Философия правильной охоты

Изображение Философия  правильной охоты
Изображение Философия  правильной охоты

"РОГ" №46

В течение почти века (!) охотникам внушалась идея о «правильной» охоте, о бережном отношении к запасам диких животных и необходимости их охраны. Это в теории.

А на деле мы получили обратный эффект. Значительное число российских охотников имеют весьма отдаленное представление о «правильной», т.е. научно обоснованной, рациональной, охоте. По-прежнему, как и раньше, стреляют весной зайцев, бьют рябчиков. Не считают зазорным «хлопнуть» копалуху или тетерку, не говоря уже о тотальном истреблении дичи на дорогах с использованием автомобилей. Попадают под выстрелы и неохотничьи звери и птицы, некоторые из них являются редкими. И никакие запреты, никакой контроль не может это остановить. Только осознание самим охотником необходимости придерживаться охотничьих норм и правил способно изменить ситуацию к лучшему.
Давайте спросим себя, зачем мы охотимся? И ответим честно, не кривя душой, потому что обмануть себя невозможно. Каждый, наверно, ответит по-разному. Кто-то поставит главной причиной получение дополнительного дохода от продукции охоты; другие назовут основным мотивом отдых, общение с природой, эмоциональную разрядку; третьи – общение с друзьями в непринужденной обстановке и т.п. Но всех настоящих охотников, не случайно взявших в руки ружье, объединяет одно – охотничья страсть. Охотниками не становятся, а рождаются. Охотничья страсть, этот древний глубокий инстинкт человека, делает из нас охотников. Наши предки, вооруженные копьями и дубинами, добывали диких зверей, чтобы питаться их мясом, использовать их шкуры, кости и рога. Но теперь человечество выросло из этого возраста, и в охоте отпала жизненная необходимость, а древний инстинкт остался. Но охота и убийство – совершенно разные вещи, и проводить аналогии здесь недопустимо. Ведь человеку прежде всего свойственно размышлять, анализировать и делать выводы.
Многие поколения изучали биологию и экологию диких животных, чтобы выяснить, кого, когда и сколько можно добывать, чтобы это не приводило к уничтожению видов. Стало известно, что изымать некоторое количество особей из популяции не только возможно, но и необходимо. Теперь мы знаем, что у полигамных животных (глухарь, тетерев, заяц-беляк, лось) допустимо преобладание в популяции самок. А у моногамов (рябчик, дикие голуби, бобр) оптимальным является соотношение полов 1:1. Эти азбучные истины заложены в правила и сроки охоты.
Так что же такое «правильная охота»? Ответить на этот вопрос не так просто, как может показаться вначале. Простое соблюдение всех прописных правил еще не есть «правильная» охота. Например, правилами охоты разрешается осенью добывать самок тетерева и глухаря. Но истинный охотник по возможности не будет бить матку, помня о том, что на будущий год она принесет выводок. Не станет он весной стрелять глухаря на вечернем подслухе, хотя это тоже не запрещается правилами. Куда приятнее и престижнее для него взять петуха «под песню» на утренней заре. Настоящий любитель гончих никогда не выстрелит по «шумовому» зайцу, случайно поднятому во время охоты. Он обязательно подзовет собак и набросит их на след, чтобы насладиться музыкой гона и добыть зверя из-под гончих. Мотивацией такого поведения является глубокое осознание человеком своего морального совершенства. Да, можно легко застрелить вскочившего неподалеку зайца или вылетевшего рябчика. Это желание возникает в первый же миг в каждом охотнике. А вот вступить в единоборство с диким животным, используя свое мастерство, выбрать верный лаз или подманить осторожного рябчика – удел истинных, «правильных» охотников. Им неважно, сколько экземпляров дичи они добудут, важнее, как это будет сделано. Следование «правильной» охоте – это удел нравственно зрелых людей, со сложившейся психикой. Они чувствуют свою силу в том, что побеждают в равной схватке, и не ищут простых способов добыть животное. Они также отдают себе отчет в том, что любая охота в конечном счете заканчивается актом убийства. Поэтому все добытые звери и птицы, вся продукция охоты используется ими в полной мере. Настоящий охотник не допустит, чтобы пропало взятое им животное.
На охоте следует уважать сложившиеся традиции, с пониманием относиться к обычаям и убеждениям, в том числе и религиозным, других охотников. Большое значение имеет спокойное, уравновешенное поведение и предупредительное отношение участников коллективных охот друг к другу. На облавных охотах не следует стремиться занять лучшие стрелковые номера, необходимо подчиниться результатам жеребьевки или указаниям руководителя охоты. При групповых охотах с легавыми или с гончими собаками руководителем охоты следует считать владельца собак. Если ему самому не удалось добыть птицу или зверя, приглашенные охотники должны поделиться с ним своей добычей, а он имеет моральное право в такой ситуации принять справедливое решение. Если вы случайно добыли зайца из-под чужой собаки, следует отдать добычу владельцу, а взамен получить от него патрон. Заканчивая охоту, надо убедиться, что собраны все собаки, и найти «отколовшихся». На индивидуальной охоте с сопровождением егеря следует относиться к нему с уважением, считаться с его советами и указаниями, касающимися правил охоты.
В заключение отмечу следующее. Всегда существовали и существуют противники охоты как пережитка прошлого. Во многом их мнение складывается на основе тех примеров, которые они видят в жизни. Лжеохотники-стрелки, с оружием в руках уничтожающие все живое вокруг, в сознании этих людей ассоциируются со всеми охотниками. И разрушить сложившийся стереотип очень трудно. Негативное отношение к охоте ее противники еще основывают на том, что убивать животных мол, негуманно. Однако обсуждать, правомерно ли вообще людям охотиться и убивать диких животных, не имеет смысла, так как охота неизменно сопровождала и сопровождает человека на протяжении всей его истории, от появления на земле до настоящего времени.
Для популяризации идей «правильной» охоты необходимо публиковать как можно больше материалов, написанных профессионалами, не только в специальной охотничьей литературе, но главным образом в тех средствах массовой информации, которые доступны широкому кругу читателей.