История одной фотографии

Изображение История одной фотографии
Изображение История одной фотографии

У меня много знакомых, дружбой с которыми я очень дорожу. Один из них – Виктор Иванович Писарев, житель поселка Осиново Зеленодольского района Республики Татарстан.

Человек-умелец, с «золотыми руками»: за какое дело ни возьмется, каким бы сложным оно ни было обязательно доведет его до конца. Сейчас он работает учителем труда в местной школе.

А еще раньше среди фотографов он был известен как один из лучших фотоохотников республики. Его в свое время хорошо знали не только в Советском Союзе, но и за рубежом. Его фотографии не раз и не два публиковались в журнале «Советское фото» и выставлялись на персональных фотовыставках.

В его домашнем архиве сохранились замечательные снимки, представляющие ценность для любого зоологического учреждения или издания. Он охотно показывает их при наших встречах и с удовольствием рассказывает о встречах с животными во время съемок.

Об одном необычном случае, произошедшем с ним, я и хочу поделиться на страницах охотничьей газеты. Дело было в 70-х годах прошлого столетия. Виктор Иванович и его приятель Анатолий Николаев имели разрешение на фотографирование животных в Волжско-Камском заповеднике. Как-то вечером Анатолий Николаев приехал к Виктору Ивановичу домой и предложил ему поехать на следующий день на Раифский участок заповедника, чтобы сфотографировать лосей, постоянно обитавших там.

В тот день Виктор Иванович по каким-то причинам не смог поехать, и Анатолий Николаев отправился в заповедник к месту съемки со старшим лесничим Виталием Юхиным. Тот знал одну большую поляну в заповеднике, рядом с Раифским монастырем, за шоссейной дорогой, где в те дни находились лоси.

Анатолий, увлекшись съемкой, подошел к животным слишком близко. Когда он фотографировал самку, самец пошел на него, но остановился неподалеку. Самка же, сначала не подававшая признаков агрессии, вдруг встала на дыбы и попыталась сходу обрушить на фотографа удар передними копытами, но промахнулась и опустилась на него сверху.

Это счастье, что Анатолий оказался под брюхом разъяренного животного, которое, вертясь, пыталось втоптать его в глубокий снег. Виталий Юхин, видя, что дело принимает непредсказуемый оборот, снял со своей головы шапку и бросил в морду животного. Попал в глаз.

От неожиданности лосиха отпрыгнула. Это и тот факт, что фотограф оказался под брюхом разъяренного животного, а не под его копытами, спасло ему жизнь. Но без потерь все равно не обошлось. Дорогой фотоаппарат был разбит, телогрейка порвана. Виталий Юхин, не находил себе места и был сильно расстроен случившимся и даже жалел о том, что привел фотографа сюда.

В тот же вечер оба приехали к Виктору Ивановичу Писареву и рассказали о происшедшем. Друзья решили на следующий день ехать на то же место, но только не приближаться к животным, а фотографировать их с безопасного расстояния. Только старший лесничий Виталий Юхин все больше молчал и ни за что не соглашался идти с ними: «Хватит мне впечатлений и сегодняшнего дня!» – отмахивался он.

На следующий день утром фотоохотники на широких охотничьих лыжах прибыли на место. Для дальней съемки они взяли с собой два «Зенита» с объективами. Был март. В это время самка начинает прогонять от себя быка, который, однако, никуда не хочет уходить от нее и находится рядом.

Погода для съемок была удачной: замечательное утро, яркое солнце. Лоси стояли на той же поляне, что и вчера, как будто никуда отсюда не уходили. Лось стоял в зарослях молодых деревьев и кустарника, а корова – у трех сосен в центре поляны. Как договорились заранее, снимали осторожно, издалека, с разных сторон. Вначале фотографировали метров с 15–20. Потом подошли чуть ближе, метров на десять, и сняли зверей крупным планом для слайдов. Затем осмелев, подошли на лыжах еще ближе.

Вошли в азарт. Животные стояли спокойно и, казалось, вовсе не реагировали на людей, словно не понимая, что от них хотят двуногие существа. Виктор Иванович подошел к соснам и встал метрах в 7–8 от животных. Отсняв две пленки, тут же перезарядил фотоаппарат. Подошел к лосям еще ближе. Те по-прежнему медленно передвигались по поляне или стояли на месте рядом с фотографирующими их людьми, изредка бросая на них равнодушный взгляд.

В это время солнечный луч от объектива Виктора Ивановича ударил в глаз коровы. Она пошла на человека и, приблизившись, остановилось рядом. Волнующийся за фотографов и пришедший их проведать Виталий Юхин бросился на помощь Виктору Ивановичу и каким-то образом помешал животному расправиться с ним. Между тем лось подошел к Анатолию Николаеву метров на пять. «Анатолий, берегись!» – крикнул ему Виктор Иванович.

И тут бык вдруг со всего маха бросился к Виктору Ивановичу и метрах в полутора от него встал на дыбы. Виктор Иванович прислонился спиной к сосне. Лось вернулся в «исходное положение» и, держа в полуметре от лица Виктора горбоносую голову, водил ею медленно из стороны в сторону. Виктор Иванович стоял, не шелохнувшись.

Так и смотрели они друг на друга – сильное мощное животное и (так казалось) обреченный на смерть человек. Неизвестно, сколько бы времени они так простояли, только лось вдруг попятился назад и, отойдя таким образом от человека метров на пять, развернулся и пошел восвояси.

За ним последовала корова. Друзьям не хотелось дальше испытывать судьбу, и они поспешили уйти с места съемок.

Тот памятный день оказался хоть и опасным для жизни, но удачным в плане фототрофеев.