поппер” с бульканьем пересекает “окно”. Дальше я веду его между листьями кувшинок, до лодки остается метра три. И тут бурун слева от приманки, и за ним следует самый настоящий водоворот, и в нем исчезает мой “Поппер”. Резкая подсечка! Мощная сила сгибает удилище, уводя его конец под дно лодки с правого борта. Левой рукой делаю гребок, веслом уводя нос байдарки влево, и, бросив его на фальшборты, пытаюсь начать подмотку. Но катушка вошла в реверсный режим, с треском уводя леску в воду. Когда рывки ослабли, я взялся за катушку. Тяжелая подмотка, еще один рывок — и щука вновь уходит под лодку, проходит под дном и застревает в густой траве в метре от левого борта, переворачиваясь кверху брюхом. Я ее прекрасно вижу. Попала в самый настоящий “капкан”. Рыбка, однако, приличная. Длиной почти в треть моего удилища. Сейчас мы тебя возьмем. Мягким гребком увожу нос байдарки дальше влево, убираю лишнюю леску и подхожу к щуке по правому борту на расстояние вытянутой руки. Спиннинг забрасываю рукояткой в корму, поскольку свободной лески осталось меньше метра, берусь за стальной поводок и буквально выдираю щуку из плена, вместе с травой забрасывая ее в лодку. Борьба окончена.

Правда, щука мою приманку так и не схватила. Нижний тройник “Поппера” вонзился ей под глаз, а верхний пробил челюсть с внешней стороны, так что села она на тройники “мертво”. Отцепляю тройники и забрасываю щуку в носовой отсек байдарки, чтобы не мешала грести. Ничего не скажешь — для такой реки рыба самая что ни на есть трофейная. Вторая такая на этом участке реки вряд ли найдется.

Но та ли это щука-убийца? Сейчас разберемся. Разворачиваю лодку и лечу на всех парах, буквально “пролетая” мели и травы. Женя и Саша встречают меня с почестями: еще бы! и уха и жаркое есть! Саша идет чистить щуку и, когда дело доходит до вскрытия, зовет меня посмотреть на содержимое желудка. Утенок кряковой утки! Еще не полностью переварился, одна лапка даже хорошо сохранилась. Что ж, значит, не зря старался — очистил-таки реку от “уткоеда”. Сейчас щуку пожарим и можно с сознанием выполненного долга отправляться на учет вальдшнепа.

Теперь непосредственно о самом учете. Наблюдения за тянущими вальдшнепами показали следующее. Наибольшее число видимых контактов за одну тягу составило 11, в то время как в прошлом году максимальное число видимых контактов составило 20. Таким образом, мы зафиксировали очевидное снижение численности вальдшнепа на контролируемой нами уже в течение 15 лет территории, что в общем-то неудивительно. Аномально засушливое лето прошлого года не могло не сказаться на процессе размножения вальдшнепа. Остается только надеяться, что нынешнее лето все же будет благоприятным для размножения и численность этой замечательной птицы вновь поднимется до нормы.