Охотник, ты кто?

Изображение Охотник, ты кто?
Изображение Охотник, ты кто?

Когда появился в России охотничий телеканал «Охота и рыбалка», первой моей мыслью было организовать всех охотников (хотя бы московских), чтобы они своими меценатскими инвестициями помогли Леониду Костюкову преобразовать канал во всероссийский, на уровне Центрального телевидения.

Ведь столько лет мы этого ждали, обделенные вниманием «голубого экрана»! Есть новости, кинофильмы на любой вкус, безумно жуткие мультики, которые страшно показывать детям с их несформировавшейся психикой; есть набившие оскомину юмористические передачи с плоскими остротами и несколько спортивных каналов.

Но охотники, составляющие большинство психологически вменяемого мужского населения и все возрастающее число женского, вынуждены довольствоваться в лучшем случае «Зоо ТВ», «Discovery», «Animal Planet» да еще «National Geographic», чтобы хоть как-то скрасить промежутки между охотами. И вот, казалось бы, оно наконец свершилось: появилась специализированная передача для охотничьей братии, без рассусоливания, без нюней о спасении несчастных ежиков, родившихся без иголок, или дикой утки, повредившей крыло, место которой скорее в котелке, чем на больничной койке под наркозом. Но... Одна беда – первый охотничий канал смотреть могут лишь избранные, подключенные и интернет-телевидению.

К счастью, следом появился родной брат «Охоты и рыбалки» под названием «Охотник и рыболов», доступный уже через «тарелку» спутникового TV, что, конечно же, расширило аудиторию. Ведь хоть и хорошо, что теперь не два, как раньше, а не менее шести охотничьих журналов, но все же пресса – это печатное средство, а «ящик» предназначен не только для зомбирования людей «Домом-2» и подобными безобразными низкопробными поделками… Но чем дальше и дольше смотрю поочередно обе околоохотничьи телепрограммы, тем все более кажется, что следовало бы их назвать наоборот: «Рыбалка и охота» и «Рыболов и охотник», если уж придерживаться логики объема демонстрируемых там сюжетов.

А еще лучще поставить в название на первое место «Рекламу рыболовных приспособлений и кухонных гаджетов…», а потом уже запустить действительно отснятый на рыбалке и охоте материал. Прискорбно, что даже этот выстраданный и желанный для нас телеканал не избежал беды всего нашего телевидения – вездесущей рекламы, занимающей порой по продолжительности не соизмеримое с видеосюжетами место. Понятно, что каналу приходится как-то зарабатывать «на поддержку штанов», но неужели настолько дела плохи?

Однако поговорить, я думаю, назрело еще и вот о чем. Рост популярности охоты среди россиян – дело хорошее. Страны западной Европы, где плотность населения не мешает процветанию и обилию дичи в угодьях, должны быть нам примером рачительного хозяйствования. И любой здравомыслящий родитель предпочтет вырастить своего ребенка или внука любящим и берегущим природу охотником, чем наркоманом или представителем сексуальных меньшинств. Слава Богу, теперь все стало доступнее: и вступление в охотники не требует кандидатского стажа, и выбор оружия в магазинах заставляет глаза разбегаться, и даже экипировка как отечественных, так и зарубежных производителей сама просит себя примерить или хотя бы потрогать.

Но чтобы количество охотников переросло в качество, нужно еще очень многое, и дело вовсе не в материальной составляющей. Если когда-то, попадая в небольшой коллектив охотников, молодой человек с каждой совместной охотой перенимал от старших и впитывал в себя основополагающие нравственные принципы и усваивал на практике выстраданные веками (часто потом и кровью) положения «Охотминимума», то теперь сплошь и рядом Интернет пестрит объявлениями: «Куплю охотбилет» или «Помогу в срочном оформлении оружия». А к чему может привести безудержное бахвальство оружием и своей «крутостью» в компании молодых людей, среди которых часть оказалась или не вполне адекватной, или уже наупотреблявшейся алкоголя, или накурившейся, – это, полагаю, всем хорошо известно.

Как-то раз попался мне на глаза видеоролик, где несколько парней за короткое время опустошают мешки патронов, паля из полуавтоматического оружия сначала по банкам, а потом по всему вокруг, даже не целясь, срезая выстрелом в упор елочки и березки. Мало того, что они кичились перед камерой своими бесчинствами по отношению к природе, они потом это выкладывали в Интернет! Что это? Ведь все они получали справки из соответствующих диспансеров и должны считаться вменяемыми и законопослушными гражданами, раз получали лицензию на оружие…

Проблема, конечно, в культуре, а точнее, в ее отсутствии. Воспитание же культуры следует начинать как можно раньше. И никто этого не сделает, кроме нас, охотников, никто не научит молодых людей получать удовольствие, находясь на охоте, кроме тех, кто этим «искусством» сам владеет. Точно так же, как мы одергиваем шалопая, закурившего в лифте или подъезде, – так же надо объяснять, что нельзя стрелять утку на уровне камышей, отчего может пострадать другой охотник, что непорядочно мешать своими выстрелами посадке гусей на профили у обустроенных скрадков соседей, на заведомо запредельной дистанции, и многое другое. Раз уж охотбилет теперь получают, минуя общество и охотколлектив, да и коллективы сами формируются зачастую спонтанно, функцию воспитания во многом должны взять на себя средства массовой информации, телевидение и Интернет.

