Причем сухие выходные данные будут дополнены иллюстрациями, краткой оценкой каждого издания и любопытными сведениями о наиболее редких экземплярах из собрания составителя «Летописи» или других частных лиц.
Во времени появления в России первой печатной книги об охоте в 1766 году история европейской охотничьей литературы насчитывала без малого три столетия. Однако уже в 19 в. дружными усилиями многочисленных российских авторов катастрофическое количественное отставание сократилось, а по качеству наша охотничья литература вышла на первый план.Точного количества всех охотничьих изданий, вышедших в России и СССР, не знает никто, но все они, за редкими исключениями, имеются в хранилищах четырех главных библиотек России: РГБ, БАН, РНБ и ГПИБ.
Некоторые старинные и старые охотничьи книги представляют собой большую культурную, историческую и научную ценность, и значимость их столь велика, что в Российской государственной библиотеке они занимают достойное место в Музее книги.
Классических «Указателей» охотничьей литературы на русском языке существует всего два. Составителем одного из них был первый отечественный охотник-библиофил Л.П. Сабанеев (1882 г.), а в 1905−1911гг. Н.Ю. Анофриев издал ценнейшую для потомков «Русскую охотничью библиотеку». С тех пор лишь однажды С.Д. Перелешин опубликовал в «Календаре охоты» (1950 г., 2-е изд. 1953 г.) сравнительно полный перечень книг охотничьего содержания советского периода 1917−1953 гг. Все прочие «Перечни использованной литературы» носили либо отраслевой, либо поверхностный характер.
Собирательство и интерес к охотничьим книгам, как и любое занятие для души, всегда было делом увлекательным, но не легким, потому что в букинистике подобная литература испокон веку занимает место на задворках. Пагубность такого подхода в том, что охотничьи книги частенько приравнивают к некой технической литературе, чуть ли не к инструкциям по водопроводному делу или двигателям внутреннего сгорания. Это большое заблуждение. Охота и литература о ней соприкасаются не с железом, а с самыми древними и глубинными человеческими инстинктами.
Вполне очевидно, что читательская аудитория подобных публикаций невелика, как неоспоримо и то, что в обозримом будущем библиофилы и исследователи российской культуры, в том числе и охотничьей, не переведутся. «Летопись» даст представление не только о богатом книжном наследии российских охотников, но и соединит нашу историю и охотничью литературу.
Несколько пояснений библиографического характера.
Любая классификация книг (отраслевая, алфавитная и т.п.) имеет свои недостатки, которые в специальных изданиях устраняются перекрестными оглавлениями. Для журнальной публикации более всего приемлема хронологическая последовательность, позволяющая проследить эволюцию охотничьей литературы и книжного дела в России и придающая «Летописи» историческую последовательность и стройность.
В «Летопись» включены только собственно охотничьи книги.
За ее пределами оставлены многочисленные периодические издания, уставы, правила и отчеты охотничьих обществ, отдельные типографские оттиски из журналов и газет, труды о животных и географических путешествиях, содержащие полезные для охотников сведения, но относящиеся к литературе иного жанра. Кроме того, в описаниях книг не всегда указаны все библиографические источники, главными из которых являются труды Л.П. Сабанеева и Н.Ю. Анофриева.
Полные названия некоторых книг столь обширны, что могут занимать полстраницы, поэтому они сокращены в соответствии с устоявшимися и общепринятыми в научно-популярных публикациях нормами.
Для отдельных книг по «Книжным летописям» и другим источникам установлены тиражи, что поможет оценить редкость того или иного издания, хотя само понятие «редкая книга» весьма условно и субъективно. С большой вероятностью можно утверждать, что в наше время «редкой» считается любая книга, изданная 100 лет назад. Безусловно, редкими, редчайшими следует считать книги, вышедшие до войны 1812 года, малотиражные роскошные альбомы, периферийные издания и т.п.
Читателей не должно смущать наличие в частных собраниях книг с музейными и библиотечными штампами. Дело в том, что в конце 1920-х и начале 1930-х годов государственные и общественные книгохранилища были подвергнуты идеологической чистке и значительное количество книг, в том числе и нейтральной охотничьей тематики, было направлено в букинистическую торговлю или продано за границу.
Русская охотничья литература — огромная страна, в которой любознательный читатель откроет для себя много нового. Приятного путешествия!
Комментарии (0)