Но что же мы видим на нашем любимом, долгожданном и выстраданном телеканале для охотников? К сожалению, все реже видим репортажи Сергея Астахова и других увлеченных охотников из Тверской, Смоленской, Кировской областей, из Белоруссии, которые своим примером пропагандируют принципы правильной охоты. Очень хорошо, что есть передачи об охоте в африканских странах, Америке, Аргентине, Новой Зеландии и Западной Европе, но перлы переводчицы, ничего не понимающей ни в охоте, ни даже в сути происходящего на экране, не могут не вызвать недоумения. Вот несколько примеров. Комментируя Танзанию, она упорно называет Охотничью Резервацию (Game Reserve) – территорию, отведенную специально для охоты, где запрещается любое стационарное поселение людей, возделывание земли и иная деятельность, отличающаяся от охоты, – заказником. А в понимании любого россиянина заказник – территория совершенно противоположного назначения, где любая охота запрещена!

Когда же говорится, что «стрельба по буйволу ведется дробью 416-го калибра», сначала это вызывает улыбку, но на второй и третий уже раздражает. Нелепо и заявление после каждого выстрела, что произошло «попаданиие точно в лопатку» (как будто телезритель не в курсе, что у животного, кроме этой части тела, существуют и другие). При этом охотник видит либо точный выстрел в основание шеи по позвоночнику, либо, напротив, поражение по кишкам с последующим долгим добором. Все это не вызывает иного желания, как выключить звук телевизора и смотреть только видео, комментируя его самостоятельно. Список «ляпов» можно продолжать. Я далек от мысли, что устроители телеканала – посредственные охотники, не видящие разницы в вышесказанном.

Однако как минимум напрашивается вывод, что перевод перед подачей материала в эфир никто не отредактировал и что до конечного результата никому нет дела. В сравнении же с телеэкраном охотничий Интернет и вовсе представляет собой разброд и шатание. Если на сайтах Клубов Сафари и Huntclub.ru еще выдерживаются какие-то нормы, стимулирующие правильную охоту и служащие становлению начинающих охотников на путь истинный, то на других сплошь и рядом демонстрируется пренебрежение к трофею, неуважение к загубленной жизни животного, пустое бахвальство горе-охотника. Зачастую то на одном, то на другом форуме приходится объяснять прописные истины о том, что такое «последний прикус», что не следует усаживаться верхом или ставить ногу на трофей.

Ведь это не поверженный враг, а заплатившее жизнью за ваше увлечение охотой дикое животное, достойное уважения.

Достойное поведение на охоте не определяется ни размером кошелька, ни количеством выпитой водки, ни способностью привлечь к охоте вертолет и (или) пулемет. Достойно памяти лишь то, что не стыдно оставить своим детям, внукам и потомкам вообще. Не любя все живое, на кого вы охотитесь, не стараясь избавить животное от лишних мучений, не помогая коллегам по страсти, даже незнакомым, в их затруднениях, нельзя стать охотником с большой буквы. Хочется пожелать каждому, кто «созрел» для покупки оружия и вступления в ряды охотничьей братии, в первую очередь задуматься над этим.

Тот, кто глумится над «братьями нашими меньшими», не кто иной как нелюдь, мешающий всем остальным, инициирующий «зеленых» на антиохотничьи выступления и стимулирующий наших законотворцев на запрет гражданского короткоствола, самостоятельного снаряжения патронов к нарезному оружию, самой честной и великолепной охоты с луком и других давно назревших прогрессивных решений.
Сегодня редко можно увидеть на экране великолепно оформленные трофейные комнаты или охотничьи домики в странах с благополучным охотничьим климатом. А ведь предназначение таких показов – просвещение, развитие культуры, пропаганда гармонии с природой.

Раз уж богатым наследием литературы, оставленным нам Аксаковым, Толстым, Тургеневым, Куприным, Маминым-Сибиряком, Арсеневым, Пришвиным, Бианки, сейчас мало кто пользуется, то новые средства пропаганды и воспитания должны прийти нам на помощь. Мы мало общаемся, прогрессирует отчуждение, навязываемое отрицательной составляющей западного образа жизни. Тем сильнее должно быть востребовано слово, сказанное с экрана телевизора, тем более если оно способно возместить пробел в воспитании тех, кто идет следом за нами. Нельзя допустить, чтобы сиюминутные материальные потребности заслонили главное – саму охоту, дарящую радость и гармонию общения с природой.
А вы как думаете?